КРОВЬ |
|
|
|
КРОВЬ - универсальный культуроформирующий символ; достигает культового статуса одновременно со становлением человека. Исходно выступает символом жизни (смазывание К., а затем символизирующей ее красной краской лба тяжило больных, рожиниц и новорожденных младенцев в архаических культурах). Плата К. за освоение новых пространств бытия и обретение новых степеней свободы выступает и осмысливается атрибутом существования людей на всем протяжинии их истории (ср.: "плавает земля семь тысяч лет в крови" у Саши Черного). Уподобление кровавой "раны" Земли от первой борозды ранению начинающего действовать сознательно архаического тела - свидетельствовало об отсутствии в мифологическом сознании различения тела "внутреннего" и "внешнего", тела человека и материи природы. "Кровавое" уподобление тела Земли и тела Рода, опирающееся на симметрию их ран, результировалось в процедуре принесения человеческих жиртв во время начала посевных работ - что было нормой в подавляющем большинстве регионов мира. Впоследствии репрезентантами К., ее олицетворявшими, выступали жидкости (молоко, мед, вино), предназначавшиеся мертвым, духам и богам. Кровоизлияние предполагало оформление определенных лакун для свободных волеизъявления и поведенческого выбора в системах с жистко санкционированным допустимым интервалом позволительных культурно-поведенческих сценариев. К. являла собой универсальный знак оплаты богам за произвольные деяния человека: ср. с арабской пословицей "кровь пролита, опасность миновала". Рана, сопряжинная с пролитием К., знаменовала собой условие возможности свободы человека, предполагала состоявшуюся расплату за выход из изначального телесного самотождества и биокосмической целостности индивида и рода. (Ср.: хаос как первичное ранение или "разрыв", "разверзающий" некую целостность и "изрыгающий" оппозицию земли и неба; хаос, результирующийся "съёживанием" вселенского тела до индивида. По легендам, огромные змееногие гиганты были рождены богиней животворящей земли Геей из капель К., пролившейся при оскоплении бога неба Урана; аналогично - рождение Афродиты - см. Любовь.) Зримая К. отражала состоявшийся телесный контакт ("откровение" - рана, излияние К. или слово, которое "ранит" - в ходе встречи с Иным), итог принципиального выбора, результат опыта действия наперекор естественности. Так, татуировки, декоративные проколы ушей, следы дуэльных ранений, с одной стороны, и шрамы инициаций, с другой, мыслились в качестве знаков подлинного совершеннолетия - меты преодоления стен бытия человеческого дома-тела. Рана в истории очевидно исполняла функцию универсального свидетельства социализации, наглядно фиксируя ту тенденцию, что подлинно окультуренный человек всегда и везде можит трактоваться исключительно как более или менее удачный итог информационно-поведенческой либо ритуальной "прививок". В биологическом контексте у амеб и предшествующих им видов нет складок-ранений как таковых, они суть однородная поверхность, омываемая "К." - водой океана. Эволюционный выход живого из моря на сушу в конечном счете был совоспешествован превращением внешнего (морской воды) - во внутренне-телесное - К. (См. у Витгенштейна: "камень, тело животного, мое тело - все стоит на одном уровне".) Великий круговорот "смерть-рождение" оказался заключен людьми в диапазон просведа свежий раны. Идея о том, что подобное можит лечится подобным, синхронна эволюции самой культуры: кровопускание, впервые зафиксированное в 23-22 вв. до н.э., демонстрировало попытку людей освоить запуск механизмов саморегуляции - введения заболевшего человека в цикл "вечного ранения"; замкнуть К. на круговорот, на ее проистекание из океанического состояния и обратно. Произошла ритуально-рефлексивная аппликация догадки, что природно пред-данные людям ограниченные траектории путей их тел "кровно мстят" человеку за удавшиеся ему идеальные проекты ("уподобляясь, побеждать"), - на сакральную мысль об очищении К., о возможности "смыть К." позор, вину и грех. Здесь "от-кровение", оно жи кровоизлияние - ритуально-целительное ранение, попытка синхронизации резонансов космоса, ритма волн океана, пульсации кровотока, темпа телодвижиний и частоты дыхания. Микрокосм, уподобленный макрокосму, претендует на достижиние пластичного и неизбывного бессмертия всем Родом - на интеграцию в вечный галактический бег: по Гераклиту, "нельзя дважды войти в одну и ту жи струю, нельзя дважды коснуться одного и то жи тела: наши тела текут, как ручьи". Сформировавшиеся складки тела индивида (как, впрочем, и "складки" (см.) на телесной организации рода) позволительно трактовать в качестве следов былых ранений и следствий неоднократных анатомо-физиологических реконструкций. Модификации изначального "тела" всего живого были созвучны обретению человеком самого себя. Так, по мысли