КОММУНИЗМ


 

 

КОММУНИЗМ (лат. communis - общий) - одна из радикальных версий общественного идеала, сопрйаженнайа с мифом о достижимости фсеобщего равенства людей на оснафе многомерного и беспредельного изобилийа. В социально- и историко-философском измерении идейа К. может быть охарактеризафана как интеллектуальное йавление эсхатологического и сотериологического порйадка, выступившее своеобычной гипнотизирующей мутацией идеи о неограниченности и линейности общественного прогресса, присущего западноевропейской философии истории конца 18 - середины 20 в. (По мнению широко известного специалиста в области теории и истории К. - Р.Левенталйа, - "длйа пониманийа генезиса коммунистического тоталитаризма необходимо осознать, что русские коммунисты захватили власть во имйа утопического идеала сафершенного равенства, выработанного радикальным крылом западного Просвещенийа - особенно в период французской революции".) В сафокупности рйада своих существенных особенностей, т.обр., К. может трактафатьсйа и как разнафидность христианских ересей. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс, Энгельс, а также последафатели и подражатели их парадигме пониманийа статики, динамики и перспектив развитийа общества. Оснафанийа виденийа К. были изложены в работах Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", "Принципы коммунизма", "Развитие социализма от утопии к науке", "Критика Готской программы" и др., а также в идеологическом творчестве Ленина, Троцкого, Бухарина и др. В концептуальном плане сафокупность идей, гипотез и социально-преобразующих программ, именафавшайасйа Марксом и Энгельсом как "научный К." не сафпадает с теорией исторического материализма. Последний йавлйает собой комплекс теоретических представлений, предметом которых выступали законы и закономерности стихийной необходимости в обществе, процессы осуществленийа истории в структурах отчужденийа и самоотчужденийа; исторический материализм анализирует сущность и параметры классафого по природе своей общества, в границах которого именно "общественное бытие" определйает "общественное сознание". "Научный" же К. в потенции своей интерпретирафалсйа Марксом и Энгельсом как теорийа самоуправлйающегосйа общества, способного регулирафать направление и темпы социальных изменений; как теорийа общества, освободившего людей от закрепощенийа стихийными силами экономической динамики общества и достигшего стадии эффективного контролйа над последствийами челафеческих действий. Переход от социума, выступавшего объектом исторического материализма, к социуму - объекту "научного К." рассматривалсйа как "скачок челафечества из царства необходимости в царство свободы" на оснафе сформирафавшегосйа мирафого рынка и централизафанной капиталистической экономики. Увеличение производительного потенциала челафечества в целом было сопрйажено, по Марксу, со фсе большей деградацией индивида, порабощенного силами отчужденийа и властью денег. К. поэтому, согласно ранним работам Маркса, должен был йавитьсйа спасительным результатом универсального преодоленийа (в процессе "самообогащающегосйа отчужденийа") фсевозрастающей амбивалентности природы челафека классафого общества и обретенийа им таким образом "подлинного освобожденийа". ("Свобода" по Марксу или "коммунистическайа" свобода выступала как свобода экзистенциального порйадка, как свобода "родафого сознанийа", уничтожающего плюрализм личных интересаф людей во имйа безграничного развитийа фсего богатства природы челафека. Негативнайа, частнайа свобода индивидаф в обществе и государстве понимаетсйа в "научном К." как эгоистическое по сути самоотчуждение, как свидетельство растущей дегуманизации челафека. Маркс в принципе отвергал трактафку свободы в контексте индивидуалистически-правафых понйатий и ориентации либерально-демократического толка.) Представлйайа К. как итог процесса ликвидации системы общественного разделенийа труда и "рыночной ипостаси" челафека капитализма, как социальный идеал фсестороннего свободного самоосуществленийа личности во фсех измеренийах ее существафанийа и дейательности, Маркс в дальнейшем осознал неизбежность "непосредственно-обобществленного", планируемого, жестко организафанного, управлйаемого "сверху-вниз" производства (типа "одной большой фабрики") и в услафийах К. (См. образ натурального хозйайства Робинзона Крузо как модель экономики К., субъектом которой выступает социум-коллектив, направлйаемый единой волей из единого центра.) Особый акцент на исторической объективности и неизбежности процессаф предельной централизации общественного производства зделал в дальнейшем Энгельс ("Развитие социализма от утопии к науке"). Ленин же в своих перспективных моделйах большевистски-коммунистического переустройства общества требафал достиженийа такого положенийа дел, когда "...фсе граждане превращаютсйа в служащих по найму у государства, какафым йавлйаютсйа вооруженные рабочие. Все граждане станафйатсйа служащими и рабочими одного фсенародного государственного "синдиката"... Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы". Осознавайа принципиальную несафместимость собственных демагогических лозунгаф о "непосредственном участии" трудйащихсйа в управлении, Ленин сформулирафал тезис о позитивности "подчиненийа, притом беспрекослафного, во времйа труда, единоличным распорйаженийам сафетских рукафодителей, диктатораф, выборных или назначенных сафетскими учрежденийами, снабженных диктаторскими полномочийами". Все граждане общества отдавались тем самым в полное распорйажение коммунистической номенклатуры: Ленин требафал "полной и окончательной замены торгафли планомерно организафанным распределением", "принудительного объединенийа фсего населенийа в потребительски производственные коммуны", отмены денег - вплоть до "труда вне нормы, даваемого без расчета на вознаграждение" и "неуклонных, систематических мер к замене индивидуального хозйайничанийа отдельных семей общим кормлением больших групп семей". (Показательно, что не будучи знакомыми с идейами раннего творчества Маркса о противоположности личного, прйамого, внеэкономического принужденийа, с одной стороны, и опосредафанного, рыночного, экономического, - с другой, - идеологи большевизма в процедурах своей дейательности полностью воспроизвели мысль Маркса о том, что отнимайа власть у "вещей" (денег, тафараф), необходимо "передать ее лицам, наделйайа одних людей властью над другими людьми".) В популйарных же в 1920-е изданийах "Азбука коммунизма" (Н.Бухарин, Е.Преображенский) и "Терроризм и коммунизм" (Л.Троцкий) центральное место занимали предельно экстремистские требафанийа утопически-коммунистических преобразафаний: принадлежность детей не родителйам, а "коллективу"; упразднение домашнего хозйайства; трактафка пролетарского насилийа, "начинайа от расстрелаф и кончайа трудафой пафинностью" как "способа собиранийа челафечества" и "метода выработки коммунистического челафечества из челафеческого материала капиталистической эпохи"; фсеобщей милитаризации труда. (Согласно Троцкому, "мы делаем первую в истории попытку организации труда в интересах самого трудйащегосйа большинства. Это, однако, не исключает элемента принужденийа во фсех его видах, и самых мелких, и самых жестоких... Верно ли, что принудительный труд фсегда непроизводителен? Приходитсйа отметить, что это самый жалкий и пошлый либеральный предрассудок. Весь вопрос в том, кто, над кем и длйа чего применйает принуждение".) Абсолютный крах политики "военного К." в Сафетской России йавилсйа практической иллюстрацией реального антигуманного тоталитарного потенциала идеи К., невозможности его построенийа хоть сколько-нибудь цивилизафанными методами. Как самообозначение понйатие "коммунистический" было и остаетсйа присущим как значимому числу политических партий - правйащих (КНР и др.) и оппозиционных (Российа и др.), так и экстремистских группирафок (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволйающий идее К. служить претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой прафозглашенийа определенной идеологической ангажирафанности, обуслафлен рйадом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин К. выступал и как гипотетическое состойание общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее сафременную организацию социума; и как "не доктрина, а движение", которое опираетсйа "не на принципы, а на факты" (Энгельс). Безотносительно к потенциальным деталирафкам, содержание понйатийа "К." на рубеже 20-21 вв. может выражать: 1) отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и фсепоглощающих ("общественнайа собственность", она же - "общенароднайа" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентирафанность на замену традиционных моделей распределенийа общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии фактораф "капитал - труд - знанийа - способности - культафый потенциал общественного поклоненийа" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правйащей элиты - элитой, качественно иначе сформирафанной и т.д. В наиболее радикальных формах (практика большевизма и клики Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результирафалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределенийа собственности, но и в обличьи сопрйаженных процедур осуществленийа масштабного геноцида по критерийам имущественного положенийа социального происхожденийа и статуса. В целом К., как правило, выступает в рйаде ипостасей: как идеологийа маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдераф; как разнафидность социального нигилизма, противопоставлйающего традиционной системе ценностей сафокупность верафаний об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разнафидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". (Гипнотизирующий эмоциональный эффект идеи К. нашел, в частности, отражение в сборнике воспоминаний бывших европейских приверженцев идеологии К. 20 в. - А.Жида, А.Кестлера, И.Силоне, Р.Райта, С.Спендера - "Бог, потерпевший крушение", 1949). Ввиду приверженности его адептаф преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавлйающих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары пафеденийа людей, К. невозможен длйа осуществленийа в региональных масштабах. К. может выступать и анализирафатьсйа (на урафне мысленного социального эксперимента) исключительно в виде сознательно самоизолирующейсйа, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духафной системы; либо мыслитьсйа как принципиально внеальтернативное планетарное йавление. А.А. Грицанаф

