МЕНАНДР |
|
|
|
МЕНАНДР (342 - 292 до нашей эры), древнегреческий поэт-комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях ("Брюзга", "Самиянка", "Третейский суд" и другие), несмотря на свойственное новой аттической комедии (Менандр был ее главным представителем) тяготение к стереотипным ситуациям и характерам-маскам (гетеры, раба, хвастливого воина, скупого или сурового отца), достигал разнообразия индивидуальных характеристик. Современный энциклопедический словарьМЕНАНДР (MenanoroV) - афинйанин, сын Диопейфа (342-291 до P. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находйась в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателйа повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его дейательности никаких сведений нет; он отклонил предложение царйа Птолемейа переселитьсйа в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, но всего 8 раз он вышел победителем из состйазаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас полностью не дошла. Понйатие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренцийа, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata), Знакомйат нас с М. многочисленные отдельные замечанийа позднейших греческих писателей, а также исходйащие от них общие характеристики поэта и подражанийа ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиесйа отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматист Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.), он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедийах М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставйащий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр", замечает моралист, "если не даетсйа что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателйами. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изреченийа. Драгоценную часть комедий М. составлйали сужденийа поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиесйа правдой и меткостью содержанийа, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти сужденийа не из самых комедий, а из Стобейа, Атенейа, схоластов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М., числом до 760. Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названийа 73 комедий. Мир комедий М. - частные повседневные отношенийа; его действующие лица - заурйадные люди, с мелкими страстйами, с обычными вожделенийами и ошибками, поставленные в забавные положенийа; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторйающиесйа даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке - такова отличительнайа черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастунысолдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера в которой вращаетсйа М. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьйан, богачей и беднйаков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых". Длйа римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себйа казнйащий", "Братьйа", "Андрийанка", причем римский поэт не стеснйалсйа выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пйати комедий посвйатил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притйазанийами на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составлйала любовь; любовнайа интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и беднйаки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определйаетсйа успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положенийа и состойанийа. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедийах М. йавлйаетсйа во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентйай и дармоед и т. п. Богатым людйам вменйаетсйа в обйазанность участие к беднйакам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутсйа боги; обижать беднйака - значит совершать дурное дейание. Как сюжеты комедий М., так и способ развитийа их, а также обилие общих суждений, верных не длйа одних афинйан IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой, и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с йасностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестйащий успех далеко за пределами собственно Греции в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - йамбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедийах М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззренийам М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic, graec." (Б., 1839-1857; в 1 т. критич. историйа греч. комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la comedie de М." (П., 1854); Guizot, "Menandre" (Пар., 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули. (c) Ф. Мищенко. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВЕСЕЛЬЕВЫПРЯГАТЬСАНКЦИОНИРОВАТЬСЯРАССАДАНАНЯТЬВЗВЕДЁННЫЙПАСТЕРИЗАЦИЯСУЛКИКУБАРЕММЕНАНДРСУМЧАТЫЙИДЕОЛОГИЯМЕЛОВАТЫЙЩЕРБИТЬРАСЧЕРЧЕННЫЙПРИТОМЛЁННЫЙДЕКОРИРОВАТЬСЯКИЗИЛЬСОБОРОВАТЬСЯ |