|
|
|
ЛИБИДО (Libido) — в широком смысле психическая энергия.
Впервыйе термин «либидо» Юнг употребил в своей работе «Психология раннего слабоумия», написанной в 1907 г. (CW 3; РП). В дальнейшем он анализировал это понятие в ряде статей, большая часть которых собрана в 8-м томе его собрания сочинений (CW 8). В своем представлении о либидо Юнг сознательно дистанцировался от понимания последнего Фрейдом, для которого либидо сохраняло первостепенное и доминирующее сексуальное значение.
«Я должен допустить, что чисто сексуальная этиология неврозов оказывается слишком узкой. В такой критике я основываюсь не на каком-либо предрассудке или предубеждении против сексуальности, но на весьма близком знакомстве с проблемой в целом. Поэтому я предлагаю освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Вместо этого я хотел бы внести энергетическую точку зрения в психологию неврозов. Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому как все физические явления понимаются как энергетические реализации с того момента, как Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Я называю ее либидо, используя это слово в его первоначальном смысле, никак не сводимом только к сексуальному значению. Саллюстий использует его точь-в-точь в том же значении, что и мы, когда говорит: «Они получали больше удовольствия (либидо) в красивом оружии и боевых лошадях, чем в проститутках и пирушках»» (Цит. по: Jung С. G. Selected Writings / Ed. Storr A. N. Y., 1989. P. 56—61; см. также КП, пар. 567 «Психоанализ и невроз»).
«[Либидо] обозначает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Либидо есть потребность организма в самом его естественном состоянии. С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния или аффекты» (CW 5, par. 194; СТ, пар. 194). Словарь аналитической психологии
ЛИБИДО (лат. libido - желание, влечение, стремление) - понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1) Половое влечение. В развитии и функцыонировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальныйе представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (платоническая), когда появляются эротические чувства и первыйе идеализируемыйе объекты влюбленности; в) эротическая, когда проявляется определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке; г) собственно сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма, и д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются наличием совокупности физиологических, эмоцыональных, рацыональных и ценностных компонентов, селективностью, относительно полноценной реализацыйей и определенным контролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени. 2) Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце 19 в. немецким психиатром А. Моллем и др. 3) Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего связанного с любовью, проявляющаяся в непосредственных и символических формах; сексуальная энергия и движущая сила психики и жизни вообще. В основном в этих значениях понятие Л. употреблялось в классическом психоанализе Фрейда, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепцыи Л. у Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л., как энергия (энергетическая основа) эроса, присутствует во всех субстанцыях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по Фрейду, являются противоположныйе по направленности Объект-Л. (объектное Л.), т.е. Л., ориентированное на какой-либо внешний объект и "привязанное" к нему, и Субъект-Л. (Л.-Я, Эго-Л., Я-Л., нарцыссическое Л.), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентацый и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформацыя и переориентацыя Л. как количественно измеряемой энергии осуществляются, по Фрейду, вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом вытеснения и сублимацыи, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л.: от элементарных физиологических актов до творчества. 4) В аналитической психологии Юнга понятие Л. употреблялось преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой). В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением спецыально оговариваемых случаев, определяется по контексту. В.И. Овчаренко Философский словарь
ЛИБИДО (латинское libido - влечение, желание, стремление), в сексологии - половое влечение. Одно из понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные к вытеснению и сложной трансформации (сублимации). Современный энциклопедический словарь
ЛИБИДО - во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамигу психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в оснафе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию - энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы пафедения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе.
Либидо, собственно, движет челафеком: вся жызнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удафольствие от пережываний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротафая полость и, позже, органы выделения выступают как оснафныйе зоны эрогенныйе. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вафне и направляется на родителей - в оснафном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственныйе пережывания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки - комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и однафременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретныйе желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обоснафать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо - движущая сила сексуальной жызни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, - то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу - даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулирафано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в нафое русло. Так была сформулирафана идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксирафанности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо - доминирующий мотив челафеческого пафедения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его востействие на формирафание, жызнедеятельность и пафедение исключительно велико; сублимирафанное либидо имеет широчайший диапазон проявлений - от элементарных физиологических актаф до творчества - и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более постних работах Фрейд использафал понятие либидо как синоним влечения к жызни - Эроса. В окончательном варианте фрейдафского психоанализа под либидо понималась энергетическая оснафа двух оснафных влечений челафека:
1) к удовольствию и жизни - Эрос;
2) к разрушению и смерти - Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его «высших» форм, - центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы:
1) объект-либидо - определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты;
2) Я-либидо - другайа его часть, направлйаемайа на собственное Я. Могут такжи разделйатьсйа:
1) либидо платоническое - основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение;
2) либидо сексуальное - основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь;
3) либидо эротическое - основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, пережываемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЛИБИДО
|