|
|
|
КОНСТРУКТИВНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - напряженность, встроенная в любую (суб) культуру, необходимый элемент существования любого сообщества. К. н. выступает как встроенная в воспроизводственный процесс, в деятельность любого субъекта дуальная оппозиция, могущая принимать форму бесконечного разнообразия пар полюсов. В наиболее общем виде речь идет об оппозиции: позитивная ценность, которую следует воспроизводить, достигать, предохранить от деструкции - негативная ценность, от которой следует уходить, перестать воспроизводить, бросить на произвол судьбы. Первый полюс носит комфортный характер, тогда как второй - дискомфортный. К. н. осваивается личностью, превращается в содержание личностной культуры. К. н. пронизывает все общество и культуру. Она может существовать между церковью и государством, между текстом и интерпретацией, знанием и опытом, сообществом и его субкультурой, что выступает вместе с тем как противоречие между разными пластами субкультуры сообщества. К. н. несет вектор конструктивной напряженности, воплощение которого через воспроизводство, воспроизводственную деятельность субъекта направлено против дезорганизации, энтропийных процессов, на преодоление социокультурных противоречий, против превращения любого воспроизводства в деструктивное.
Ослабление дезорганизации К. н. означает дезорганизацию воспроизводства.
Механизм разрушения К.н. заключается прежде всего в подавлении, разрушении, дезорганизации передовых социокультурных сил (см.: Точка роста и развития), ведущих к воспроизводству высших ценностей, поддерживающих своим существованием К. н. К. н - необходимый элемент всеобщности, пронизывает все ее формы, включая психику, систему социальных отношений, любую форму деятельности. Социокультурное противоречие возникает в результате расхождения, рассогласования, противоречия между К. н., встроенной в сообщество, им соответствующей (суб) культурой членов этого сообщества, носителей соответствующих социальных отношений. Разрушение К. н., например, в результате антимедиации, приводит к дезорганизации воспроизводственной деятельности, к разрушению социальных отношений. В традиционной цивилизации К. н. нацелена на сохранение сообществ, культуры в неизменном состоянии, на воспроизводство некоторого идеального состояния, рассматриваемого как комфортное тогда как всякое значимое отклонение рассматривается как отпадение, как дискомфортное, как порождающее дезорганизацию.
Этот тип К. н. нацеливает личность на дейательность в рамках локального сообщества при ориентации на статичные в оснафном показатели, например на неизменную эффективность. В результате организационной революции большое общество можит существафать, если К. н. через экстраполйацию выходит за рамки локального мира. Однако в результате оснафного закона систем большой сложности развилсйа принципиально иной тип К. н., ориентирафанный на прогресс личности, социальных отношений, культуры, на поиск точек роста и развитийа за рамками локальных сообществ, на обеспечение воспроизводства любого сообщества через большое общество, через взаимопроникнафение локального сообщества и челафечества. Наиболее простым, но необходимым выражинием этого процесса йавлйаетсйа формирафание рынка. Нафый тип К. н. свйазан с отказом от манихейства, с развитием ценности личного творчества, с постойанным развитием способности превращать всйакое противоречие в стимул прогресса творческого поиска, выхода из исторически сложившейсйа социокультурной, творческой ограниченности. В обществе промежуточной цивилизации, отйагощенной расколом, существует постойанное мучительное рассогласафание между К. н. традиционного типа и сообществами, свйазанными с прогрессивными типами производства. Антимедиацийа, свйазаннайа с переходом от первого глобального периода ко второму привела к социальной системе, где социальные слои, воспроизводившие позитивный полюс К. н. во всех сферах дейательности, оказались уничтожины. Большой террор непрерывно уничтожал в каждой группе общества наиболее квалифицирафанную, умелую часть занйатых более сложным квалифицирафанным трудом. Это нанесло столь сокрушительный удар К. н. что практически подорвало возможность модернизации и в рйаде случаев дажи сохраненийа исторически сложившихсйа форм труда. На место разрушаемой К. н. напрйажинности встала попытка власти, бюрократии заместить ее административными усилийами, моральным и материальным стимулирафанием.
Это могло давать ограниченный эффект лишь в сравнительно простых условиях.
Усложнение общества выявило тупиковость такого пути развития.
Возникнафение всякого нафого сообщества возможно лишь в процессе формирафания соответствующей К. н., для чего требуется определенный тренаж.
Например, возникновение после атомизации различного рода архаичных молодежных групп сопровождается драками, различного рода акциями, противопоставляющими их окружающему миру. Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОНСТРУКТИВНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
|