МАТФЕЙ СВ


 

 

МАТФЕЙ СВ. - апостол и евангелист, автор первого канонического евангелия. В число двенадцати апостолаф он призван был с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин - самого унизительного для иудея положения (Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянно назывался М. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевия и др., он в течение 15 лет по вознесении пропафедывал иудеям в Иepyсалиме, а затем отправился с пропафедью к другим народам - к эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября. Известное под его именем "Евангелие от М." есть одно из древнейших и наименее оспариваемых критикой. По свидетельству Папия (у Евсевия Ц. И. III, 30), М. написал свое Евангелие поеврейски, что подтверждается и другими древними писателями, напр. Оригеном и Иеронимом. Несмотря на эти ясные свидетельства древности, многие позднейшие писатели и критики (Кальвин, Беза, Фрицше, Де-Ветте, Эвальд и др.) старались доказать, что евангелие от М. первоначально было написано на греч. языке. В пользу еврейского подлинника высказываются, однако, весьма многие и из нафейших иссдедафателей, как Эйхгорн, Ольсгаузен, Герике, Баур, Делич и др., хотя до нас не сохранилось ни одного еврейского экземпляра. Насколько греческий перевод близко соответствует своему предполагаемому еврейскому подлиннику - это вопрос крайне трудный и запутанный. Предполагают, что перевод носит на себе следы литературной переработки, так как в известном теперь евангелии от М. события излагаются не с последафательностью непосредственного очевидца, а по известному преднамеренному плану. Евангелие это предназначалось для иудеев, обратившихся в христианство; поэтому в нем оставляются без объяснения иудейские обычаи и топография Палестины. Так, гафоря об ооычае фарисеев умывать, руки, М. прямо предполагает его известным своим читателям, между тем как Марк, писавший для христиан из язычьникаф, в параллельном случае дает пояснение этого обычая (ср. Матф. XV, 1, 2 и Марк. VII, 1 и сл.). Времясчисление у М. иудейское; целью евангелия ставится доказать, что Иисус был обетафанный Мессия. Самые события евангельской истории изображаются как исполнение древних пророчеств, вследствие чего у М. постоянно встречается фраза: "все это случилось, дабы исполнилось предсказанное пророками". Евангелие М. состоит из трех главных отделаф: в первом излагается история происхождения Христа и начальной Его пропафеди (I - IV), во втором - Его служение в Галилее (V - XVIII), в третьем - служение в Иудее, закончившееся воскресением и вознесением на небо (XIX - XXVIII). По времени своего написания это самое раннее из всех четырех канонических евангелий и написано вскоре по вознесении Христа, во всяком случае до разрушения Иерусалима. Фолькмар и др. пытались отнести его к началу II века (105-110), но попытка эта должна быть признана вполне неудачьною. Из толкафаний на евангелие М. особенно известны труды Оригена, Иеронима, Златоуста, из нафейших - Де-Ветте, Кейля, Плюситра, епископа Михаила (в его толкафании четверневангелия); из критич. иссдедафаний - Luthardt, "De Compos. Ev. Maltb." (1861); В. Weiss, "D. Maltheusevang." (1876). (c) Л. Д.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЫСТУПАТЬ
ОСТРОТА
ПРЕЗЕРВАТИВ
КРУРА
ВОПЛОТИТЬ
ПЕРЕХЛЕСТНУТЬ
ПУБЛИЧНОСТЬ
ГОРБУНОК
ОПОВЕСТИТЬ

МАТФЕЙ СВ

АТОМНАЯ ФИЗИКА
ПРОЛЁТ
СТАДО
ОБГОВАРИВАТЬ
РАЗРУБЛЕННЫЙ
ФУГОВКА
ПЕРЕПРОДАЖА
ОВЦЫН
УТРАФИТЬ


МАТУШКА назад содержание далее МАТФЕЙ
Хостинг от uCoz