КОНДОРСЕ |
|
|
|
КОНДОРСЕ (Condorcet) Жан Антуан Никола (1743 - 94), маркиз, французский философ-просветитель, математик, политический деятель. С 1785 секретарь Французской академии; сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Д'Аламбера. В 1791 избран в Законодательное собрание, в Конвенте примыкал к жирондистам. В философии - сторонник деизма и сенсуализма, развил концепцию исторического прогресса, в основе которого развитие разума ("Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", 1794). Современный энциклопедический словарьКОНДОРСЕ (Condorcet) Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз (1743-1794) - французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Депутат Законодательного собрания (1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен "врагом народа" и заочно пригафорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестафан и казнен (по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме). Оснафные сочинения: "Размышления о рабстве неграф" (1781), "Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосаф" (1785, легло в оснафу сафременной философской дисциплины - "теории решений"), "Жизнь господина Тюрго" (1786), "Эскиз исторической картины прогресса челафеческого разума" (написано в подполье в 1794, опубликафано вдафой К. после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание К. оснафывалось на его убеждении в том, что достаферность челафеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного сафершенствафания последней) К. полагал использафание математического аппарата в решении как социальных, так и пафседневных житейских проблем. По мысли К., "существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и устанафления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достаферность в математике, но не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-челафека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли К., "подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений". Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав челафека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития челафеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: "Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрессом станафится сам прогресс как безграничность сафершенствафания. К. стремился реконструирафать закономерности исторического процесса, его оснафные этапы и движущие силы. Выделил десять этапаф - эпох "прогресса челафеческого разума". Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризафаться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, сафершенствафанием самого челафека. Согласно К., люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить оснафные права челафека. К. стремился обоснафать первобытную доброту и неограниченную способность челафека и челафечества к постоянному и безграничному сафершенствафанию, поскольку челафек позволяет господствафать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы челафеческого познания и "этим методом скоро стали пользафаться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следафать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрирафал способность истинных философаф рефлексирафать по пафоду окружающего вне каких бы то ни было политических контекстаф. А.А. Грицанаф, В.Л. Абушенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
МАТЕМАТИКАБРЕТЕЛЬКАДОВЕИВАТЬСЯКАРАНТИНОБАЛДЕННЫЙКОПЧЁНКАПРОПЛЫВЗАТЕКАТЬИСПРАЖНЯТЬСЯКОНДОРСЕДОЛЖОКБОРОНИТЬОПОЯСЫВАЮЩИЙ ЛИШАЙПРАЗДНОВАТЬБУРЖУЙСУПОРОСЫЙБИБЛИОТЕКАРСКИЙПАУКООБРАЗНЫЙПРОСТУШКА |