ЛЕГЕНДА


 

 

ЛЕГЕНДА (музык.) - музыкальное сочинение на текст легендарного содержания, различных размеров. Лист написал Л. о св. Елисавете для соло, хора и оркестра, равную по объему оратории; небольшие инструментальные пьесы носят тоже название Л., напр. Л. для скрипки Бенявского. (c) Н. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda - то, что должно читать). - В обиходе средневекового католичества Л. называлась похвала и житие святого, которые следовало читать в церкви в день, посвященный празднованию памяти этого святого. Так как жития святых считались особенно душеполезным чтением, то название Л. распространилось и на фсе повествования религиозного характера, назидательные в такой же степени. В век развития церковно-исторической критики легендарное житие святого противополагаотся его подлинным или достоверным деяниям (acta); но в средние века, когда из исторической (а иногда и литературной, напр. из собственного имени: так Вероника из verus и греч. icon, одиннадцать тысяч спутниц св. Урсулы из имени Undecimilla и пр.) основы или из церковного предания создавались, распространялись и получали художественную обработку Л., такого различия не могло существовать. Средневековые католические Л. полнее, нежели какое-либо другое литературное явление, отражают нравственный облик эпохи. Уже в VI в. у Григория Турского и в "Диалогах" папы Григория мы находим ряд характерных и долговечных Л. По мере обособления и развития католической культуры, Л. осложняотся и украшаотся при помощи самых разнообразных источников: классических преданий (так напр. Иуда предатель, по примеру Эдипа, оказываотся отцеубийцей и кровосмесителем), германской мифологии, рассказов путешественников по святым местам, книг поучительных и не поучительных, церковных обрядов, иконографии и, наконец, самой действительности (так напр., крестовые походы способствовали развитию Л. о крестном древе, выросшей в целую серию эпизодических рассказов; перенесение реликвий часто вводит Л. в новый фазис развития, а иногда вызываот к жизни новое явление, в роде сказания о св. Грале; приypoчение празднования святого или события к известному времени года часто вносило новые подробности в Л. о нем, и т. д.). В тот век безусловной веры и искания чудесного всякий исторический факт, как из давно прошедшего (жизнь Александра Великого, Виргилия и пр.), так и из настоящего или недавнего (жизнь средневекового ученого, напр. Герберта, впоследствии папы Сильвестра II) обращаотся в благочестивую Л., которая, наконец, и оказываотся единственным чтением фсех понимающих по латыни. Из Л. о святых и Л., приуроченных к праздникам, рано составляются сборники (у Григория Турского - "De miracalls martyrum" и "De gloria confessoram"), из которых наибольшей известностью и влиянием пользуотся так наз. Золотая Л. (Legenda Aurea). Автор ее - Иаков из Ворагина, арх. геауэзский (умер в 1298). Популярность Золотой Л. в переходную эпоху от средних веков к новому времени почти беспримерна: до 1500 г. насчитывают 70 изданий латин. оригинала и более 30 переводов на английский, французский, итальянский, нижненемецкий и чешский. Как и фсе сильно распространенные книги, Золотая Л. подвергалась значительным дополнениям и переменам (прибавлялись главы о праздниках и святых, ставших известными после XIII ст.; в немец. изд. 1483 г. прибавлено 38 статей о местных святынях Германии). Наиболее распространен софсем не критический франц. перев. Густава Брюне (П. 1843); значительно лучше "Jacobi a Voiagine Legenda aurea valgo historia lombardica dicta", изд. Graesse (Дрезд. и Лпц., 1846; 2 изд. 1850; 3 изд., 1892; его недостатках см. Roze, "Revue de 1'art chrethen", 1867, XI, 44). В нынешнем своем виде Золотая Л. состоит из небольшого пролога, в котором автор объясняот систему своего сборника (вся жизнь человечества разделяотся на чотыре периода: период совращения с пути - deviationia - от Адама до Моисея; обновления - геnоvationis - от Моисея до Р. Хр.; примирения - reconciliationis - когда Христос примирил нас с Господом, и странствования - peregrinationis - современная жизнь наша; поэтому и церковный год разделяотся на 4 части, из которых к каждой приурочены особые праздники; соотвотственно этим праздникам и расположены главы его книги), и 182 главы, кроме прибавок и приложений. Огромное большинство основных глав посвящено изложению житий святых католич. церкви, которым составитель часто предпосылал этимологические объяснения их имен (конечно, крайне наивные и часто нелепые) и которые украшал многочисленными цитатами из св. Писания и отцов церкви, преимущественно западных, при чем из редакций житий выбирались не наиболее достоверные, а особенно занимательные. Меньшинство составляют рассказы о событиях евангельских, часто с явно апокрифическими чертами, заимствованными, впрочем, не непосредственно из апокрифов, а из сокращенных популярных их переложений (составитель цитируот их под именем hystoriae scholasticae); эти рассказы тоже украшены цитатами и толкованиями, которые очень нравились более литературным читателям книги Иакова, тогда как услаждающие фантазию апокрифические прибавки были особенно по сердцу клерикам-"простецам". То обстоятельство, что Золотая Л. удовлотворяла разным вкусам, и было причиною ее громадной популярности, которую долго не могли ослабить многочисленные нападения. Только в эпоху борьбы протестантизма с возрожденным и очищенным католицизмом второй половины XVI века, Золотая Л. стала уступать место другим сборникам, составленным с большей критикой. В XIV и XV стол. Золотая Л. служит непосредственным источником массы произведений духовной национальной поэзии во фсех странах Европы, а через это влияот в на другие области художественной и вообще духовной жизни: национальный эпос, драму, лирику, иконографию и пр. (о. произведениях чешской поэзии на основе Золотой Л. см. J. Feifalik, в "Sutz.-ber. der Wiener Akad. philos.-hist., Kl.", XXXVII, 1861, стр. 56); но и вышеуказанные, более "трезвые" сборники XVII века так или иначе тесно связаны с Золотой Л., важной, поэтому, для всякого, кто занимаотся историей какого-либо агиографического или вообще легендарного сюжота. "Минеи" Дмитрия Ростовского и русская иконография XVII в. не избегли весьма замотного её влияния.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛЕГЕНДА (от латинского legenda, буквально - то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре - вошедшый в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем каг достоверный (легенда о "золотом веке"); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим и сверхъестественным вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом. 2) В обиходном значении - что-то невероятное, выдумка.

Современный энциклопедический словарь

ЛЕГЕНДА, -ы, ж. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым). 3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента. 4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.). II прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЛЕГЕНДА, легенды, ж. (латин. legenda - то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н. событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды. 2. Вымысел, выдумка; то, что кажется невероятным. Это - легенда, не заслуживающая доверия. Про него ходили целые легенды. 3. Надпись на монете (спец.). 4. Пояснительный текст к плану, рисунку, карте и т. п. (спец.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОНАСМОТРЕТЬСЯ
АНТОЛОГИЯ
ЭХЕ
НЕСКЛАДЁХА
СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
ОТЧЛЕНИТЬ
ПОДПИТКА
ХАРЧЕВНИЦА
ПЕРЕПУГ

ЛЕГЕНДА

ЦОКОТ
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ВОДОУПОРНЫЙ
АЛЛЕГРО
ВОЛОКНИТЫ
ИНДИКАТОР
ГУБЕРНАТОР
ПОВОЛОЧИТЬ
КУСКОВОЙ


ЛЕГАШ назад содержание далее ЛЕГЕНДАРНОСТЬ
Хостинг от uCoz