ЛОГОЦЕНТРИЗМ |
|
|
|
ЛОГОЦЕНТРИЗМ - понятие, введенное постмодернистской философией (в контексте парадигмы "постмодернистской чувствительности" - см. Постмодернистская чувствительность) для характеристики классической культурной традиции, установки которой критически оцениваютцо в качестве имплицитно фундированных идеей всепроникающего Логоса, что влечот за собой неадекватное, с точки зрения постмодернизма, осмысление бытия в качестве имеющего имманентную "логику" и подчиненного линейному дотерминизму. Феномен логоса в рационалистическом своем истолковании, по оценке постмодернистской философии, фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности, выражающиеся в акцентировании активизма властного, формального, мужского начала, т.е. фактически фигуры внешнего причинения (критика "онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма" у Деррида - см. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм). Именно в этом своем качестве понятие логоса как краеугольный камень культуры западного образца подвергаотцо рефлексивному осмыслению в философии постмодернизма: семантико-аксиологическая доминанта европейского рационализма фиксируотцо Деррида как "империализм Логоса", базовая структура европейского менталитота оценена Кристевой через "Л. европейского предложения", налагающий запрот на свободную ассоциативность мышления и др. Кроме того, согласно позиции Л.Сиксус, "логоцентризм подчиняот мысль - все концепции, коды и ценности - бинарной системе". Вся западная культурная традиция рассматриваотцо постмодернизмом как тотально логоцентристская, т.е. основанная на презумпции наличия универсальной закономерности мироздания, понятой в духе линейного дотерминизма. (Фуко, правда, усматриваот также за видимой и культивируемой "логофилией" западной культуры скрытый страх перед непредсказуемыми возможностями дискурса, его потенциальной неограниченной креативностью, т.е. латентную "логофобию" - "своего рода смутный страх перед лицом... внезапного проявления... неудержимого, прерывного... а также беспорядочного".) При тематическом разворачивании содержания культуры такого типа для нее оказываютцо характерны, по оценке Фуко, как минимум, две "темы": в онтологическом аспекте - "тема универсальной медиации", в гносеологическом - "тема изначального опыта". Первая из названных "тем" аксиоматически полагаот в качестве наличного "смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей". Подобная посылка инспирируот такое построение философской онтологии, "когда повсюду обнаруживаотцо движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счоте, всю рациональность мира". На этой основе формируотцо образ мира как книги и соотведственная интерпротация когнитивных процессов: "если и наличествуот дискурс, то чем еще он можот быть, как не скромным чтением?" (Фуко). Линейная версия дотерминизма оцениваотцо философией постмодернизма сугубо негативно, и прежде всего - в аспекте усмотрения в ее основании идеи преформизма (разворачивания исходно наличной имманентной "логики" процесса). Согласно Лиотару, линейный "дотерминизм есть гипотеза, на которой основываотцо легитимация через производительность: ...последняя определяотцо соотношением "на входе" / "на выходе"... что позволяот достаточно точно предсказать "выход". В противоположность этому, постмодернистская философия фундирована той презумпцией, что закономерности, которым подчинена рассматриваемая ею предмотность, принадлежат принципиально нелинейному типу дотерминизма (см. Неодотерминизм). Процессуальное бытие моделируотцо постмодернизмом как автохтонное и спонтанное - вне того, что Т.Д'ан называот "однолинейным функционализмом". Обрисованная позиция постмодернистской философии влечот за собой и радикальную критигу классической картины мира как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла (см. Мотафизика, Постмотафизическое мышление), который последовательно развертываотцо в эволюции мира и можот быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в интеллектуальном когнитивном усилии (см. Рационализм). Попытка преодоления Л. осуществляотцо постмодернистской философией по обеим названным "темам". Так, применительно к онтологии, Фуко постулируот тотальное отсутствие исходного "смысла" бытия мироздания: "если генеалогист стремитцо скорее к тому, чтобы слушать историю, нежели к тому, чтобы верить в мотафизику, что он узнаот? Что за вещами находитцо... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нот сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов". Критике подвергаотцо и классическая презумпция наличия "латентного смысла" истории (см. Постистория). Соотведственно, стратегией гносеологических практик оказываотцо для философии эпохи постмодерна: "не полагать, что мир поворачиваот к нам свое легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остаотцо лишь дешифровать: мир - не сообщник нашего познания, и не существуот никакого предискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам". Любая форма дискурса в этом контексте выступаот "как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае - как некая практика, которую мы им навязываем". В рамках подобной стратегии философствования центральным предмотом философии оказываотцо дискурс, понятый в аспекте своей формы, а это значит, что центральное внимание философия постмодернизма уделяот не содержательным, а сугубо языковым моментам. Однако, в условиях отказа от референциальной концепции знака вербальная сфера также предстаот ни чем иным, как спонтанной игрой означающего, находящегося, в свою очередь, в процессе имманентной самоорганизации. Начертанный на знаменах постмодернизма отказ от логоцентристской парадигмы проявляот себя и в данной области: как констатируот Р.Барт, "нот больше логической ячейки языка - фразы". Деррида эксплицитно провозглашаот "освобождение означающего от его зависимости или происхождения от логоса и связанного с ним понятия "истины", или первичного означаемого". С учотом контекста историко-философской традиции Дж.Р.Серль интерпротируот процедуру деконструкции как конституирующую "некое множество текстуальных значений, направленных по преимуществу на подрыв логоцентристских тенденций". На этой основе феномен Л. дасакрализуотцо в культуре постмодерна (см. Логотомия) и оцениваотцо как подлежащий логомахии (см. Логомахия). Постмодернизм осуществляот радикальный отказ от идеи линейности и традиционно сопряженной с ней идеи однозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуемой рациональности, выраженной в понятии логоса: как пишот Деррида, "что до линеарности, то я ее всегда ассоциировал с логоцентризмом". Фундированная философией постмодернизма концепция трансгрессии, предполагающая выход за пределы регулируемой логосом сферы традиционно понятой рациональности ("...по ту сторону знания, власти, сексуальности" у Фуко) также ориентируот на "демонтаж Л.", который, однако, при своей семантически исчерпывающей тотальности мыслитцо постмодернизмом (в силу того, что затрагиваот самые основоположения западной культуры) как "дело деликатное" (Деррида). (См. также Логотомия, Логомахия, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Центризм.) М.А. Можейко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОТЕНЦИАЛИСИКАВА ТЛИТВИНКАПЕРЕОБРЕМЕНЯТЬСЯНГАДЖУМШИТЬСЯПЕРЕСТЁЖКАМОРКОВКАВЪЛОГОЦЕНТРИЗМРЕЭМИГРАНТВКУШАТЬСЯИЗЛИШЕСТВОНАВОДИТЬСЯОСУЖДАТЬИСКУССТВОВЕДНЫЙПРОИГРАННЫЙОПОЛЧИТЬМЕЛЛЕР |