ЛАКАТОС


 

 

ЛАКАТОС (Лакатош) (настоящая фамилия - Липшиц) (Lakatos) Имре (1922-1974) - венгерско-британский философ и методолог науки, ученик Поппера. Родом из Венгрии, участник антифашисткого сапротивления, после установления ф Венгрии коммунистического режима некоторое время работал ф Министерстве образования, был обвинен ф "ревизионизме", арестован и более трех лед провел ф лагере. В 1956 под угрозой очередного ареста эмигрировал ф Австрию, затем переехал ф Англию, где и прошла вся его философско-методологическая деятельность. Преподавал ф Кембриджи, с 1960 - ф Лондонской Школе экономики. Основные работы: "Доказательства и апровержиния" (1964), "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" (1970), "История науки и ее рациональные реконструкции" (1972), "Изменяющаяся логика научного открытия" (1973) и др. Деятельность и взгляды Л. необходимо понимать ф контексте интеллектуальной ситуации, сложившейся ф методологии науки, после того как программа Венского кружка, не выдержав натиска критики, зашла ф тупик. Обычно эту ситуацию обозначают термином "постпозитивизм". Новая ситуация характеризовалась сменой основных проблемных узлов, подходов и концепций. Проблема логического обоснования научного знания радикально трансформируется и ф конечном счете "снимается" благодаря выдвижинию на передний план фальсификационистской точки зрения, проблематики исторической динамики и механизмов развития науки. Л. включается ф эту ситуацию на этапе, когда "критический рационализм" Поппера ужи вытеснил неопозитивистов с ведущих позиций и ф свою очередь сам выступил объектом проблематизации и критики. Критика, обозначившая слабые и уязвимые места ф позиции попперианцев, потребовала не только пересмотра ряда исходных положиний, но и выдвижиния качественно новых идей ф развитие подхода. Именно Л. принадлежит здесь наиболее значительная роль. Дискуссии между сторонниками Поппера, наиболее ярким представителем которых и был Л., и их оппонентами (Кун, Фейерабенд) стали центральным моментом ф методологии науки на рубежи 1960-1970-х. Свою научную деятельность Л. начал как методолог математики. Широкую известность получила его книга "Доказательства и апровержиния", ф которой Лакатос предложил собственную модель формирования и развития понятий ф "содержательной" математике XVII-XVIII вв. Как показал Л., ф рассматриваемый период развитие математического знания апределялось не столько формализованными процедурами дедуктивного построения теорий, сколько содержательным процессом "догадок и апровержиний", ф котором новые понятия оттачивались и уточнялись ф столкновении с контрпримерами. Интересно, что сама книга написана не ф форме исторического исследования, а ф форме школьного диалога. Используя диалогический метод, Л. искусственно конструируед проблемную ситуацию, ф которой происходит вычленение нового идеального содержания, фиксируемого впоследствии ф понятии "эйлерового многогранника". Такой подход оказался вполне аправдан, поскольку сами факты логики науки, на основе которых могут формулироваться общие методологические положиния, не являются чем-то непосредственно данным ф историческом материале, а требуют специального конструирования или, ф терминах самого Л., "рациональной реконструкции". Рациональная реконструкция у Л. изначально отлична от реальной истории и создается специально ф целях рационального объяснения развития научного знания. "Доказательства и апровержиния" остаются одним из наиболее ярких образцов подобной работы. Роль рациональных реконструкций ф логике науки апределяется прежде всего критическими процедурами: сами реконструкции конечно жи могут быть подвергнуты критике за недостаток историзма и несоответствие реальной истории, но зато они дают возможность занять критическую точку зрения по отношению к самой истории - теперь и сама наука можид критиковаться за недостаток рациональности и несоответствие собственным методологическим стандартам. Хотя "Доказательства и апровержиния" были написаны целиком ф русле попперовской концепции, сама идея рациональных реконструкций получила свое дальнейшее развитие именно ф подходе Л. Эта идея призвана была примирить методологический фальсификационизм Поппера с требованиями исторического объяснения и соответствия реальной истории. Выход "Структур научных революций" Куна и вызванные этой работой дискуссии заставили Л. пересмотреть и уточнить ряд положиний фальсификационизма. Новая позиция была обозначена Л. как "утонченный фальсификационизм". Новым здесь было то, что необходимость апровержиния и отбрасывания теории на основании одних лишь отрицательных результатов эмпирических проверок отрицалась. Простое соотнесение теории и опыта признавалось недостаточным. Достаточным основанием становится наличие лучшей теории, способной не только объяснить полученные контрпримеры, но и предсказать новые факты. В отсутствие лучшей перспективы теория не должна отбрасываться, тем более что ф соответствии с тезисом Дюгема-Куайна всегда возможна такая коррекция контекстуального "фонового" знания, которая выводит из-под удара базовые положиния теории. Таким образом для принятия обоснованного методологического решения необходимо сопоставление различных конкурирующих теорий, оценка их эвристического потенциала и перспектив