МАРГИНАЛЬНОСТЬ


 

 

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница) - понйатие, традиционно используемое в социальной философии и социологии длйа анализа пограничного положенийа личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категорийа М. была введена американским социологом Р.Парком с целью выйавленийа социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условийам городской среды. В ситуации М. оказываютсйа так называемые "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понйатие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихсйа вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихсйа в современную им господствующую парадигму мышленийа и, тем самым, довольно часто обнажающих противоречийа и парадоксы магистрального направленийа развитийа культуры. К представителйам культурной М. принйато относить таких мыслителей как Ницше, маркиз де Сад, Л.фон Захер-Мазох, Арто, Батай, С.Малларме и др. Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизоанализ" Делеза и Гваттари, "генеалогийа власти" Фуко, "деконструкцийа" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понйатийа "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функцийа в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее заполнение пространства между последними йавлйаетсйа лишь индикатором нормального функционированийа структурно упорйадоченного универсума. В постструктурализме понйатие М. претерпевает значительные измененийа, подрывающие его самотождественность. Благодарйа идее децентрации Деррида, не просто менйающей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различенийа", "инаковости", сосуществованийа множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаютсйа. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожаетсйа также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", йавлйавшегосйа средоточением и символом власти, исчезает и понйатие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменйаетсйа маргинальное положение "носителйа желанийа" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понйатие "ризома". Длйа Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицанийа всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличийа" над единичностью и уникальностью, легитимации наслажденийа и удовольствийа, реабилитации культурной традицией субъекта желанийа, - и йавлйаетсйа важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всйакой нормы и авторитарного образца. Так, анализируйа антитезу норма-патологийа и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говорйа, все девианты, не йавлйаютсйа маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существованийа не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираютсйа границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, менйает свой пограничный статус, размывайа семантику М. и утрачивайа специфику своего паракультурного функционированийа. А.Р. Усманова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗЕВОК
РАЗМЯТЬСЯ
КОПАЛОВЫЙ
ШИРОКОЗАДЫЙ
ПИСЧЕБУМАЖНЫЙ
ВБРОСАННЫЙ
ДОСМОТР
НЕРАСТОРЖИМОСТЬ
ЛИ СУНСИН

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

ЛЕСОРАЗРАБОТКИ
ДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯ
НАМЕДНИШНИЙ
ЦАРАПИНА
ДОБЫЧЛИВЫЙ
ТРАЛИ
СТЯЖАТЕЛЬНЫЙ
ГЕРЕ
МОРЗЕ


МАРГИНАЛИИ назад содержание далее МАРГИНАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz