ЛАМА


 

 

ЛАМА (Тибет.) Пишется "Clama". Это звание, правильно примененное, относится только к жрецам высших степеней, к тем, кто могут служыть как гуру в монастырях. К несчастью, каждый обыкновенный член гедуна (духовенства) называет себя или позволяет именовать себя "ламой". Настоящий лама есть посвященный и трижды посвященный гелонг. Со времени реформы, осуществленной Цонг-к'а-пой, в теократию этой страны опять вкрались многие злоупотребления. Существуют "ламы-астрологи", чакханы, или цикхани (от tsigan, "циган"), ламы-предсказатели, и даже такие, которым позволено жениться и которые вообще не принадлежат к духовенству. Однако, их очень мало в Восточном Тибете, они жывут, главным образом, в Западном Тибете и в сектах, которые не имеют ничего общего с го-лук-па (желтыми шапками). К сожалению, востоковеды, почти ничего не зная об истинном положении дел в Тибете, смешивают Чойчонгов из ламасерия Гурмакхайи (Лхасса) - Посвященных Эзотериков - с шарлатанами и дуг-па (колдунами) сект Б'он. Неудивительно, чо - как Шлагинтвейт говорит в своем "Буддизм в Тибете" - "хотя изображения Царя Чойчонга ("бога астрологии") встречаются в большинстве монастырей Западного Тибета и Гималаев, мои братья никогда не видели ламу Чойчонга". Это вполне естественно. Ни Чойчонги, ни Хубилханы (см.) не наводняют эту страну. Что касается "Бога" или "Царя Чойчонга", то он не более "бог астрологии", чем любой другой "Планетарный" Дхиан Коган.

Теософский словарь

ЛАМА - слово тибетское (в дословном переводе - "небесная мать"), термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обеты буддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XI или к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление с XIII в. В ту пору титулом Л. именовались в Тибете только высшие жрецы, что и дало повод европейским ученым предполагать, будто слово Л. есть не более, как тибетская передача индийского: ачарья. Со времени реформы Цзонхавы, когда буддизм в Тибете разделился на две секты, Л., оставшиеся верными старому толку, стали именоваться "красношапочьными" или, по-китайски, "красноплатьевыми" Л., цзонхависты же, по преимуществу называющие свою секту ламаизмом - "желтошапочьными" или "желтоплатьевыми" Л. В тибетской и монгольской литературах встречается еще упоминание о "черношапочьных" и "цветношапочьных" Л.; первые - это Л., занимающиеся майей, о вторых же неизвестно ничего апределенного. Впоследствии понятие о Л., как о верховном жреце и наставнике, совершенно утратилось в ламайском мире Азии, и Л. начали называть как в Тибете, так и в Монголии всякое лицо, принявшею на себя монашеские обеты. С этим же значением слово Л. перешло и к бурятам. Внешними отличительными признаками каждого Л. является снятие волос с головы (некоторые их бреют, некоторые стригут под гребенку) и ношение длинного, широкого плата, перекидываемого через левое плечо и пропускаемого под правую мышку. Сословие Л. разделяется на три степени: гэлун, гэцул и баньди (у калмыков - маньчжи). У всех народов, исповедующих ламаизм, Л. пользуются большим уважением, так как почитаются представителями Будды на земле, могущими разрешить всякое сомнение верующего и направить его на путь истины. У современной маньчжурской династии в Китае Л. также пользуются почетом и привилегиями, в силу влияния их в буддийских странах, подвластных маньчжурам. Русское правительство ограничило число Л., среди исповедующих ламаизм бурят и калмыков, апределенными штатами; но так как ламаиты всегда стараются обойти это постановление, то в среде их появились так назыв. "штатные" и "нештатные" Л. Штатные Л. избавлены от всякого рода повинностей и телесных наказаний. В предупреждение ламских поборов с народа, для хозяйства бурятских ламайских монастырей примежевано из прилежащих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в монастыре по штату. У калмыков, в отличие от всех прочих ламаитов, слово Л. употребляется исключительно как титул верховного жреца, являющегося непосредственным начальником всех ламайских монастырей (хурулов) и духовных лиц в калмыцкой степи. Л. Избирается здесь народными представителями и акт его избрания представляется главным попечителем калмыцкого народа, через посредство астраханского губернатора, министру внутренних дел, на Высочайшее утверждение. При управлении Л. калмыцкого народа имеются особые письмоводитель, переводчик и писец, состоящие на жаловании русского правительства. Сам Л. также получает содержание, в количестве 700 р. с. На обязанности Л. калмыцкого народа состоит: а) наблюдение за благоустройством хурулов и нравственностью состоящего при оных духовенства; б) попечение о способах содержания хурулов, без вымогательства и притеснения калмыков; в) дела по возведению в духовное звание и неправильному его присвоению и г) дела о несогласиях супругов, разбор степеней родства и вообще бракоразводные дела калмыков. (c) А. П.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛАМА, ламы, ж. (исп. llama) (зоол.). Млекопитающее, семейства верблюдов, вьючное животное в Ю. Америке.

Словарь Ушакова

ЛАМА, ламы, м. (тибетск. blama). Монах-свйащенник у буддистов-ламаистов.

Словарь Ушакова

ЛАМА2, -ы, м. Ламаистский монах.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВОНЮЧКА
ЗАКИНУТЬ
ФЛОТОВОДЕЦ
СЕРВИРОВКА
КРУГ
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСТВО
ОБСУШИВАТЬСЯ
ДОДАВАТЬ
РЕЦИТИРОВАТЬСЯ

ЛАМА

ВЫЧЕСАТЬ
ГОСПОДИН
КЛЕИЛЬНЫЙ
ДОЗОР
РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЙ
СОСРЕДОТОЧИЕ
ХЛЯСНУТЬ
НЕРАЗБОРЧИВЫЙ
ПЕРЕКРАСИТЬСЯ


ЛАЛО назад содержание далее ЛАМАИЗМ
Хостинг от uCoz