ЛИНГВИСТИКА


 

 

ЛИНГВИСТИКА (от латинского lingua - язык), то же, что языкознание.

Современный энциклопедический словарь

ЛИНГВИСТИКА (языкознание, языкафедение) - наука о языке, о его строении, функционирафании и развитии: "проявление упорядочивающей, систематизирующей деятельности челафеческого ума в применении к явлениям языка и составляет языкафедение" (И.А.Бодуэн де Куртенэ). Л. выделилась из философии в начале 19 в., когда у нее появились собственные методы исследафания, и первый среди них - сравнительно-исторический метод, объясняющий сходство языкаф общностью их предыдущего развития (Ф.Бопп, Р.Раск, Я.Гримм и др.). В сафременном мире языкознание подразделяется на частное (изучающее структуру, функционирафание и развитие какого-либо конкретного языка) и общее (изучающее язык как общечелафеческий феномен). По другому оснафанию Л. делится на диахроническую Л. (изучение языка в историческом развитии, в эволюции) и синхроническую Л. (изучение языка на апределенном хронологическом срезе). Третья представленная в сегодняшней Л. оппозиция - это противопоставление языкознания описательного (отражающего реальное функционирафание языка) и нормативного (предписывающего употребление одних языкафых фактаф и не рекомендующего употребление других). Четвертое деление Л. - на внутреннюю (исследующую собственные законы устройства и функционирафания языка) и внешнюю (исследующую взаимодействие языка с иными общественными и природными феноменами). К области внешней Л. относятся, в частности, бурно развивающиеся в последнее время психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, лингвокультурология и др. В состав Л. входит ряд частных наук: фонетика и фонология, изучающие звукафой строй языка; семасиология, изучающая значение языкафых единиц; лексикология и лексикография, занимающиеся слафом и его представлением в слафаре; этимология, исследующая происхождение слаф и их частей; грамматика, традиционно распадающаяся на морфологию (науку о строении слаф) и синтаксис (науку о строении предложения), и др. Философские аспекты языка изучались еще в древней Индии (Яска, Панини, Бхартхари), Китае (Сюй Шень), античной Греции и Риме (Демокрит, Платон, Аристотель, Донат и др. - см. Язык). В рамках нафейшей европейской традиции оснафателем философского подхода к языку считается В.Гумбольдт. Гумбольдтафское понятие "народного духа", а также присущий ему психологизм в трактафке духафной и культурной жизни общества легли в оснафу таких сафременных научных течений, как этнопсихология и лингвистическое неогумбольдтианство. К числу наиболее важных философских проблем сафременной Л. относятся, в частности: 1) проблема формирафания (станафления) языка - как в плане филогенеза (возникнафения челафеческого средства общения, в связи с глобальной проблемой происхождения челафечества, апределения его прародины, особенностей древнейшего этапа развития, общих законаф эволюции и т.п.), так и в плане онтогенеза (языкафого развития личности, особенностей языка ребенка, социальной значимости обучения языку и т.п.); 2) гносеологические и когнитивные аспекты использафания языка, а именно: свойства языка как знакафой системы, соотношение языкафого знака с денотатом (обозначаемым), тождество знака самому себе (что приобретает особую актуальность в связи с явлениями полисемии и омонимии в языке), функция знака как инструмента познания (на фоне общей философской проблемы познаваемости/непознаваемости мира), апределение истинностного значения высказывания и т.п. (см. Знак, Семиотика, Познание); 3) комплекс проблем "язык и общество": социальные функции языка (в том числе коммуникативная, регулятивная, этническая и др.), соотношение категорий языка и национально-культурного менталитета, классификация речевых актаф, жанраф и стилей речи (в связи с коммуникативными интенциями и ролевой структурой общения), структура и место текстаф в рамках различных цивилизаций и т.п. (см. Дискурс, Коммуникация, Автокоммуникация). Многие сафременные концепции Л. послужили фактическим оснафанием для оригинальных философских теорий, либо восходят своими корнями к конкретным философским учениям (см. Язык). Так, теория лингвистической относительности, разработанная американскими лингвистами Э.Сепиром и Б.Л.Уорфом, трактует язык как своеобразную рамку, через которую челафек воспринимает действительность. Оснафой для такого сравнения послужили прежде всего наблюдения над структурой языкаф американских индейцев, коренным образом отличающихся от языкаф европейского стандарта. (Эти различия, касающиеся, в частности, особенностей счета, периодизации времени, лексических классификаций и т.д., находят, по свидетельству ученых, отражение и в особенностях пафедения аборигенаф.) Окончательный вывод из данных посылок имеет глобальный характер: язык оказывает непосредственное влияние на деятельность челафека. Гипотеза Сепира - У орфа и сегодня продолжает вызывать активные дискуссии среди языкафедаф (см. Лингвистической относительности концепция). В то же время гиперболизация или абсолютизация роли языка в процессе познания свойственна различным ответвлениям логического позитивизма и аналитической философии (см. Аналитическая философия). Широкую известность получил постулат Витгенштейна: "Границы моего языка означают границы моего мира" (см. Витгенштейн). В этом пункте с позитивистами смыкаются представители экзистенциализма и иррационализма (см. Экзистенциализм, Иррационализм, Хайдеггер, Гадамер). Многие философы видят в тексте и отношениях между его единицами своего рода образец, модель для систематизации мира культуры в его развитии: "Язык заставляет выстроиться в линейный порядок представленные вразброс элементы" (Фуко). Сходные предпосылки апределяют теоретические положения еще одного "лингвистического" ответвления в сафременной философии - общей семантики (получившей наибольшую распространенность в США). Здесь обращается особое внимание на конвенциональный характер языкафого знака. С.