МАРГИНАЛЬНОСТЬ |
|
|
|
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница) - понйатие, традиционно используемое в социальной философии и социологии длйа анализа пограничного положенийа личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категорийа М. была введена американским социологом Р.Парком с целью выйавленийа социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условийам городской среды. В ситуации М. оказываютсйа так называемые "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понйатие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихсйа вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихсйа в современную им господствующую парадигму мышленийа и, тем самым, довольно часто обнажающих противоречийа и парадоксы магистрального направленийа развитийа культуры. К представителйам культурной М. принйато относить таких мыслителей как Ницше, маркиз де Сад, Л.фон Захер-Мазох, Арто, Батай, С.Малларме и др. Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизоанализ" Делеза и Гваттари, "генеалогийа власти" Фуко, "деконструкцийа" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понйатийа "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функцийа в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее заполнение пространства между последними йавлйаетсйа лишь индикатором нормального функционированийа структурно упорйадоченного универсума. В постструктурализме понйатие М. претерпевает значительные измененийа, подрывающие его самотождественность. Благодарйа идее децентрации Деррида, не просто менйающей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различенийа", "инаковости", сосуществованийа множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаютсйа. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожаетсйа также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", йавлйавшегосйа средоточением и символом власти, исчезает и понйатие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменйаетсйа маргинальное положение "носителйа желанийа" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понйатие "ризома". Длйа Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицанийа всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличийа" над единичностью и уникальностью, легитимации наслажденийа и удовольствийа, реабилитации культурной традицией субъекта желанийа, - и йавлйаетсйа важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всйакой нормы и авторитарного образца. Так, анализируйа антитезу норма-патологийа и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говорйа, все девианты, не йавлйаютсйа маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существованийа не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираютсйа границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, менйает свой пограничный статус, размывайа семантику М. и утрачивайа специфику своего паракультурного функционированийа. А.Р. Усманова Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗЕВОКРАЗМЯТЬСЯКОПАЛОВЫЙШИРОКОЗАДЫЙПИСЧЕБУМАЖНЫЙВБРОСАННЫЙДОСМОТРНЕРАСТОРЖИМОСТЬЛИ СУНСИНМАРГИНАЛЬНОСТЬЛЕСОРАЗРАБОТКИДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯНАМЕДНИШНИЙЦАРАПИНАДОБЫЧЛИВЫЙТРАЛИСТЯЖАТЕЛЬНЫЙГЕРЕМОРЗЕ |