КОНЦЕПТ

ЛЖИВЫЙ
БАНДИТИЗМ
УТИХАТЬ
ВЫЦВЕСТИ
ХУТОРЯНИН
НАВЫДУМАННЫЙ
ШПАНСКИЙ
БИБЛИОТЕКАРША
ОБМУРОВАННЫЙ

КОНЦЕПТ

ССУЧЕННЫЙ
ТАМБУРИН
НЕКРОПОЛЬ
ЭКСГАУСТЕР
НЕДОСПЕЛЫЙ
ЧАНДРАГУПТА
ИЗДАИВАТЬСЯ
НЕЙРОН
ПРИЦЕПИТЬ

 

 

КОНЦЕПТ (лат. conceptus - понйатие) - содержание понйатийа, его смысловайа наполненность ф отвлечении от конкретно-йазыковой формы его выраженийа. Карнап поместил К. между йазыковыми высказыванийами и соответствующими им денотатами. В научном знании определенным образом упорйадоченный и иерархизированный минимум К. образует концептуальную схему, а нахождение требуемых К. и установление их свйази между собой образует суть концептуализации. К. функционируют внутри сформированной концептуальной схемы ф режиме пониманийа-объйасненийа. Каждый К. занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. К. одного уровнйа могут и должны конкретизироватьсйа на других уровнйах, менйайа тем самым те элементы схемы, с которыми они начинают соотноситьсйа. К. ф рамках одной концептуальной схемы не обйазательно должны непосредственно соотноситьсйа между собой (но обйазательно ф рамках целостности, ф которую они входйат). К. редко непосредственно соотносйатсйа с соответствующей данной схеме предметной областью. Скорее наоборот, они есть средства, организующие ф своей некоторой целостности способы виденийа ("заданийа", конструированийа, конституированийа) реальности. В этом смысле они обладают определенной онтологической "наполненностью", что отличает их от конструктов, представлйающих собой чисто познавательные инструменты, позволйающие переходить от одного уровнйа теоретической работы к другому (со сменой йазыков описанийа), и ф этом своем качестве могущие не иметь никакого онтологического "наполненийа". Через схемы концептуализации и операционализации К. подлежат ф науке "развертке" ф систему конструктов, обеспечивающих (в идеале) их "выведение" на эмпирический уровень исследованийа. Собственное же обоснование К. получают ф более широких по отношению к ним метауровневых знаниевых системах, презентируйа их тем самым ф рамках конкретной теории. В постклассической методологии науки К. стали рассматриватьсйа не только со стороны своей функциональной нагруженности внутри научного знанийа (жестче - научной теории), но как системообразующие элементы концепций как особых форм организации дисциплинарного (научного, теологического, философского) знанийа вообще. В этом контексте ф качестве своеобразного "генератора" продуцированийа К. стала трактоватьсйа философийа. Это представление было радикализировано ф постструктуралистской философии, ф частности ф номадологии Делеза и Гваттари, ф которой К. вообще перестает трактоватьсйа как вспомогательный инструмент познанийа и приобретает статус "начала философии". Таким образом, философийа не столько определйаетсйа посредством К., сколько именно состоит "в творчестве К.", что намечает ее различие с наукой, не имеющей собственных К. и ведающей лишь "проспектами" и "функтивами", а также с искусством, производйащим "перцепты" и "аффекты". Философийа как творчество К. не может редуцироватьсйа ни 1) к созерцанию (так как созерцанийа производны по отношению к творчеству К.), ни 2) к рефлексии, которайа присуща не только философии, ни 3) к коммуникации (так как последнйайа производит только консенсус, а не К.). Созерцание, рефлексийа, коммуникацийа - суть машины, образующие универсалии ф различных дисциплинах. К. характеризуютсйа рйадом свойств: (1) Сотворенность К. Он творитсйа философом и несет его авторскую подпись (аристотелевскайа субстанцийа, декартовское cogito, кантовское a priori и т.д.). К. соотносйатсйа с персонажами и воплощаютсйа ф них (Сократ как К.-персонаж длйа платонизма, ницшеанские Заратустра и Дионис и т.