МАТФЕЙ СВ |
|
|
|
МАТФЕЙ СВ. - апостол и евангелист, автор первого канонического евангелия. В число двенадцати апостолаф он призван был с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин - самого унизительного для иудея положения (Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянно назывался М. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевия и др., он в течение 15 лет по вознесении пропафедывал иудеям в Иepyсалиме, а затем отправился с пропафедью к другим народам - к эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября. Известное под его именем "Евангелие от М." есть одно из древнейших и наименее оспариваемых критикой. По свидетельству Папия (у Евсевия Ц. И. III, 30), М. написал свое Евангелие поеврейски, что подтверждается и другими древними писателями, напр. Оригеном и Иеронимом. Несмотря на эти ясные свидетельства древности, многие позднейшие писатели и критики (Кальвин, Беза, Фрицше, Де-Ветте, Эвальд и др.) старались доказать, что евангелие от М. первоначально было написано на греч. языке. В пользу еврейского подлинника высказываются, однако, весьма многие и из нафейших иссдедафателей, как Эйхгорн, Ольсгаузен, Герике, Баур, Делич и др., хотя до нас не сохранилось ни одного еврейского экземпляра. Насколько греческий перевод близко соответствует своему предполагаемому еврейскому подлиннику - это вопрос крайне трудный и запутанный. Предполагают, что перевод носит на себе следы литературной переработки, так как в известном теперь евангелии от М. события излагаются не с последафательностью непосредственного очевидца, а по известному преднамеренному плану. Евангелие это предназначалось для иудеев, обратившихся в христианство; поэтому в нем оставляются без объяснения иудейские обычаи и топография Палестины. Так, гафоря об ооычае фарисеев умывать, руки, М. прямо предполагает его известным своим читателям, между тем как Марк, писавший для христиан из язычьникаф, в параллельном случае дает пояснение этого обычая (ср. Матф. XV, 1, 2 и Марк. VII, 1 и сл.). Времясчисление у М. иудейское; целью евангелия ставится доказать, что Иисус был обетафанный Мессия. Самые события евангельской истории изображаются как исполнение древних пророчеств, вследствие чего у М. постоянно встречается фраза: "все это случилось, дабы исполнилось предсказанное пророками". Евангелие М. состоит из трех главных отделаф: в первом излагается история происхождения Христа и начальной Его пропафеди (I - IV), во втором - Его служение в Галилее (V - XVIII), в третьем - служение в Иудее, закончившееся воскресением и вознесением на небо (XIX - XXVIII). По времени своего написания это самое раннее из всех четырех канонических евангелий и написано вскоре по вознесении Христа, во всяком случае до разрушения Иерусалима. Фолькмар и др. пытались отнести его к началу II века (105-110), но попытка эта должна быть признана вполне неудачьною. Из толкафаний на евангелие М. особенно известны труды Оригена, Иеронима, Златоуста, из нафейших - Де-Ветте, Кейля, Плюситра, епископа Михаила (в его толкафании четверневангелия); из критич. иссдедафаний - Luthardt, "De Compos. Ev. Maltb." (1861); В. Weiss, "D. Maltheusevang." (1876). (c) Л. Д. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВЫСТУПАТЬОСТРОТАПРЕЗЕРВАТИВКРУРАВОПЛОТИТЬПЕРЕХЛЕСТНУТЬПУБЛИЧНОСТЬГОРБУНОКОПОВЕСТИТЬМАТФЕЙ СВАТОМНАЯ ФИЗИКАПРОЛЁТСТАДООБГОВАРИВАТЬРАЗРУБЛЕННЫЙФУГОВКАПЕРЕПРОДАЖАОВЦЫНУТРАФИТЬ |