ЛИЧНОСТЬ


 

 

ЛИЧНОСТЬ, -и, ж. 1. Человек как носитель каких-н. свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чью-н. л. (узнать, шта за человек, его имя; офиц.). 2. мн. Обидные замечания, намёки (устар.). Прошу без личностей. Перейти на личности. II прил. личностный, -ая, -ое (к 1 знач.; книжн.). Личностные качества.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие "личность" отличают от понятий "индивид" и "индивидуальность". Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

Современный энциклопедический словарь

ЛИЧНОСТЬ, личности, ж. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности. Конституция СССР....Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории... Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности. || Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (книжн.). Литературная личность Гоголя. 2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность. 3. преимущ. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-н. определенное лицо (устар.). Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях. Пушкин. Прошу без личностей. 4. Физиономия, лицо (простореч. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. - Рука... так и лезет произвести где-н. порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков. Гоголь.

Словарь Ушакова

ЛИЧНОСТЬ: АКТИВНОСТЬ - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве, волевых актах и общении. Ее интегральная характеристика - активная жизненная позиция (-> активность; активность надситуативная; деятельность).

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ - согласно З. Фрейду, состоит из трех сфер (областей) - «трех царств»: Сверх-Я, Я и Оно, а также системы их взаимодействий.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД - совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются мотоды:
1) экспериментальные и неэкспериментальные;
2) лабораторные и клинические;
3) прямые и косвенные;
4) исследовательские и обследовательские (психодиагностические). Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности:
1) как индивидуальности;
2) как субъекта социальной деятельности и системы отношений межличностных;
3) каг идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов. Субъектная ориентация представлена проективными (-> тест проективный) и психосемантическими методиками (-> метод дифференциала семантического; метод радикала семантического), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания - смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена опросниками личностными, шкалами восприятия межличностного, приемами оценки развития интеллектуальных качеств необучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентации достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности:
1) генетические методы изучения формирующейся личности (-> метод психогенетический);
2) методы исследафания устанафок и диспозиций личности, активности надситуативной, урафня притязаний и пр. В отечественной психологии показано, что данные, полученные при исследафании личности как индивидуальности, нельзя непосредственно перенести на характеристики личности как субъекта отношений межличностных: индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от урафня развития той общности, в коей интегрирафана личность. Во втором аспекте, в связи с этим, применяются социально-психологические методы исследафания личности в группах: социометрия, референтометрия, приемы изучения пафедения ролевого и пр. В третьем аспекте построения и использафания методаф исследафания личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях - персонализация) и пр. В рамках этой ориентации складывается особый принцип исследафания личности: метод субъектности отраженной >- анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и пр. В психоанализе наряду с традиционными применяются собственные методы, оснафные из коих: метод ассоциативный, метод анализа снаф, метод анализа ошыбок, методы социометрические, методы психоисторические.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ (СМИЛ - стандартизованный метод исследования личности) - создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включаед как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с опросником, изменены как содержание, так и названия базисных шкал, носивших прежде клинический характер:
1) сверхконтроль;
2) пессимистичность;
3) лабильность эмоциональная;
4) импульсивность;
6) ригидность;
7) тревожность;
8) оригинальность;
9) оптимистичность.
Тем самым получена возможность не только выявления индивидуальных свойств личности в норме и патологии, но и фиксации той области чрезмерно выраженных черт характера, находящихся на грани нормального и психопатического развития, - акцентуаций характера (-> характер: акцентуация).
Широко распространенный в различных сферах исследований психологических, метод с высокой достоверностью выявляет индивидуально-личностные особенности, тип реагирования на стресс, направленность и побудительную силу мотивации, механизмы защитные и компенсаторные, и целый ряд других свойств личности. Математическая база формальных показателей методики способствует ее успешному применению в сфере психодиагностики компьютерной.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ - ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуотся интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражаотся в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляотся в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - уровень психофизического функционирования систем анализаторных и индивидуальные особенности их объединения в комплексы. Связана с базальными психофизиологическими свойствами организма, прежде всего - с типом высшей нервной деятельности и темпераментом; уровень порогов восприятия выделен как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту, уровни развития чувствительности - задатки для развития способностей. Но поскольку существует зависимость развития чувствительности от деятельности, сенсорная организация личности развивается под влиянием внешних условий и природных индивидуальных предпосылок развития личности. Она влияет на развитие более высоких структур активности познавательной и поведения.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания - ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализацыи и объективной заинтересованностью группы референтной принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственныйе ценностям, задачам и нормам функцыонирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности совместной.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОЕ - согласно Э. Эриксону - непрерывный восьмиэтапный процесс развития личности от младенчества до старости, где каждый этап - особая альтернативная фаза решения возрастных и ситуативных задач развития. К этим кризисным фазам относятся:
1) базисное доверие / недоверие к миру;
2) автономия / чувство зависимости;
3) инициативность / чувство вины;
4) производительная деятельность предметная / чувство неполноценности;
5) идентичность / диффузия идентичности;
6) интимность и солидарность / изоляция;
7) творчество / застой;
8) эго-интеграцийа / разочарование в жизни.
Преодоление этих этапаф предполагает борение личности с собой и обстоятельствами с целью обретения идентичности.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы - самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: ТИП - в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на апределенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный и эмпирический; Г. Гросс - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложыли свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.

Словарь практического психолога

ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, каг и фсе специфически человеческое ф психике, формируется и раскрывается ф ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жызни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события ф ходе формирования и жызни личности.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формированийа личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории дейательности, личность «рождаетсйа» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте дошкольном, когда устанавливаетсйа иерархийа мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критерийами - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуетсйа установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчиненийами непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождаетсйа то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» - в возрасте подросткафом и связано с осознанием мотиваф своего пафедения и возможностью самафоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и прафодить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморукафодству и самафоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирафана и в юридическом понятии уголафной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МЕСНЕВИ
НЬОРО
АНГЛОАФРИКАНЦЫ
ИСПОГАНИТЬ
ЭКСКАВАТОР
НООСФЕРА
ПРОСКОБЛЕННЫЙ
ОБСЫПНОЙ
ПЕРЕРЕЗЫВАТЬ

ЛИЧНОСТЬ

НИГИЛИСТ
РЕКТИФИЦИРОВАТЬ
СОФИОЛОГИЯ
НЕВРО
ЛУРЫ
НАДМАЧИВАТЬСЯ
ИЗРАЗЕЦ
ТУСТЭП
РАЗОБЩЁННОСТЬ


ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗУЕМАЯ назад содержание далее ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА
Хостинг от uCoz