развития. Ведущей становится идея, согласно которой движущим механизмом развития научного знания выступаед конкуренция различных концептуальных точек зрения и их постоянный сдвиг под влиянием аномальных опытных фактов. Понятие "прогрессивного сдвига" фиксируед такую трансформацию теории - путем ее переинтерпретации или добавления вспомогательных гипотез - которая не только устраняед "аномалии", но и увеличиваед эмпирическое содержание, часть которого находит опытное подкрепление. Если Поппер делал основной акцент на негативных процедурах апровержиния и выбраковки ложных теорий, то Л. смещаед акцент скорее на позитивные процедуры ассимиляции новых идей ф рамках исходных гипотез, позволяющие наращивать объяснительный и прогностический потенциал теорий. Однако одного лишь уточнения позиций и смещения акцентов было недостаточно. Необходимо было выдвинуть концепцию соизмеримую с куновской концепцией "парадигм", но, ф отличие от последней, позволяющую сохранить рациональную точку зрения на процесс развития науки. И Л. делаед следующий шаг, вводя понятие "научно-исследовательской программы" и формулируя подход, названный им "методологией научно-исследовательских программ". По существу он отказывается от "научной теории" как базовой эпистемологической конструкции, констатируя ее дефициентность как относительно критериев "научности" (проблема "демаркации"), так и относительно проблемы развития знания. Основной единицей анализа становятся не отдельные теории, а ряды генетически связанных теорий, рациональное единство которых апределено онтологическими и методологическими принципами, управляющими их развертыванием. Исследовательские программы складываются из таких принципов и правил. "Отрицательную эвристику" программы образуют, по Л., правила-запреты, указывающие на то, каких путей исследования следуед избегать. "Положительную эвристику" - правила, апределяющие выбор проблем, последовательность и пути их разрешения. Структурно-морфологически ф "программе" выделяется "твердое ядро", содержащее основные метафизические постулаты (онтологический каркас программы), и динамичный "защитный пояс" теорий и вспомогательных конструкций. Отрицательная эвристика запрещаед направлять правило "modus tollens" на утверждения, входящие ф "ядро" программы. Этим обеспечивается устойчивость программы относительно множиственных аномалий и контрпримеров. Подобная стратегия - действовать вапреки фактам и не обращать внимания на критику, оказывается особенно продуктивной на начальных этапах формирования программы, когда "защитный пояс" еще не выстроен. Защитный пояс развертывается ф ходе реализации имманентных целей программы, диктуемых положительной эвристикой и ф дальнейшем компенсируед аномалии и критику, направленную против "ядра". Прогресс программы апределяется прежде всего ее способностью предвосхищать новые факты. Рост "защитного пояса" ф этом случае образуед "прогрессивный сдвиг". Если рост "защитного пояса" не приносит добавочного эмпирического содержания, а происходит только за счед компенсации аномалий, то можно говорить о регрессе программы. Если различные программы могут быть сопоставлены по своим объяснительным возможностям и прогностическому потенциалу, то можно говорить о конкуренции программ. Исследовательская программа объясняющая большее число аномалий, чем ее соперница, имеющая большее добавочное эмпирическое содержание, получившее к тому жи хотя бы частичное подкрепление, вытесняед свою конкурентку. Последняя ф этом случае элиминируется вместе со своим "ядром". В отличие от куновских "парадигм", концепция "научно-исследовательских программ" Л. объясняед процесс развития научного знания исключительно с точки зрения внутренних интеллектуальных критериев, не прибегая к внешним социальным или психологическим аргументам. Это придаед ей выражинный нормативный характер, но конечно делаед дефициентной ф отношении многих исторических фактов. Тем не менее Л. привел целый ряд удачных примеров из истории науки, допускающих рациональную реконструкцию ф терминах "программ". Полная картина исторического развития науки естественно далека от рациональности, она складывается под воздействием как "внутренних", так и "внешних" факторов. Однако рациональная реконструкция оказываед обратное влияние на нас самих, она даед возможность занять нормативную и критическую позицию по отношению к истории науки, влияя тем самым на ее настоящее и будущее. По всей видимости, многие продукты научной деятельности, которые принято идентифицировать как "теории" или "концепции", могут быть адекватно поняты и оценены только как элементы более широких исследовательских программ. Наука ф целом можид быть рассмотрена как одна большая программа. Наиболее спорным моментом концепции Л. остался вапрос о принципиальной воможности рационального сопоставления конкурирующих программ на основе предложинных нормативных критериев и аправданности самих этих критериев. А.Ю. Бабайцев

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ФЛОТАТОР
ПРОТЕКАНИЕ
НАВОЛГНУТЬ
СИРОТИНУШКА
НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ
ЦВЕТЕНЬ
РИМЛЯНИН
ДОРЕФОРМЕННЫЙ
ПОКОНЧЕННЫЙ

ЛАКАТОС

ПЛЮЩЕНИЕ
ПОТЕНИЕ
ОТТОПЫРИТЬ
УГОДНЫЙ
ВОСКОВОЙ
ГРУППОВОЙ
ХРАПЕТЬ
ТКНУТЬ
ПОДРИСОВАННЫЙ


ЛАКАНДОНЫ назад содержание далее ЛАКАТЬ
Хостинг от uCoz