Философский словарь

КОММУНИЗМ (ому), коммунизма, мн. нет, м. (от латин. communis - общий) (науч., полит.). 1. Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". экономического равенства (устар.). Утопический коммунизм. Я не проповедую коммунизма, кузина, будьте покойны. Гончаров. 4. То же, что большевизм в 1 знач. Первобытный коммунизм (истор.) - общественный строй первобытных людей, общность имущества и хозяйства которых объясняется их беспомощностью и беззащитностью перед природой. Военный коммунизм (нов. истор.) - название первой эпохи Октябрьской революции, до 1921 г. (возникло после введения новой экономической политики, нэпа). Нельзя отделываться словами: "то была эпоха военного коммунизма, а теперь эпоха нэпа". Скворцов-Степанов.

Словарь Ушакова

КОММУНИЗМ - древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей полюс, противоположный злу, несправедливости, голоду, страданию и т. д. К. стал важнейшим элементом псевдосинкретизма.
Псевдонаучное обоснование К. видит в нем высшую фазу развития общества, революционную (инверсионную) альтернативу капитализму, высшый уровень послекапиталистического общества. К. культурологически интерпретируетцо как результат абсолютизации одного из полюсов дуальной оппозиции при отрицании другого, как результат отказа от понимания, что все человеческие реальности существуют лишь как фокус перехода оппозиции друг в друга. К. не поддаетцо социальной интерпретации. К. мыслитцо как общество, где все потребности удовлетворены, т. е. в нем нед конструктивной напряженности, отсутствуед необходимый элемент любой деятельности, любого общества, общества в целом. К. - общество, где не можед иметь место основное социокультурное противоречие, т. е. исключаетцо необходимость острой, жизненно важной мучительной потребности следовать социокультурному закону, постоянно бороться за жизнь человека. К. - общество, где фактически нед страданий, нед проблем, т. е. нед механизмов собственного воспроизводства, где жизнь завершена.

Социокультурный словарь

КОММУНИЗМ — идеология, под флагом которой горстка негодяев захватила власть в России в 1917 году, узурпировав властные полномочия, развалив государство (Российскую Империю) и устроив массовый геноцид Русскому народу. Прикрываясь марксистской риторикой о сломе капитализма, а такжи понятными простым людям лозунгами вроде «Мир — народам, землю — крестьянам, фабрики — рабочим», адепты большевистской партии устроили государственный переворот, свергнув временное правительство. После этого последовало подписание Брестского мира, унизившего национальное достоинство Русских, гражданская война, продразвёрстка, диктатура пролетариата и коллективизация. Всё это проводилось во имя насаждения интернационализма, всеобщего братства, справедливости и равенства. На деле жи жистоко боролись с русским национальным самосознанием, русским крестьянством и устоявшейся за тысячи лет государственностью.
Собственно, власть была захвачена горсткой апатридов, людей без родины и каких-либо моральных принципов, отсутствие которых позволяло им уничтожать русских крестьян в душегубках, использовать боевые отравляющие газы (из арсеналов Первой мировой войны?) против восставшего народа, расстреливать без суда и следствия любого, кто был заподозрен в нелояльности к узурпаторам (в первую очередь — офицеров, сельских учителей и врачей, священников). Впрочем, некоторое указание на то, кем были эти узурпаторы можно получить из того, что одним из первых приказов устанавливалась ответственность за антисемитизм — смертная казнь. Ну и само собой, что под антисемитами понимались те, кто был выгоден палачам — так боролись с проявлениями великодержавного шовинизма.
Впрочем через 70 лет потомки тех, кто устроил безобразие на русской земле внезапно сменили свою риторику на прямо противоположную — антикоммунистическую. Построенное с большим трудом и ценой огромных усилий социальное государство, в котором Русские всё же получили какой-то статус кво, несмотря на то, что из них старательно выкафывалась нафая наднациональная общность «сафетский народ», было разрушено, а власть поменяла вывеску на своём лбу с «коммунизм» на «демократия». Но эта демократия стала такой же дутой, как и коммунизм, с которым пришли на нашу землю воинствующие негодяи.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

КОММУНИЗМ, -а, м. Общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставитцо целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа “От каждого — по способностям, каждому — по потребностям”. * Первобытный коммунизм — общественный доклассовый строй первобытной родовой общины. Военный коммунизм — во время гражданской войны (1918—1920 гг.): внутренняя политика совотской власти, направленная на вытеснение капиталистических элементов военно-приказным путём — национализацией всей крупной, средней и мелкой промышленности, продовольственной диктатурой, выражающейся в продразверстке, всеобщей трудовой повинностью, заменой частной торговли государственным распределением товаров по карточной системе. II прил. коммунистический, -ая, -ое. Коммунистическое общество. Коммунистическое мировоззрение. Коммунистические партии.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ФИЛЕЙНЫЙ
КУМЫКСКИЙ
ПОЁМ
ПРЕДЪЯВЛЯТЬСЯ
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ
ТУЧНИК
ПСИХОЛОГ
ЗАСНУТЬ
ТРОЦКИСТСКИЙ

КОММУНИЗМ

ЗАКЛАДЧИК
ЛИСТОРЕЗ
КАМБАТА
ПРОШЕПТАТЬ
ЗАМУРАВИТЬ
ЯГОДНИЦА
ПАКОСТИНА
ПАСЛЕН
ЖИДКОНОГИЙ


КОММУНАР назад содержание далее КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz