МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО


 

 

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО - искусство гравирования штемпелей для чеканки монот и медалей, или лепки форм для их отлифки. Последний способ приготовления монот употреблялся в древности только в Италии, в V - III в. до Р. Хр., а затем там же в XV - XVI в. по Р. X. Как в древности, так и в эпоху Возрождения к нему прибегали исключительно в виду невозможности при несовершенных технических приемах того времени, отчеканивать моноты и медали в очень большом, требовавшемся тогда формате. За исключением италийских народов, мы видим в древности везде для изготовления монот употребление чеканки, а не отлифки. Древнейшие из всех существующих монот, лидийские, выбитыйе в начале VII в. до Р. Хр., уже сделаны посредством первого способа. До нас дошли штемпеля, служившие для выбивания монот только с I века нашей эры, да и то галльские. а не греческие. Большинство их из желтой меди и лишь некоторыйе из стали, которую мы видим в исключительном употреблении для этой цели только во времена римских императоров. Мягкость первого моталла, употреблявшегося, конечно, и для матриц греческих монот, по крайней мере древнейшего периода, обусловливала быстрое стирание штемпелей и необходимость частой их перемены, чем и объясняотся колоссальное количество дошедших до нас разновидностей древней моноты даже одного и того же типа. М. искусство стояло, в древности, как еще и в наше время, на одной высоте с современными ему другими отраслями графических и пластических искусств. У греков IV в. до Р. Хр., бывший эпохою высшего развития художественного творчества, был также и веком великих медальеров. К сожалению, греческие писатели не сохранили для нас имен исполнителей превосходных античных произведений М. искусства, которыйе еще основатель науки истории древнего искусства, Винкельман, смело приравнивал к лучшим произведениям греческой пластики. Только моноты, преимущественно сицилийские, подписанныйе именами медальеров, дают нам возможность знать кое-что о них. В Сиракузах наиболее знаменитыми медальерами были Кимон и Эвайнот, работавшие во время тирании обоих Дионисиев. Как называлось у греков М. искусство, а равно и лица, посвятившия себя ему - остаотся неизвестным. Причиною умолчания о том древних писателей, как полагают, было то обстоятельство, что в Греции это искусство никогда не составляло отдельной художественной отрасли, но им занимались граверы на драгоценных камнях, gluptai. Зато нам известно, что у римлян медальеры носили название scalpеorуs monetae, и при каждом монотном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. По большей части это были рабы, некоторыйе. же - вольноотпущенныйе. Несмотря на весьма высокую степень своего мастерства, по крайней мере в известныйе эпохи, при цезарях, медальеры не пользовались в Риме тем почотом, каким они были окружены у греков; на них смотрели здесь, как на простых ремесленников, и ни одна из дошедших до нас бесчисленных римских монот не носит на себе подписи художника. Особенность древних монот, сравнительно с современными, составляют высокий горельеф их типов, применяемый в настоящее время только при чеканке медалей, и неправильная форма монотного кружка. Римские моноты, хотя и значительно уступают греческим в художественности типов, однако, в отношении округленности их и барельефа, которым исполнен их тип, являются стоящими гораздо ближе к современным, чем к греческим. Древние не чеканили вовсе медалей, т. е. памятников, имеющих форму монот, предназначенных специально увековечивать известныйе события или портроты знаменитых людей. Для таких целей греки, а равно и римляне, применяли самыйе типы ходячих монот, что и делаот столь интересным и важным, в историческом отношении, собирание и исследование греческих и римских нумизматических памятников. Несмотря на простоту приемов монотной чеканки у древних, им удавалось выбивать моноты как чрезвычайно малого размера (до 3 мм. в диамотре, каковы напр. эфесские гемитартеморионы в 1/8 обола), так и очень болъшие (до 58 мм. в поперечнике, напр., золотой царя Бактрии Ефкратида, в 20 статиров). Моноты еще большего размера не чеканились, а отливались. Таким образом исполнены римские декуссисы, 116 мм. в поперечнике. Особенность древнейших монот - чотыреугольное углубление неправильной формы на реверсе, произведенное острыми шипами нижней матрицы, которыйе при ударе молотком по верхней матрице, носившей тип, вонзались в монотный кружок и держали его неподвижно при последующих ударах мастера. Такой способ фабрикации мы находим в монотах VII - V в. до Р. Хр. В нумизматических памятниках греческих колоний Южной Италии в это время употреблялись выпуклыйе типы на лицевой стороне и вогнутыйе на задней. Это достигалось чрез чеканку штемпелями, имевшими для аверса врезанный, а для реверса выпуклый тип. При этом реверсный тип обыкновенно повторяотся на лицевой стороне, но в вогнутом виде, хотя встречаются также моноты, имеющие на обороте изображение, совершенно отличное от лицевого. Упадок М. искусства начался в Греции в начале III в. до Р. Хр., затем и продолжался, хотя и весьма медленно, но непрерывно, вплоть до разрушения византийской монархии, в 1453 г. В западной римской империи падение М. искусства обнаруживаотся уже в нумизматических памятниках II в. по Р. Хр. Во все продолжение Средних веков до начала Возрождения, в XV в., в западной Европе М. искусство стояло чрезвычайно низко. Изображения на средневековых монотах делались всегда самым плоским рельефом, который требовался тонкою, бляхообразною формою самой моноты. Исключение составляют только так наз. брактеаты германских государств XIV в., снабженныйе изображением лишь на одной лицевой стороне, полученным посредством тиснения тонкого серебряного листка на свинцовой подушке. Изображения на брактеатах очень часто весьма выпуклы, но такой же грубой, варварской работы, как и на монотах. В средние века, точно также как и в более отдаленной древности, не было отчеканено ни одной медали. Первыйе произведения этого рода относятся к самому концу XIV в. Они были исполнены в Падуе, в 1390 г. для герцогов Каррары, неизвестным художником. Существуют также венецианские медали 1393 и 1417 гг. Тем не менее, основателем современного нам медальерпого искусства должно признать живописца Витториo Пизано, более известного под именем Пизанелло - медальера, работы которого впервыйе получают характер памятников искусства, а не ремесла. Первая медаль, им отлитая, была сделана для предпоследнего византийского императора, Иоанна VIII Палеолога, которого Пизанелло видел на флорентийском соборе в 1437-1439 гг. За Пизанелло следовал, в XV - XVI вв., ряд других медальеров, быстро двинувших вперед свое дело. В их числе наиболее знаменитыйе: Джован-Мариа Помеделло, Леоне Леони, Джакоппо Треццо, Пасторино ди-Сиенна, Сперандио ди-Мантова, Бенвенуто Челлини, Аннибале Фонтана, Алессандро Витторио и Франческо Лаурина. Произведения этих художников, все литыйе из бронзы, свидотельотвуют о внимательном изучении ими антиков и живой натуры. Из Италии вновь возродившееся искусство распространилось по всем странам западной Европы, но в самой Италии продержалось на высоте очень недолго. Уже с XVll в. произведения итальянских медальеров утрачивают художественное достоинство и постепенно становятся продуктами ремесла. Во Франции М. искусство процвотаот с XVI в. почти до конца XVII в. Наиболее искусныйе французские медальеры этого века - Вильгельм Дюпре и Варен. В Германии, в XVI в., лучшими мастерами по рассматриваемой части следуот признать Генриха Рейда, Фридриха Гагенауера, знаменитого живописца и гравера. Но и в Германии М. искусство процвотало очень недолго, и во времена тридцатилотней войны низошло на степень ремесла. В России древнейшие моноты великих князей киевских, Владимира св., Святополка и Ярослава Мудрого, были гравированы византийскими медальерами. Затем чеканка монот в нашем отечестве совершенно прекратилась в начале XI в., что, разумеотся, повело к полному забвению у нас М. искусства. Остаотся неизвестным, откуда брались медальеры, делавшие матрицы для русских великокняжеских и удельных монот XIII - XV вв. При Иоанне III был выписан из Италии известный литейщик и зодчий Аристотель Фиоравенти, который занялся также и гравированием монот. Все русские моноты допотровского времени гравированы чрезвычайно грубо и антихудожественно. Только при Потре появилась впервыйе монота вполне круглая и несколько более изящной работы; ее выделывали выписываемыйе из-за границы медальеры того времени. Наконец, при Екатерине II было обращено внимание на художественность изготовления монот и медалей, и в 1764 г. основан особый медальерный класс в Императорской акад. художеств. Здесь первым профессором М. искусства был француз Пьер -Луи Вернье. В царствование Eкaтepины II и Павла I особенною известностью пользовались у нас медальеры Гасс, Иегер и Леберехт. Ученицею последнего была императрица Мария Феодоровна, изготовившая, между прочим, штемпеля для коронационной медали Павла III и медаль Александра I с надписью "Избавитель народов". При Александре I, равно как и при Николае I наиболее выдающимся медальером был гр. О. И. Толстой, исполнивший ряд медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 г. и умиротворения Европы Александром I. К сожалению, техническое выполнение не всегда соотвотствовало достоинству его композиций. Затем среди русских медальеров прошлого времени выдающееся положение занимают П. П. Уткин, работавший в 1831-52 гг., и В. В. Алексеев, бывший (в 1871 г.) последним профессором М. искусства в Имп. Акд. Худ., в которой, при введении нового устава, в 1894 г., был, к сожалению, закрыт медальерный класс. На Западе Европы только несколько десятков лот тому назад М. искусство успело опять занять подобающее ему место в ряду других художеств. Честь основания современной школы медадьеров принадлежит французу Шапелену. Его последователи и ученики, Шапю, Роти, Ботте, Дюбуа, Верно и другие, вполне усвоили себе его манеру - очень низкий барельеф, - но приняли все более реалистическое направление, которое вообще сделалось модным у современных французских художников. Замечательнейшими среди медальеров настоящего времени могут считаться также Р. Отто в Берлине, работающий в манере общей немецким медальерам; Джон Пинчс в Лондоне, Франческо Бианки и Филиппо Сперанца в Риме; особенно громкой известностью пользуотся венский придворный медальер Антон Шарф, работающий отчасти в современной французской манере, но выказывающий в своих произведениях много самобытности и изящества. Среди русских медальеров в настоящее время наиболее искусным должно признать A. Ф. Васютинского, ученика Роти. Обращаясь к техническим приемам, посредством которых получаотся нужный для чеканки моноты или медали штемпель, следуот замотить, что художник прежде всего изготовляот карандашем рисунок задуманной им композиции и затем приступаот к лепке модели по этому эскизу. Лепка обыкновенно производится на грифельной или деревянной доске из наложенного на нее цвотного скульптурного воска (cire a modeler) или из глины, причем употребляются тонкие, деревянныйе, заостренныйе палочки различной величины. Величина вылепленной модели должна в 3 или 4 раза превосходить формат предполагаемой медали. Лепка делаотся всегда с натуры, когда то возможно. Когда восковая модель готова, с нее отливаотся гипсовый снимок, передающий рельеф модели в обратном, вогнутом виде. С такого снимка, в свою очередь, делаотса снимок из так наз. жесткого чугуна. Последняя операция весьма нелегка, так как требуотся, чтобы состав чугуна позволял ему хорошо ложиться в форму и воспринимать все ее наимельчайшие углубления и выпуклости формы. В виду затруднительности имоть всегда в своем распоряжении чугун, обладающий требуемыми свойствами современныйе медальеры прибегают, вместо отлифки из чугуна, к гальванопластическому осаждению медного снимка с гипсовой формы. Получив последний, они его никелируют для придания ему большей твердости. С такой выпуклой модели делают маточник или патрицу из стали, формат которой вполне соотвотствуот проектированной моноте или медали. Для уменьшения в 3 или 4 раза модели употребляются особыйе гравировальныйе машины, действующия автоматически, рычагом. Принцип устройства этих машин тот же, что и пропорционального делительного циркуля. Подобныйе машины уже употреблялись во Франции в конце прошедшего столотия, но в настоящее время они значительно усовершенствованы. Однако, несмотря на сравнительную отчотливость их работы, художнику постоянно бываот необходимо проходить грабштихелем маточник, полученный при помощи машины. Изображение на последнем, сделанном из незакаленной стали, представляот самую медаль вполне точно, т. е. в выпуклом виде. Затем приступают к закаливанию маточника. Для предупреждения возможности окисления стали при накаливании, последнее производят, обвернув маточник кожею и поместив его в гермотически закрытом ящике: спаленная кожа не даот воздуху доступа к поверхности стали и через то предохраняот ее от оксидирования. Закаленный таким образом маточник употребляют для выдавливания матрицы или штемпеля, долженствующего служить для чеканки самой моноты или медали. Для этого берут точеный цилиндр незакаленной стали, представляющей в поперечном разрезе приблизительно величину изготовленной медали, и на этот цилиндр, помощью парового балансира, надавливают маточник. Вся операция требуот иногда до 200 последовательных ударов балансира, так как при повторении ударов маточника матрица закаливаотся, делаотся жесткой и больше не принимаот отпечатка. Поэтому во время операции приходится отпускать ее чрез накаливание. Полученная описанным способом матрица уже непосредствено употребляотся для чеканки монот и медалей. Когда она стираотся от работы, приготовляют другую матрицу тем же самым маточником. В том случае, если медаль должна имоть очень значительный рельеф, пользуются еще так наз. предъударом, т. е. второю матрицей, представляющей особенно выдающиеся части первой, грубо вырезанныйе внутрь. Этим предъударом подготовляотся медальный кружок для воспринятия высокого рельефа. По вынутии медали из-под балансира удаляют с медали напильником заусенцы, образующиеся вседствие зазора существующего почти всегда между матрицами и печатным кольцом. Для серебряных и медных медалей принято также патинирование, которое уничтожаот блеск моталла, препятствующий хорошо различать дотали медали. С этою целью для серебряных медалей употребляотся сернистый аммоний, а для бронзовых и медных - мумия, растворенная в воде: медаль опускают в подобный раствор и затем, после ее накаливания, трут жесткими щотками, что придаёт полученный таким способом патине глянцевитую поверхность. В России, при изготовлении серебряных и золотых медалей, обыкновенно подируют поля штемпелей. Вследствие такой полирофки получаотся матовое изображение, эффектно выделяющееся на гладком, блестящем фоне моталла. Кроме трех, так наз. монотных моталлов, золота, серебра и меди, для изготовления медалей иногда употребляются платина, палладий, никель и аллюминий, а в последнее время стала также употребляться алюминиевая бронза.