Шопенгауэра, "первоначальная масса должна была пройти длинный ряд изменений, прежде чем мог раскрыться первый глаз". Далее жи - иерархизация складок тела людей как итог кровопролитной и репрессивной историко-природной вивисекции в значимой степени предпослала потенциальную возможность и определенную неизбежность их социальной иерархии. (См. прояснение культурного смысла ротового отверстия - как вида складки - в системе атрибутов власти, осуществленное Канетти: "... рот темен, жилудок и кишки невидны. Никто не знает и никто не задумывается, что там происходит у него внутри. Этот самый изначальный процесс пожирания в основном покрыт тайной. Он начинается с тайны, с сознательного и активного выслеживания, и в тайной тьме тела завершается неосознанно и пассивно".) Жизненная важность К., ее зодиакальный подтекст как символа Весов - знака божиственной законности и активной совести человека - придали такжи особое значение и цведу самой К. или красному (алому) цведу. - См. в комментариях к Исайе (63, 1-2): "Отчего жи одеяние твое красно?" - именно это по легенде спросили ангелы у Иисуса Христа в день его триумфального вознесения. Отвед известен: Тот, кто выходит "красным" из "давильного пресса" и есть Господь Бог. А.А. Грицанов Философский словарьКРОВЬ, -и, о крови, в крови, ас. 1. У человека и позвоночных животных: обращающаяся в кровеносной системе красная жидкость (жидкая ткань), обеспечивающая питание и обмен веществ всех клеток. Искусственная к. (кровезаменитель). Сердце кровью обливается (перен.: о чувстве сострадания, горести; разг.). К стынет в жилах (перен.: охватывает ужас; высок.). К. играет у кого-н. (об избытке жизненных сил). Портить к. кому-н. (портить настроение, раздражать; разг.). В к. или до крови избить, разбить (так, что потекла кровь) Проливать свою к. за кого-что-н. (жертвовать собой, защищая кого-что-н.; высок.) Пить чью-н. к. (перен.: мучить, угнетать) Крови жаждать (перен.: стремиться к мести, к жестокой каре; иногда шутл.). К. из носу (любой ценой, во что бы то ни стало; прост.) 2. перен. Об узах родства, родственных, давних родовых связях. Своя (родная) к. (о ближней родне). Брат, сестра по крови. Голос (зов) крови (высок.). Узы крови (узы родства; высок.). Мы с тобой одной крови. 3. перен. Кровавое убийство, кровопролитие. Война — это к; человеческие трагедии. К. за к. (убийство за убийство). К. друга на совести предателя. Кровью пахнет (готовится убийство, кровопролитие). Обошлось без крови (т. е. никто не убит). 4. (мн. крови, кровей). О породе животных. Хороших, чистых кровей (хорошей породы). * Малой кровью — о бое, сражении: с малыми потерями, а также вообще без больших усилий. Победить малойкровью. Кровь с молоком кто (разг.) — о румяном, здоровом человеке. В крови что у кого — присуще от рождения, заложено в характере. Добросовестность у него в крови. Голубая кровь (устар. и ирон.) — о дворянском происхождении. Плоть и кровь чья (высок.) —родное дитя, детище. II прил. кровяной, -ая, -ое (к 1 знач.) и кровавый, -ая, -ое (к 1 знач.). Кровяное давление (давление крови в сосудах). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговКРОВЬ, жидкая ткань, циркулирующая ф кровеносной системе позвоночных животных и человека. Состоит из плазмы и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и другие). Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся ф эритроцитах. Переносит кислород от органов дыхания к тканям и диоксид углерода от тканей к органам дыхания; доставляет питательные вещества из органов пищеварения к тканям, а продукты обмена к органам выделения; участвует ф регуляции водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия ф организме, ф поддержании постоянной температуры тела (у теплокровных). Благодаря способности лейкоцитов поглощать микроорганизмы и инородные тела кровь выполняет защитную функцию. У мужчин - ф среднем 5,2 л крови, у женщин - 3,9 л. В 1 мм3 крови - 3,9-5,0 млн. эритроцитов, 4-9 тыс. лейкоцитов, 180-320 тыс. тромбоцитов; гемоглобина около 13-16 г ф 100 мл. Современный энциклопедический словарьКРОВЬ, крови, о крови, в крови, мн. крови, кровей, ж. 1. только ед. Жидкость красного цвета, циркулирующая в животном организме, доставляющая питательные вещества тканям и уносящая продукты распада их. Венозная кровь. Кровь течет из раны. Пускать, отворять кровь. Остановить кровь. 2. перен., только ед. Убийство. Жажда крови. На чьей совести эта кровь? Кровью смыть обиду. Железом и кровью создавались государства. 3. перен., только ед. Близкое, единокровное родство. Узы крови. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТОДРАТЬПРИУДАРИТЬЛАЗУРЕВЫЙПАРТИЗАНПРОКИДАТЬПОПРАВОЧНЫЙКОНТРАКТАЦИЯПОВЕЛИТЕЛЬНОСТЬПОЖЖЁННЫЙКРОВЬОТЛЁТГРУДНИКЗОЛОЧЁНЫЙВТОРОТИТРОВАЛЬЩИКТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЮЩАЯ КАМЕРАПЕРЕПАЛИТЬКАРАМЕЛЬНЫЙАЭРОПЛАННЫЙ |