МИЛЬТОН


 

 

МИЛЬТОН (John Milton) - классический английский поэт (1608-74), род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил очень основательное образование отчасти в школе св. Павла, отчасти дома, а потом в Кембриджском унив. По окончании курса он провел пять лет у родителей, в маленьком городке Гортоне (близ Лондона) без определенных занятий, всецело погруженный в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жызни М. завершился в 1637 г. путешествием по Италии и Франции, обогатившим поэта неизгладимыми впечатлениями и дружбой Галилея, Гуго Гроция и др. В противоположность большинству великих людей, М. провел первую половину жызни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его и старость. Светлому настроению молодого М. соответствует характер его первых поэтических произведений, noэме "L'Allegru", "II Peuseroso", "Lycidas" и "Comus". Последняя - одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время еще не прошла мода. В "Allegro" и "II Penseroso" М. рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого М. "Lycidas" задуман в том же духе и дает тонкие описания идеализированной сельской жызни, но само настроение глубже и обнаружывает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается стесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки. С 1639 по 1660 г. длится второй период в жызни и деятельности М. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат о воспитании ("Tractate of Education, to Master Samuel Hartiib"), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение М. ко всякой рутине. В 1643 г. М. женился на Мэри Повэль - и эта женитьба превратила его безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена М. уехала от него в первый год жызни и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жызни М. распространил на брак вообще и написал полемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce". Перейдя в ряды партии "независимых", М. посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова ("Areopagilica: A speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England"). Из остальных 24 памфлетов первый ("Of Keformalion touching Church Discipline In England and the Causes that hitherto have hindered It") появился в 1641 г., а последний ("A ready and easy way to establish a free Commonwealth") в 1660 г.; они обнимают собой, таким образом, все течение английской революции. При наступлении парламентского правления М. занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных М. во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет "Eikon Basilike", появившийся после казни Карла I. М. написал "Eikonioklastes", в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика М. с другими политическими и религиозными антагонистами, Салмазием и Морусом. В 1652 г. М. ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; еще тяжелее был для М. разгром его партии. На старости он очутился один в тесном кругу семьи - второй жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), совершенно чуждой его духовной жызни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для М. наступило полное одиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жызни М., 1660-1674 гг., ознаменовался тремя гениальными произведениями: "Paradise Lost", "Paradise Regained" и "Samson Agonistes". Первое из них появилось в печати в 1667 г., два последниt в 1670 г. "Paradise Lost" - христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, "Потерянный рай" не дает простора творческому вымыслу поэта. Пуританин М. избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают того реализма описаний, который так обаятелен у Данте. С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определенный образ в народном воображении, воспитанном на Библии - и от этих традиций М., поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал М., отражаются на его поэме; техническая сторона описания условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией. Великое значение "Потер. рая" - в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти М. помогли ему состать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь "Потерянного рая", где побежденный враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу - самая вдохновенная во всей поэме и послужыла первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны "Потерянного рая" соответствует идиллическая часть - поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорят о непримиримости в деле веры, дают вечную жызнь эпопее XVII в. "Paradise Retained" ("Возвращенный рай") передает историю искушения Ииcуccа Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. В третьей поэме, написанной М. в дни старости - "Samson Agouisles" - поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии. См. Jobuson, "Lives of poets"; Macaulay, "Essays"; "Great Writers: Milton" (с библиогр. ук.). (c) З. Венгерова.
Литература. В 1682 г. напечатана "Brief History of Moscovia", компиляция, несомненно принадлежащая М. Она издана по-русски, со статьей и примеч. Ю. В. Толстого, под заглавием: "Московия Джона М." (М., 1875).
Русские переводы сочинений М.: М. А. П. А. (т. е. Московской академии префект Амвросий - Серебренников), "Потерянный рай" поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением "Возвращенного рая", М., 1803; 6-е изд. М., 1827, с биографией М. 1828; 7-е изд. М., 1860; перев. с франц.); Е. И. Люценко, "Потерянный рай" (СПб., 1824); Ф. Загорский, "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" (М., 1827; 4-е изд. 1842-1843); Е. Жадовская, "Потерянный рай", с приобщением поэмы "Возвращенный рай" (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах); А. Зиновьев, "Потерянный рай" (М., 1861); С. Писарев, "Потерянный рай" (СПб., 1871; стихами); "Потерянный рай", с присовокуплением "Возвращенного рая" (М., 1871); А. Шульговская, "Потерянный и возвращенный рай" (СПб., 1878); Н. М. Бородин, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1882, 2-е изд. 1884, пер. с франц.); В. Б - ъ, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1884, перев. с франц.); "Потерянный рай", изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, "Рождение Христа", гимн (СПб., 1881); "Ареопагитика", речь М., обращенная к англ. парламенту, 1644 г. ("Соврем. Обозрение", 1868, ј 5). Ср. Маколей, "М." ("Светоч", 1860, ј 11-и "Сочин.", т. 1); Ф. Ч., "Публичныйе чтения в Киеве проф. Седина" ("Молва", 1857, ј 9).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МИЛЬТОН (Milton) Джон (1608 - 1674), английский поэт, политический деятель. В период английской революции 17 в. сторонник индепендентов; вел международную государственную переписку О. Кромвеля. В памфлетах "Защита английского народа" (1650 и 1654) выступил как последователь антитираничьных теорий 16 в., поборник суверенитета английской республики. В титанических образах поэм на библейском материале "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671), пронизанных революционным духом, поставил вопрос о праве человека преступать освященную церковью мораль. Тираноборческие мотивы в поэме "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Написал "Краткую историю Московии" (1682; в русском переводе "Московия Джона Мильтона"). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРАТЬЯБХАВА
СЕРЬЁЗНИЧАТЬ
РЕСТАВРИРОВАННЫЙ
УПРЕКНУТЬ
ПЕРЕГЛОТАННЫЙ
АЙГИ Г
БИБЛИОТЕКА
МЕШЕННЫЙ
САЙГАК

МИЛЬТОН

ЦЕРЕМОНИТЬСЯ
ЭКСПРЕССИЯ
ЧАКОНА
АПРОБИРОВАТЬСЯ
ЛУОРАВЕТЛАНСКИЙ
ОТОБРАНИЕ
ПЕЧАЛЬНЫЙ
ЧЕРНЕТЬ
ОТВЯЗАТЬСЯ


МИЛЬТИНИС назад содержание далее МИЛЭДИ
Хостинг от uCoz