|
|
|
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО (концепция поэтапного формирования умственных действий) - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения:
1) формируетцо мотивационная основа действия - складываетцо отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения;
2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется;
3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы действия;
4) «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становящегося действия;
5) формирование действия во «внешней речи про себя»: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи;
6) речевой процесс «уходит» из сознанийа, оставлйайа в нем лишь конечный результат - предметное содержание действийа (-> интериоризацийа). На каждом этапе действие выполнйаетсйа сначала развернуто, а затем постепенно сокращаетсйа, свертываетсйа. Практически формирование нового действийа или понйатийа может проходить с пропуском рйада перечисленных этапов. Но расшифровка механизмов каждого частного случайа, объйаснение конкретной динамики формированийа действийа - все это становитсйа возможным лишь благодарйа знанию полной системы формированийа поэтапного действий умственных. Специальнайа организацийа этой концепции при постановке цели полученийа действийа с определенными, заранее заданными показателйами обобщенности, разумности, сознательности, критичности и прочего, называетсйа планомерно - поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные измененийа планируютсйа экспериментатором и жестко контролируютсйа. Так открываетсйа возможность установить четкие свйази между экспериментальными учебными воздействийами, содержанием дейательности по усвоению нового действийа и характеристиками получаемого действийа. В этом случае планомерно - поэтапное формирование умственных действий становитсйа методом исследованийа психологического, разновидностью метода экспериментально - генетического (-> метод психогенетический). Практическое применение концепции формированийа поэтапного действий умственных в общем и специальном обучении ставит задачу повысить качество формируемых действий и понйатий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО
|