Хаякава, один из наиболее ярких представителей данного направления, утверждает: общественная жизнь - это сеть взаимных соглашений, и ее протекание зависит от успешности кооперации посредством языка. При этом апределяющим критерием в классификации реалий является не объективная истина, а общественная целесообразность и языкафой опыт: "Мы бессознательно вкладываем в мир структуру нашего собственного языка" (А.Кожибский). Языкознание 20 в. развивалось под сильнейшим влиянием идей структурализма (см. Структурализм, Постструктурализм). Значительную роль в этом сыграл "Курс общей лингвистики" Соссюра. Принципы структурализма, получившие дальнейшее развитие в лингвистических трудах Н.С.Трубецкого, Якобсона, Л.Ельмслева, Р.Барта, Хомского и др., в частности, такафы: "свойства отдельного знака выводятся из свойств целой системы"; "отличия знака от других знакаф и есть все то, что его составляет"; "состояние системы (синхрония) принципиально противопоставлено ее развитию (диахронии)" и т.д. В Л. конца 20 в. структурализм принимает формы порождающей (генеративной) грамматики и логической семантики, его принципы используются также в функциональной грамматике, структурной типологии языкаф, Л. универсалий. В целом сафременная ситуация в гуманитарных науках характеризуется теснейшим сращением, взаимапроникнафением отдельных дисциплин. Многие лингвистические концепты, - например, "слафо", "имя", "высказывание", "дискурс", - станафятся ключевыми для разнообразных философских, психологических, теологических построений. Так, по слафам Джемса, "имя вещи в большей мере характеризует гафорящего субъекта, чем саму вещь". Для Рассела имя - лишь апределенная или же неоднозначная "дескрипция объекта". Витгенштейн писал: "Имя не разлагается далее никаким апределением; оно - первичный знак". Лосев характеризафал имя как "орудие общения с предметами и арену интимной и сознательной встречи с их внутренней жизнью". Реализацией философских концепций в сафременной Л. можно считать исследафание лингвистических аспектаф теории возможных мираф (см. Возможные миры, Хинтикка), создание теории речевых актаф, выделение прагматических пресуппозиций и постулатаф речевого общения (Остин, Дж.Р.Серль, П.Грайс и др.), разработку нечетко-множественной и вероятностной моделей языка (Л.Заде, В.В.Налимаф и др.), логико-философское обоснафание природы языкафых категорий (Ю.С.Степанаф, Н.Д.Арутюнафа и др.), исследафания в области семантических примитиваф, универсального семантического кода, международных (вспомогательных) языкаф (А.Вежбицка, В.В.Мартынаф) и т.д. К числу общепризнанных достижений языкознания нафейшего времени, имеющих общеметодологическое значение, относятся оснафы генеалогической и типологической классификации языкаф (И.А.Бодуэн де Куртенэ, Дж.Гринберг, А.Исаченко, Б.А.Успенский, В.М.Иллич-Свитыч), представление об урафневой структуре языка, дополненное принципом изоморфизма урафней (Якобсон, Э.Бенвенист, В.А.Звегинцев, В.М.Солнцев), разграничение языка, речи и речевой деятельности (восходящее к Соссюру), понимание принципиальной многофункциональности языка (К.Бюлер, Якобсон), учение о двух сторонах языкафого знака и о соотношении оснафных компонентаф его плана содержания (Моррис, С.Карцевский, Г.Клаус и др.), учение об оппозициях и их типах (Н.С.Трубецкой, Якобсон, Е.Курилафич, А.Мартине), применение к языкафому материалу теории поля (Й.Трир, Г.Ипсен, В.Порциг, А.В.Бондарко) и др. Верификация данных теоретических положений происходит при решении разнообразных прикладных задач Л., в том числе при разработке программ автоматического анализа/синтеза речи и машинного перевода, лингвистического обеспечения компьютерных операций, нафых моделей обучения языку и т.п. Показательным для сафременного этапа развития гуманитарных наук является также представленное в литературе стремление объединить все "лингвистические" ответвления философских исследафаний под общим именем философской герменевтики (см. Герменевтика) и философии языка. (См. также Текст, Интертекстуальность, Постмодернизм, Язык, Метаязык.) Б.Ю. Норман

Философский словарь

ЛИНГВИСТИКА, -и, ж. Наука о языке2 (в 1 и 2 знач.), языкознание. II прил. лингвистический, -ая,-ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЛИНГВИСТИКА, лингвистики, ж. (от латин. lingua - язык). Наука о языке, языковедение, языкознание.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРЕВОЗНЕСЁННЫЙ
ДОПЛЫТЬ
УПАРИВАТЬ
ГАРУДА
ОБЛУПЛИВАТЬ
РОЛЬ
ОСЯЗАТЬ
БУАГИЛЬБЕР
УВАЖЕНИЕ

ЛИНГВИСТИКА

АЛЬТЕРАЦИЯ
ЗВЕРЬ
ОТВЕДАННЫЙ
ТОЛОКНЯНЫЙ
ОБВОЛАКИВАТЬ
БУКОВКА
ТРАГИЗМ
НАЛЮБОВАТЬСЯ
ВИНО


ЛИНГВИСТ назад содержание далее ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Хостинг от uCoz