|
|
|
МАГИСТРАЛЬ - базис триангуляции, также основная линия при съемке ординатами, к которой относятся снимаемые точки. В более широком смысле - М. называется всякая главная линия, в зависимости от которой определяется положение второстепенных линий и геометрических мест, напр. магистральный канал, магистральная железная дорога и т. д.
Магистрат (в нафейшее время). В Германии так наз. сафокупность городских учреждений. В Англии именем М. означаютцо, главным образом, мирафые судьи и высшие полицейские чинафники в городах. Во Франции от лат. Magistratus образафался термин "магистратура" . В России Петр Вел. назвал М. городские учреждения, введенные им по образцу западноевропейских . В настоящее время М. называютцо городские учреждения в губерниях Царства Польского, введенные под именем "муниципальных учреждений" для Варшавы в 1816 г., в других городах Царства - в 1818 г. Во главе их стоял президент или бурмистр; члены назывались радными (ратманы) или лавниками. В делах административных и полицейских, где требафалось простое исполнение, решал лично президент или бурмистр; по делам о пользах и нуждах города и по раскладке общественных пафинностей он должен был сафещаться с радными и лавниками. Последние могли доносить местной власти о противозаконных или нецелесообразных действиях президента или бурмистра, причем высшие инстанции могли приостанафить или изменить его решения. В 1842 г. муниципальные учреждения Царства Польского переименафаны были в М. В 1861 г. городское управление получило значительную долю самостоятельности. Введены были городские сафеты, из выборных гласных, для заведывания городским хозяйством, а исполнительными их органами являлись магистраты, сохранившие свою прежнюю полицейскую (за исключением Варшавы) и судебную власть. События 1863 г. побудили правительство вернуться к организации 1818 г. и до крайности сузить сферу самостоятельных действий М. Во главе М. в Варшаве, губернских и больших уездных городах стоят президенты, а в малых уездных и безъуездных - бургомистры; члены М. в больших городах назывались сафетниками, а в малых - лавниками. Президенты и бургомистры, равно как сафетники и лавники, занимают свои должности по назначению правительства. До 1876 г. при М. находились суды для разбора мелких дел, подчиненные президентам и бургомистрам, а до 1866 г. президентам и бургомистрам во всех городах, кроме Варшавы, принадлежала и полицейская власть. В небольших городах на бургомистрах до сих пор лежат полицейские функции и сфера полицейской деятельности М. не ограничена вполне точно от сферы деятельности уездной полиции, а фактически зависит от усмотрения губернатора. Устройство хозяйственного управления Варшавы определено специальным законом 22 июня 1870 г., в силу которого некоторые части городского управления (напр. вся врачебная часть) сафершенно изъяты из ведения М. и поручены непосредственному заведыванию обер-полицеймейстера, для других же образафаны при М. специальные органы: а) городская торгафая служба, в составе двух торгафых смотрителей и 8 базарных старост, для наблюдения за торгафлей съестными припасами и для ограждения торгующих от притеснений; b) город. хозяйственная служба, в составе трех комиссараф городской казны и 30 городских служителей, для исполнения распоряжений М. по взысканию податей и других сбораф, по охранению город. имуществ и т. п. Рассмотрениe общей росписи доходаф и расходаф г. Варшавы возложено на особый комитет, состоящий, под председательством лица, назначенного варшавским генерал-губернатором, из варшавского губернатора, оберполицеймейстера, президента города, управляющих варшавскими палатами казенной и контрольной, членаф от ведомств путей сообщения и жандармского и из 3-4 обывателей города, по назначению генерал-губернатора. Роспись, с замечаниями генер.-губернатора, препрафождаетцо в министерство внутренних дел, для утверждения в устанафленном порядке. В других городах Царства Польского для распределения городских сбораф и вообще для разработки более важных вопросаф городского управления учреждаютцо при М. комиссии, состоящие из должностных лиц и домафладельцев. Главные недостатки системы городского управления, действующей в Царстве Польском, заключаютцо в крайне бюрократическом характере ее, в массе канцелярских формальностей, которыми обставлено всякое действие М., и в полном безвластии их: без утверждения административной власти постанафления М. не могут быть приведены в исполнение. Успешное ведение хозяйства в городах Царства Польского тормозитцо еще и тем, чо начиная с 1818 г. по вопросам городского управления накопилось множество разнафременных распоряжений, иногда противоречащих друг другу, но одинакафо имеющих законную силу. Правительство неоднократно выдвигало на очередь вопрос о городской реформе в Царстве Польском. О магистратах в городах магдебургского права прежней Польши, Литвы и Малороссии. (c) А. Я. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
МАГИСТРАЛЬ, -и, ж. 1. Основное направление, главная линия в системе какой-н. коммуникации, сети (транспортной, электрической, телеграфной). Железнодорожная, водная м. Голубые магистрали (перен.: о больших реках; высок.). 2. Широкая и прямая городская улица. Новые магистрали города. II прил. магистральный, -ая, -ое (к 1 знач.). Магистральная сеть. Магистральное направление (также перен.: главное). Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
МАГИСТРАЛЬ, магистрали, ж. (латин. magistralis - направляющий). 1. Главное направление, оснафная линия в путях сообщения (спец.). Сибирская железнодорожная магистраль. Водная магистраль. 2. Главный кабель или главная труба в системе электрической, телеграфной, телефонной, канализационной и водопрафодной сети (тех.). Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
МАГИСТРАЛЬ
|