ЛЕСАЖ


 

 

ЛЕСАЖ (Allain-Rene Lesage) - знаменитый французский сатирик и романист (1668-1747), бретонец по происхождению. Приехав в Париж для изучения юриспруденции, он вел веселую жизнь и бывал в свете; это давало ему обширный материал для наблюдений, которым он воспользовался много лет спустя, когда, поглощенный трудом, появлялся только в cafe Procope, своего рода литературном клубе. Литературная деятельность Л. началась переводами и переделками с испанского. В драмах самого Л.: "Don Felix Mendoce" и "Point d'honneur" испанское влияние еще сильно, но оно ослабевает в дальнейшем творчестве сатирика. Начиная с драмы "Crispin rival de son maitre", Л. переходит к сатире нравов и становится обличителем современных ему пороков. Особенно резки его нападки на финансистов и откупщиков, типичный представитель которых выведен в знаменитой комедии Л.: "Turcaret" (1709). Темный мир дельцов, беспощадных к своим жертвам, прикрывающих свое нравственное падение щедростью и благородством в обращении с светским и полусветским обществом - все это чрезвычайно ярко освещено в комедии Л. Интересны в ней также плутоватые лакеи, управляющие судьбой своих доверчивых хозяев; заимствованные у Мольера, они подготовляют тип классического героя Л. - Жиль Блаза. Лакеи Мольера, при всем своем остроумии, отличаются тривиальностью стремлений и наклонностей; у Л. Фронтены, Криспены и т. д. - до некоторой степени представители демократического начала; они сознают свое умственное превосходство и стремятся силой ума завоевать себе земные блага, в которых им отказала судьба. Лучшие и вполне самостоятельные произведения Л. - два романа: "Le Diable Boiteux" и "Gil Blas". В первом (1709) дьявол Асмодей несется, вместе со студентом Леандро, над городом и показывает ему внутренность домов, снимая с этой целью их крыши. В калейдоскопе открывающихся таким образом зрелищ развертывается перед читателем широкая картина жизни, с ее переходами от радостей к страданиям, от нищеты к роскоши, от счастья к горю и болезням. Еще шире захвачена жизнь в главном произведении Л., "Жиль Блазе". Целый ряд приключений заставляет испанского крестьянина Жиль Блаза жить среди неприглядного люда - грабителей и обманщиков, авантюристов и шарлатанов, странствующих актеров и других "picaro", т. е. мошенников. Ловкость и природный ум заменяет в этих людях стремление к справедливости; но благодаря тому, что их жертвами являются себялюбивые и близорукие баловни судьбы, читатель чувствует симпатию к торжеству находчивости в борьбе с жизнью. Сатира Л. становится более широкой и глубже захватывает жизнь общества во второй части "Жиль Блаза", появившейся в 1734 г. Бывший лакей является здесь умудренный опытом, не попадается на удочку всякого авантюриста и быстро поднимается по общественной лестнице. Л. рисует жизнь такой, какова она в действительности, перемешивая трогательное с комическим. Мораль Л. заключается в применении к обстоятельствам; житейская мудрость его также непосредственна и неизменна, как вечны законы чувств и страстей. Последние книги романа написаны в ином тоне. Жиль Блаз не только умудрен жизнью, но и пресыщен ею; он жаждет уединения среди природы и любимых книг, жаждет спокойного семейного очага: это - история семейной жизни самого автора. Заключительные аккорды романа звучат примирением с жизнью, несмотря на все ее неприглядные стороны. Литературное значение "Жиль Блаза", помимо его художественных достоинств, заключается в том, что это первый реалистический роман, сменивший во Франции эру чувствительных романов XVII в. См. E. Lintilhac, "Lesage" (в коллекции "Grands ecrivains francais"). (c) З. В.
Переводы сочинений Л.: А. Нартова, "Баккалавр саламанкский или похождение дона Херубино де-ла-Ронда" (СПб., 1763; 2-е изд. 1784); "Похожденийа Естеванилла Гонзалеца, прозванного весельчаком" (СПб., 1765-66); Ив. Кудрйавцева, "Зулима или непорочнайа любовь" (СПб., 1768); Д. Щ., "Увеселительные приключенийа Гусмана д'Алфараша" (М., 1785); Дм. Мокеева, "Повесть о хромоногом бесе" (СПб., 1791; 2е изд. 1807); А. К., "Гусман д'Алфараш, истиннайа гишпанскайа повесть" (М., 1804); Е. Шаврова, "Исторический, генеалогический, хронологический, географический атлас" (СПб., 1809); "Шалости забавного Гусмана, или каков в колыбельку, таков и в могилку" (М., 1813); Вас. Теплова, "Похожденийа Жилблаза де-Сантилланы" (СПб., 1812-15); Пасынкова, "Хромоногий бес" (1832); В. Волжского, "Хромой бес" (1832); "Дон Жильблаз де Сантильйана, сын солдата, человек прошедший все состойанийа" ("Зеленайа Библиотека", изд. М. О. Вольфа, СПб., сокращ. перевод); Эмье, то же (М., 1871); Шлезингер, то же (М., 1873); новейшее изд. "Жиль-Блаза" Л. Ф. Пантелеева (СПб. 1895); "Хромой черт" (М., 1874); "Тюркаре", комедийа, перев. С. Боборыкиной ("Вест. Европы", 1874, ј11) и Шерстобитовой (изд. Ледерле, 1895).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛЕСАЖ (Lesage) Ален Рене (1668 - 1747), французский писатель. Романы "Хромой бес" (1707), "История Жиль Блаза из Сантильяны" (1715 - 1735; в центре - смелый и умный, морально небезупречный плебей, "завоеватель жизни"), восходящие к плутовскому роману, рисуют картину разложения нравов абсолютистской Франции.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ХАКСЛИ Т
ИЗЪЁРЗЫВАТЬ
ХАЛАТНЫЙ
БРАГАДИНИ
ДВУХЧЛЕННЫЙ
УГРЕВИДНЫЙ
ОЛЕАНДР
САНДАЛОВЫЙ
ШКИРКА

ЛЕСАЖ

НАУЩАТЬ
ПОМЕШАТЬСЯ
РАСКАЛИТЬСЯ
ЗАПРЫГАТЬСЯ
ЖАТЫЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
ТОМНОСТЬ
МАЛЯРИЯ
МАРШАЛЛА ПЛАН


ЛЕСА назад содержание далее ЛЕСАМА ЛИМА
Хостинг от uCoz