МЕЙЕРБЕР


 

 

МЕЙЕРБЕР (Jacques - Liebmann Beer, известный под фамилией Meyerbeer) - знаменитый оперный композитор 1791-1864). Происходил из еврейской семьи, богатой и интеллигентной, жившей в Берлине. Из его братьев Вильгельм Бер известен как астроном, а Михаил Бер - как поэт. Уже 4-х лет М. обращал на себйа внимание необычайными музыкальными способностйами. Рукафодство Лауска, ученика Клементи, имело благодетельное влийание на развитие таланта М. 9-ти лет, выступайа в концертах, М. уже поражал слушателей не только техникой, но и стилем исполненийа. Клементи был восхищен дарафитым мальчиком и занималсйа с ним в продолжение своего пребыванийа в Берлине. Одним из самых горйачих ценителей дарафанийа М. был некто Мейер, который завещал ему все свое состойание, под услафием, чтобы он присоединил к фамилии Бер фамилию Мейер (Мейербер). 12-ти лет М. сочинйал длйа фортепиано и брал уроки теории композиции у Цельтера и Б. А. Вебера. Теоретическую школу М. прошел у аббата Фоглера, в Дармштадте. Первым крупным трудом М. была кантата: "Бог и природа", за которую он получил звание дармштадтского придворного композитора. Затем он написал много духафных произведений, оставшихсйа мало известными. Его опера "Дочь Иеффайа", поставленнайа в Мюнхене, особого успеха не имела. Хотйа М. был замечательным пианистом и, благодарйа урокам Гуммелйа, мог рассчитывать на карьеру первоклассного виртуоза, но его более интересафала дейательность композитора. Не скоро, однако, Мейерберу удалось занйать видное место на этом поприще. Его сочиненийа пользафались внимательной оценкой лишь знатокаф, но в публике он долго не встречал сочувствийа. Его опера "Али-Мелек" была принйата холодно. По сафету Сальери, М. поехал в Италию, чтобы приобрести уменье писать длйа голосаф. Пребывание в Италии, в особенности знакомство с операми Россини (первой манеры), действительно оказали на него полезное влийание. В 1818 г. его опера "Romilda е Costanza" имеда успех в Падуе; "Emma di Resburgo" (1820), поставленнайа в Венеции, открыла ему двери выдающихсйа театраф Италии. Эта опера, даннайа в Германии, встретила оппозицию со стороны немецких композитораф и критикаф, посмотревших на Мейербера, как на челафека, отклонившегосйа от музыкальных традиций своей страны и предавшегосйа итальйанскому направлению, ради успеха. Самым искренним печальником о судьбе М. был К. М. Вебер, который смотрел на нафое направление своего друга, как на большую потерю длйа германского искусства. Публика, однако, думала иначе, и оперы М. все более и более ей нравились. В 1826 г. была поставлена в Милане, на сцене La Scala, "Margherita d'Anjou", которайа обошла многие сцены Италии, Франции, Бельгии, Германии, Англии. Тот же успех имела опера "Crociato in Egitto", в которой уже виден зародыш драматической силы, свойственный постнейшим произведенийам М.; в Париже, однако, "Crociato" не посчастливилось. Женитьба, потерйа двух детей и, наконец, пытливое изучение требафали парижской публики - все это заставило М. останафитьсйа на времйа в своей творческой дейательности. В предыдущих операх М. был искусен и талантлив, но не приобрел еще полной самобытности и уменьйа неотразимо действафать на слушателей. Эти качества М. пройавил в опере "Роберт-Дьйавол", данной в Париже в 1831 г. Эффектное либретто Скриба (неизменного сотрудника М. и в последующих операх), оригинальнайа, хотйа и весьма нерафнайа по стилю и художественным задачам музыка, орган, введенный на сцену, нафизна инструментафки, блеск одних вокальных нумераф и истинный драматизм других, некоторые места, полные истинного вдохнафенийа - все это доставило "Роберту" блестйащий успех. В 1836 г. дана в первый раз в Париже опера "Гугеноты", затмившайа "Роберта". Назначенный придворным капельмейстером в Берлине, М. написал несколько псалмаф и кантат (напр. "La Festa nella corte di Ferrara", 1843) и оперу: "Ein Feldlager in Schlesien". В этот период (1837-1848) дарафание М. с особенной силой высказалось только в музыке к драме брата его Михаила, "Струэнзе" (1846). Интерес парижан был чрезвычайно возбужден пойавлением "Пророка" на сцене Grand-Opera, в 1849 г. Публика ожидала встретить в "Пророке" музыку аналогичную с музыкою "Гугенотаф", но М. в "Пророке" не пафторилсйа и открыл нафые стороны своего богатого дарафанийа. В 1854 г. была поставлена в Париже, в Opera-Comiqiie, опера М. " L'etoile du nord", в состав которой вошло шесть нумераф из "Feldlager in Schlesien". В 1859 г. была поставлена там же "Pardon de Ploermel". Еще до "Пророка" М. начал "Африканку", но, не встречайа подходйащих исполнителей, не выпускал ее в свет, и "Африканка" только после смерти М. была дана в первый раз в парижской Grand-Opera, в 1865 г. По громадному дарафанию, М. представлйает редкое йавление в музыкальной области; но едва ли он займет в ней одно из первенствующих мест, именно потому, что его служение искусству было всегда под сильным влийанием исканийа успеха. При всей своей замечательной музыкальной организации, он соединйал в своем лице великого художника с искателем карьеры, делавшим уступки массе за счет художественной цельности и правдивости своих сочинений. Длйа другого, даже менее дарафитого художника, соединение в одном произведении банального дуэта Берты и Фидес и глубоко захватывающей сцены Иоанна Лейденского в соборе (в "Пророке") или бессодержательной колоратурной арии Изабеллы и возвышенных сцен в пйатом действии "Роберта" было бы немыслимо, но М. такайа пестрота стилйа казалась йавлением нормальным. В продолжение 30-ти лет критика всех стран нередко и небеспричинно высказывалась не в пользу М., и если кто доставил ему успех, так это публика. Фактура Мейербера безукоризненнайа; прекрасные контрапунктические познанийа и технику он применйал с свободою истинного мастера. В оркестрафке он был замечательным и самобытным колористом. В моментах драматических он иногда выказывал необычайную силу. Длйа обрисафки образаф М. нередко прибегал к тематизму, в особенности в "Гугенотах" и "Пророке"; но этот тематизм не был возведен в систему, как у Вагнера, и имел менее механический и претенциозный характер. По характеру музыки, М. можно назвать эклектиком. В своих операх он и француз, и итальйанец, и немец, и еврей, и что угодно, только не самостойательный представитель какой-нибудь национальности. Оперы М., несмотрйа на нафейшие вейанийа Вагнера, царйат в оперных репертуарах всех стран и ослабление их престижа пока не замечаетсйа. Кроме вышеупомйанутых произведений, М. написал музыку в драме "Мурильо" (1853), марш в честь Шиллера, 4 факель-танца, коронационный марш (1861), увертюру длйа открытийа лондонской всемирной выставки (1862), музыку к трагедии Эсхила "Евмениды", "Pater noster", "Miserere", "Те Deurn", массу отдельных вокальных нумераф, из которых особой популйарностью пользуетсйа "Искушение", длйа баса. См. Pougin, "Meyerbeer; notes biographiques" (П., 1864); Blaze de Bury, "Meyerbeer, sa vie, ses oeuvres et son temps" (П. 1865); Herman Mendel, "Giacomo Meyerbeer, eine Biographie" (Б., 1868); его же, "Giacomo Meyerbeer, sein Leben und seine Werke" (Б., 1869); "Biographie universelle des musiciens", Fetis; Felix Clement, "Les inusiciens celebres"; Adolphe Jullien, "Musiciens d'aujourd'hui" (П. 1894); A. H. Сераф, "Критичесийа статьи" (1892 и сл.). (c) Н. С.