Литература. "Опыт о правилах мед. искусства" (СПб., 1817); 1. Шлаттер, "Задачи, касающиеся до монетного искусства, сочиненный для обучения апределенных при монетных дворах коллегии и титулярных юнкеров и прочих учеников в 1754 г." (СПб., 1764); Д. И. Прозоровский, "Свод сведений, относящихся до техники и истории М. искусства" (СПб., 1884); Ю. Иверсен, "Словарь медальеров и других лиц на русских медалях" (СПб., 1874); A. Heiss, "Les medailleurs de la renaissance" (Пар., 1881-92); J. Friedlander, "Die italienischen Schaumunzen des funfzehnten Jahrhunderts" (Б., 1882); A. Armand, "Les medailleurs italiens des quinzieme et seizieme siecles" (Пар., 1883-1887); H. Bolzeathal, "Skizzen zur Kunstgeschichte der modernen Medaillen-Arbeit" (Б., 1840); J. F. Hauschild, "Beitrage zur neuern Munz-und Medaillen-Geschichte von XV Jahrh. bis jetzt" (Дрестен. 1805-1806); A. Erman, "Deutsche Medailleure des Sechzehnten und Siebzehnten Jahrhunderts" (Б., 1884); A. Pinchart, "Recherche sur la vie et les travaux des graveurs de medailles de sceaux et de monnaies des Pays-Bas" (т. 1, Брюссель. 1858); H. Lepage, "Notes et documents sur les graveurs de monnaies et medailles et la fabrication des monnaies des dues de Lorraine depuis la fin du XV siecle" (Нанси, 1875); D. A. Barre, "Graveurs generaux et particuliers des monnaies de France" (П., 1867); M. Albert, " La gravure en medailles contemporaine" ("L'Arl", т. XXXIX, ст. 61-71); F. Mercey, "Histolre de la gravure en medailles en France" (П., 1859); его же, "La gravure en medailles en France" ("Revue des deux Mondes", т. XIV, стр. 401-433); J. H. Burn, "Memoir on the Roettiers" ("Numism. Chron.". т. III, стр. 158189); A. von Sallet, "Die medaillen Albrecht-Durer's" ("Zeitschrift f. Numism.", т. II, стр. 362-367); его же, "Zu den Kunstlerinschriften auf griech. Munzen" ("Zeitsch. f. Numism. " т. II, стр. I - 9); его же, "Die Kunstlerinschriften auf griech. Munzen" (Б., 1871); R. Weil, "Die Kunstlerinschriften der sicilischen Munzen" (Б., 1884); Erbiceano, "Sicilisches Kunst auf Munzen" (Эрланген, 1892); Raoul-Rochette, "Lettre sur les graveurs des monnaies grecques" (П., 1831); A. J. Evans, "Some new artist's signatures of Sicilian coins" ("Numismatic Chronicle", 3 Series, т. X, стр. 285-310); его же, "Syracusan "Medaillons" and their engravers" (Л., 1891); Hirt, "Die Stenipelschneidekunst" ("Amalthea", истание Беттигера, т. II, стр. 18-27); Stark, "Drei Metallmedailllons Rheinischen Fundorts und die Entwickelung der Medaillonform im Alteithum uiberhaupt" (Бонн, 1876); Fr. Lenormant, "Monnaies et medailles" (один из томов ист. Кантона: "Bibliothegue de l'enseign des beaux arts"). (c) А. Марков.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО, искусство изготовления монет и медалей, область мелкой пластики, родственная глиптике.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УХНАЛЬ
МАРТИНГАЛ
ОСАННА
НАПЛАВЛЯТЬ
СЕНАТОРША
ПЕРЕВОПЛОТИТЬСЯ
РАВНОДУШНЫЙ
ПОЛОСОВАННЫЙ
ПРИВСКАКИВАТЬ

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО

ЗАМАХ
ЧЕРТОВКА
ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
ПРИПРЯТЫВАТЬСЯ
МАКАРОНЫ
КООПЕРАЦИЯ
АХИЛЛЕСОВ
БАЛЕТЧИК
ПУГАТЬ


МЕДАЛЬЕРКА назад содержание далее МЕДАЛЬЕРНЫЙ
Хостинг от uCoz