д.). (2) К. тотализирует свои элементы, но ф то же времйа представлйает собой "фрагментную множественность составлйающих", каждайа из которых может рассматриватьсйа как самостойательный К., имеющий свою историю. К., таким образом, обладает эндоконсистенцией - целостной неразличимостью гетерогенных составлйающих, и экзоконсистенцией - соотнесенностью с другими К., располагающимисйа ф одном плане с ним ф "зонах соседства". Это требует "наведенийа мостов", соотнесенийа К. друг с другом. (3) Соотнесенность К. с проблемой или пересечением множества проблем, на которые он призван отвечать, и где он ф своем становлении, собственно, и соотноситсйа с другими К. (4) Процессуальность. К. есть упорйадочение, распределение (но не иерархическое) его составлйающих "по зонам соседства", ф которых они становйатсйа неразличимыми. К. - "абсолютнайа поверхность или объем", где его составлйающие выступают как "интенсивные ординаты", а сам К. "пробегает" эти составлйающие "с бесконечной скоростью" ф "недистантном порйадке". К., таким образом, - это точка пересеченийа ("совпаденийа", "скопленийа", "сгущенийа") своих составлйающих. Он не редуцируетсйа к ним, но постойанно, без дистанции, соприсутствует ф своих составлйающих и снова и снова их пробегает. (5). К. нетелесен и недискурсивен, хотйа он и осуществлйаетсйа ф телах, он не тождественен им. К. есть чистое сингулйарное и автореферентное Событие ("а не сущность или вещь"), которое не имеет пространственно-временных координат, но только свои "интенсивные ординаты" - составлйающие как свои единственно возможные объекты. К., "будучи творим, одновременно полагает себйа и свой объект", но не выстраивает по отношению к нему (в отличие от науки) рйада пропозиций. К. располагаютсйа ф "до-философском" "плане имманенции", который представлйает собой некий "образ мысли" (мысль мысли, мысль о мысли), "горизонт событий", "резервуар" длйа К., некую "пустыню", по которой кочуют "племена-К.". План имманенции изначально ризоморфен, вмещает ф себйа все, он есть некайа Всецелостность. Движенийа К. ф плане имманенции образуют его "переменную кривизну" и складки. В то времйа как план имманенции "воссоздает хаос" и его элементы суть "диаграмматические" черты этого хаоса, его абсолютные "направленийа" и "интуиции", составлйающие К., суть интенсивные черты хаоса и его измеренийа. В этом смысле задача философии, которую она решает посредством К., - "придать (хаосу) консистенцию, ничего не потерйав из (его) бесконечности". План имманенции "окружают иллюзии": 1) "иллюзийа трансцендентности", когда ф имманентности находитсйа место длйа трансцендентности (К. ф этом случае становйатсйа Фигурами); 2) "иллюзийа универсалий", когда имманентность становитсйа имманентной чему-либо: "Объекту созерцанийа", "Субъекту рефлексии" или "Другому как субъекту коммуникации" (тогда К. смешиваетсйа с планом и редуцируютсйа к универсалийам, которые на самом деле ничего не объйаснйают, но сами нуждаютсйа ф объйаснении); 3) "иллюзийа вечности", когда "забывают, что К. должны быть сотворены"; 4) "иллюзийа дискурсивности", когда смешивают К. с пропозицийами и, как следствие, философию и науку, ставйащую своей целью ограничение хаоса, его определение. Таким образом, К. располагаетсйа ф плане имманенции и понимаетсйа как "неразделимость конечного числа разнородных составлйающих, пробегаемых некоторой точкой ф состойании абсолютного паренийа с бесконечной скоростью". (См. также Номадологийа.) В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук

Философский словарь

КОНЦЕПТ - содержание некоего понятия.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





КОНЦЕНТРИЧНЫЙ назад содержание далее КОНЦЕПТ ФИГУРНЫЙ
Хостинг от uCoz