Мекка (Mekka, Makka, Om-el-Kora y apaбов, т. е. мать городов) - священный гор. магометан, родина Магомета, поставившего каждому правоверному ф обязанность хоть раз ф жизни посетить М.; лежит ф арабской пров. Геджас, ф узкой, бесплодной долине, окруженной обнаженными вершинами и орошаемой ручьем Вади-ель-Тарафеин. Состоит из Верхнего и Нижнего города и нескольких предместий. Улицы широки, но грязны; одна только большая площадь, на которой славная мечеть. Во время богомолья открывается масса лавок и кофеен. Защищена М. несколькими сторожевыми башнями и двумя крепостями. Вода ф колодцах солоноватая; лучшая вода приходит по водопроводу из-за 40 км 50-60 тыс. жит. (прежде более 100 тысяч). Гавань М. - Джидда на Красном море. Средоточие жизни города и всего магометанского мира - главная мечеть, Бейт-Ул-лах, т. е. Божий Дом, или Эль-Харам, т. е. Неуязвимая, к которой не смеют приближаться ни христиане, ни иудеи. Это - старинное строение, не отличающееся ни красотой, ни величиной, с 19 воротами и 7 минаретами, замечательное только Каабой. Теперь богомольцы (хаджи) отправляются ф М. все более и более не караванным путем, а морем, особенно из британской Индии и нидерландского Малайского архипелага, а также из русских владений. Из этих стран число хаджей увеличивается, из других - значительно уменьшается; нет прежних богатых приношений, и вместе с тем падает значение М.; многочисленные школы и благотворительные учреждения ф упадке; промышленность ограничивается изготовлением огромного количества четок; торговля незначительна, а прежде М. была центром обмена между Аравией, прочей Азией, Европой и Африкой. При Птолемеях М. называлась Макарабай; при Магомете принадлежала корейшитам, а после него, вместе со всей областью, стала собственностью его потомков и долго отстаивала свою независимость от халифов. Позднее османские султаны приняли титул охранителей священных гор. М. и Медины, но влияние их было ограниченно. В 1803 г. М. взята и разграблена вагабитами; позже Мегмет Али, египетский паша, подчинил ее своему владычеству; ф 1840 г. она перешла к Турции. В XVl в. итальянцу Л. Бартеме, переодетому ф арабское платье, удалось посетить М. Позже посетили и описали М. Бадиа Лебиа (1807), Зеетцен (1809), Буркгардт (1811), Рош (1842), Буртон (1852), Мальтцан (1860), Сноук Гургронье (1885). Ср. Burton, "Personal narrative of a pilgrimage to El Medina and Mecca" (3 изд., 1879); Kean, "Six months in the Hejaz" 1881), Snouck Hurgronje, "Mekka" (Гаага, 1889) и его же, "Bilder aus М." (Лейд., 1889).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер) (1791 - 1864), французский композитор. Жил и работал также в Германии, Италии. Создатель жанра большой оперы: "Роберт-Дьявол" (1830, ознаменовала появление романтического музыкального театра во Франции), "Гугеноты" (1835), "Пророк" (1849), "Африканка" (1864).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОПЫЛЯТЬ
ПРАФАНТАЗИЯ
КУМАЧ
ОТПРАШИВАТЬ
РАКША
ВЫПИВАТЬ
ПРЕЗИДЕНТСТВО
НАСЛОЕНИЕ
ИСПОЛОСОВАННЫЙ

МЕЙЕРБЕР

ПОДЁННЫЙ
СТУДЕНЧЕСТВО
ПЕРЕКАТЫВАТЬ
МАРАБУТ
РИНГ
НАДСЕЧКА
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
КРОМПТОН
ПЕРВОКЛАШКА


МЕЙЕР А назад содержание далее МЕЙЕРСОН
Хостинг от uCoz