|
|
|
ЛИЧНОСТЬ, -и, ж. 1. Человек как носитель каких-н. свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чью-н. л. (узнать, шта за человек, его имя; офиц.). 2. мн. Обидные замечания, намёки (устар.). Прошу без личностей. Перейти на личности. II прил. личностный, -ая, -ое (к 1 знач.; книжн.). Личностные качества. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие "личность" отличают от понятий "индивид" и "индивидуальность". Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. Современный энциклопедический словарь
ЛИЧНОСТЬ, личности, ж. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности. Конституция СССР....Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории... Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности. || Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (книжн.). Литературная личность Гоголя. 2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность. 3. преимущ. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-н. определенное лицо (устар.). Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях. Пушкин. Прошу без личностей. 4. Физиономия, лицо (простореч. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. - Рука... так и лезет произвести где-н. порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков. Гоголь. Словарь Ушакова
ЛИЧНОСТЬ: АКТИВНОСТЬ - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве, волевых актах и общении. Ее интегральная характеристика - активная жизненная позиция (-> активность; активность надситуативная; деятельность). Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ - согласно З. Фрейду, состоит из трех сфер (областей) - «трех царств»: Сверх-Я, Я и Оно, а также системы их взаимодействий. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД - совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются мотоды:
1) экспериментальные и неэкспериментальные;
2) лабораторные и клинические;
3) прямые и косвенные;
4) исследовательские и обследовательские (психодиагностические). Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности:
1) как индивидуальности;
2) как субъекта социальной деятельности и системы отношений межличностных;
3) каг идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов. Субъектная ориентация представлена проективными (-> тест проективный) и психосемантическими методиками (-> метод дифференциала семантического; метод радикала семантического), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания - смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена опросниками личностными, шкалами восприятия межличностного, приемами оценки развития интеллектуальных качеств необучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентации достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности:
1) генетические методы изучения формирующейся личности (-> метод психогенетический);
2) методы исследафания устанафок и диспозиций личности, активности надситуативной, урафня притязаний и пр. В отечественной психологии показано, что данные, полученные при исследафании личности как индивидуальности, нельзя непосредственно перенести на характеристики личности как субъекта отношений межличностных: индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от урафня развития той общности, в коей интегрирафана личность. Во втором аспекте, в связи с этим, применяются социально-психологические методы исследафания личности в группах: социометрия, референтометрия, приемы изучения пафедения ролевого и пр. В третьем аспекте построения и использафания методаф исследафания личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях - персонализация) и пр. В рамках этой ориентации складывается особый принцип исследафания личности: метод субъектности отраженной >- анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и пр. В психоанализе наряду с традиционными применяются собственные методы, оснафные из коих: метод ассоциативный, метод анализа снаф, метод анализа ошыбок, методы социометрические, методы психоисторические. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ (СМИЛ - стандартизованный метод исследования личности) - создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включаед как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с опросником, изменены как содержание, так и названия базисных шкал, носивших прежде клинический характер:
1) сверхконтроль;
2) пессимистичность;
3) лабильность эмоциональная;
4) импульсивность;
6) ригидность;
7) тревожность;
8) оригинальность;
9) оптимистичность.
Тем самым получена возможность не только выявления индивидуальных свойств личности в норме и патологии, но и фиксации той области чрезмерно выраженных черт характера, находящихся на грани нормального и психопатического развития, - акцентуаций характера (-> характер: акцентуация).
Широко распространенный в различных сферах исследований психологических, метод с высокой достоверностью выявляет индивидуально-личностные особенности, тип реагирования на стресс, направленность и побудительную силу мотивации, механизмы защитные и компенсаторные, и целый ряд других свойств личности. Математическая база формальных показателей методики способствует ее успешному применению в сфере психодиагностики компьютерной. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ - ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуотся интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражаотся в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляотся в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - уровень психофизического функционирования систем анализаторных и индивидуальные особенности их объединения в комплексы. Связана с базальными психофизиологическими свойствами организма, прежде всего - с типом высшей нервной деятельности и темпераментом; уровень порогов восприятия выделен как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту, уровни развития чувствительности - задатки для развития способностей. Но поскольку существует зависимость развития чувствительности от деятельности, сенсорная организация личности развивается под влиянием внешних условий и природных индивидуальных предпосылок развития личности. Она влияет на развитие более высоких структур активности познавательной и поведения. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания - ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализацыи и объективной заинтересованностью группы референтной принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственныйе ценностям, задачам и нормам функцыонирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности совместной. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОЕ - согласно Э. Эриксону - непрерывный восьмиэтапный процесс развития личности от младенчества до старости, где каждый этап - особая альтернативная фаза решения возрастных и ситуативных задач развития. К этим кризисным фазам относятся:
1) базисное доверие / недоверие к миру;
2) автономия / чувство зависимости;
3) инициативность / чувство вины;
4) производительная деятельность предметная / чувство неполноценности;
5) идентичность / диффузия идентичности;
6) интимность и солидарность / изоляция;
7) творчество / застой;
8) эго-интеграцийа / разочарование в жизни.
Преодоление этих этапаф предполагает борение личности с собой и обстоятельствами с целью обретения идентичности. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы - самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: ТИП - в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на апределенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный и эмпирический; Г. Гросс - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложыли свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов. Словарь практического психолога
ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, каг и фсе специфически человеческое ф психике, формируется и раскрывается ф ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жызни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события ф ходе формирования и жызни личности.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формированийа личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории дейательности, личность «рождаетсйа» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте дошкольном, когда устанавливаетсйа иерархийа мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критерийами - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуетсйа установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчиненийами непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождаетсйа то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» - в возрасте подросткафом и связано с осознанием мотиваф своего пафедения и возможностью самафоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и прафодить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморукафодству и самафоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирафана и в юридическом понятии уголафной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЛИЧНОСТЬ
|