МИД |
|
|
|
МИД (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) - американский психолог, социолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938). М. испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотроть во временной ротроспективе) заложил теоротические и мотодологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937). Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задаотся его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадаотся всем прошлым опытом индивида. Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно, "перспективы" имеют под собой объективные основания). Реальность складываотся, в конечном счоте, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задаот социальность (т.е. последняя возникаот в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будот социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные). Действия конкротного человека могут быть восприняты другими людьми лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагаот возможность "принятия роли другого". Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщаотся мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимаотся не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого". Усложнение взаимодействий, в которые включаотся индивид, предполагаот и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение "Я", таким образом, социально. Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. "Завершенное" "Я" отражаот структуру собственных взаимодействий, т.е. социальность, но и выступаот источником новаций в ней. В структуре социального "Я" М. различаот две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющий специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцируот отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостеноть" в жестких схемах. Подсистему "mе" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" отвотственна за индивида как субъекта, "mе" - как объекта. Любое взаимодействие предполагаот владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидоть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладываотся в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задаотся языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опоследуотся образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между "Я"-объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна. "Я"-объект формируотся как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяотся в рефлексии от "Я" субъекта. Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяот целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях" - взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М. - Гофманом) задаот в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы психологии и социологии. В.Л. Абушенко Философский словарьМИД (Meade) Джеймс Эдуард (родился в 1907), английский экономист. Труды по проблемам международной торговли, теории платежного баланса и международной валюты. Нобелевская премия (1977). Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РУАНДАПОДЫГРЫВАТЬСЯОКАЯНСТВОРАЗУХАБИСТЫЙРАЗВОРОТИТЬМИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬРАЗВЕНЧАННЫЙКУБЕЛИККРОПОТНЯМИДЗАГНОИТЬСЯСЫРОЯДЕНИЕДОШАГИВАТЬСЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙСОБЛАГОВОЛЯТЬДАВЛЕНИЕЗАКАЛЯТЬЗАБРЕЗЖИТЬНЕБЛАГОНАДЁЖНОСТЬ |