КОРНЕЛЬ


 

 

КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606 - 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга - в основе трагикомедии "Сид" (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), победа гражданской доблести над личными влеченийами, торжество героической воли - в трагедийах "Гораций" (поставлена в 1640), "Цинна" (поставлена в 1640 - 41). Разочарование в абсолютизме - в трагедийах "Мученик Полиевкт" (1643), "Смерть Помпейа" (1644).

Современный энциклопедический словарь

КОРНЕЛЬ (Pierre Corneille) - знаменитый французский драматург, "отец французской трагедии". Род. в Руане в 1606 г., умер в Париже в 1684 г.; сын чиновника; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе, потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако, интересуясь служебной карьерой. В 1629 г. он поставил свою первую пьесу - комедию "Melite", которая навлекла на себя характерный упрек в "слишком большой простоте плана и естественности языка". За нею последовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разными инцидентами: "Clitandre ou L'Innocence delivree" (1632), трагикомедия, одно резюме которой у К. занимает 8 страниц; "La Veuve ou le Traitre puni" (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; "La Galerie du Palais", "La Suivante", "La Place Royale". Этими комедиями в духе времени К. создал себе положение и расположил к себе Ришелье. С 1635 г. К. пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит "Medee". Затем, вдохновившись испанским театром, он написал "L'Illusion Comique" (1636), тяжеловесный фарс, главное лицо которого - испанский матамор. В конце 1636 г. появилась другая трагедия К., составляющая эпоху в истории французского театра: это был "Cid", сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: "beau comme le Cid". Париж, а за ним вся Франция продолжали "смотреть на Сида глазами Шимены" даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в "Sentiments de l'Academie sur le Cid": автор этой критики, Шаплен, находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку - неудовлетворительной, стиль - лишенным достоинства. Апогей творчества К. - "Horace" (1640), "Cinna" (1640) и "Polyeucte". К тому же времени относится женитьба К. на Marie de Lampriere, разгар его светской жизни, постоянный сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасные комедии "Le Menteur" и гораздо более слабые трагедии "Pompee", "Rodogune", "Theodore, vierge et martyre", "Heraclius". В 1647 г. К. избран был членом французской академии. Появившиеся после того пьесы "Andromede", "Don Sanche d'Aragon", "Nicomede" принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям. Начиная с 1651 г. К. поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. К. занялся религиозной поэзией, как бы для искупления своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод "Imitation de Jesus Christ". Перевод этот, очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех и выдержал в 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д. Для театра К. написал еще "Pertharite", "Sertorius", "Oedipe", "Sophonisbe", "Othon", "Agesilas", "Attila", "Tite et Berenice", "Pulcherie", "Surena" и др., но все эти произведения стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни К. провел очень уединенно и был в крайне стесненных обстоятельствах. Только благодаря хлопотам друга его, Буало, К. назначена была маленькая пенсия. Значение К. для французского театра заключается прежде всего к создании национальной трагедии. До К. театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники К., как Гарди, Гарнье, Ротру и др., не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. К. первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе. Про творчество К. и его преемника Расина некоторые критики говорят, что "К. рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности". К. изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. К. исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы К. излагает в своих теоретических рассуждениях, т. е. в предисловиях к трагедиям и в "Discoars snr le poeme dramatique", и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства; любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в "Сиде" победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединенные долгом души. В "Horace" первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; К. достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи. В "Polyeucte" замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осененного благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей. Могучий стих К., по пластичности, выразительности и силе - единственный в своем роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту К. Знаменитое "Qu'il mourut!" старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраста между словами Горация: "Albe vous a nomme - je ne vous connais plus" и ответом Куриация: "je vous connais encore" - все это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности. Трагедии К. не свободны, однако, от крупных недостатков; замечательна также неровность его таланта. Эпитет "великого классика" К. заслуживает в сущности только четырьмя лучшими своими трагедиями. Библиография изданий соч. К. и литературы о нем наиболее полна у Picot, "Bibliographie cornйlienne" (П. 1875). Главнейшие соч. о К.: Fontenelle, "Vie de CorneiIe" (изд. 1685, 1729, 1742); abbe Goujel, "Biblioth. franc" (т. XVIII); Guizot, "Corneile"; Taschereau, "Histoire de la vie et des ouvrages de P. Corneille"; Bouquet, "Points obscurs de la vie de C."; E. Desjardins, "Le grand C. historien"; J. Levallois, "C. inconnu" (П., 1876). Пьесы К. переведены на русский яз. : Я. Б. Княжниным, "Сид" (СПб. 1779); "Смерть Помпеева" (СПб. 1779); "Цинна или Августово милосердие" (СПб. 1779); "Родогуна" (М. 1788) и Е. Барышевым, "Сид" (СПб. 1881) и "Родогонда" (СПб. 1881). (c) З. В.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МУЛЬТИМИЛЛИОНЕР
ГИПОСУЛЬФИТ
ДОСКА
МАЛОАЗИАТСКИЙ
ЗАПЕЛЁНУТЫЙ
ОТЖУЧЕННЫЙ
ТОЩАНКА
ИНДЕВЕТЬ
ЛАЮЩИЙ

КОРНЕЛЬ

НАБИТЬСЯ
ПУСТОСВЯТ
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА
СТАЙЕРСКИЙ
УБИЙЦА
НАСДАТЬ
НАДБИТЫЙ
НАСИЛЬНИЧАТЬ
САМОСТРЕЛ


КОРНЕВОЙ назад содержание далее КОРНЕНОЖКА
Хостинг от uCoz