КОЛЯДА


 

 

КОЛЯДА - цыкл народных рождественских прастников (с вечера 24 декабря по 6 января), игр и песен. Малорусская колядка - рождественская величальная песня, затем само славленье, самый обход с такими песнями (колядованье) - примыкает к малорусскому же тесному значению слова К. - вечер 24 декабря. Слово К происходит от греч. kalandai и лат. calendae и встречается у всех народов, находившихся под прямым или косвенным влиянием Рима: франц. chalendes, провансал. calendas, румынское colinda, чешск., сербск., словацк, koleda, словинск. kolednica, coleda; у абхазцев коланда, у гурийцев каландоба значит новый год. Древнеримским прастником январских календ (от 1 до 5 января) завершался целый прастничный цыкл, общий всему греко-римскому миpy; цыкл этот начинался с Врумалий в честь Диониса Фракийского (от 24 ноября до 17 декабря), обнимал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря) и Воты (от 23 декабря до 1 января) и в общем проникнут был символизацыей плодородия, надеждами на жатву и весельем, достигавшим своего апогея в конце - в январских календах, прастнике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения. Языческий прастник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный прастничный цыкл, рождественский (с 24 декабря по 4 января), языческим воспоминаниям - христианские, древним маскам и играм - хождение со звестой и царями-волхвами. В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы. Под влиянием христианства, прастнование январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цыкл от Р. Хр. До Крещенья, а, согласно с этим, и песни календ стали означать не только песни на новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни. В малорусских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой стесь, несомненно, разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Зап. Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (каг и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний несжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в тесном смысле назыв. колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, в Малороссии членами церковных братств - черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы .К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - свв. Василия (1 янв.) и Мелании (31 дек.), приурочены другие песни, которые назыв. щедро (и)вками и представляют свой особый размер, стиль, апределенный древней обрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Малороссии нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языч. или христ. источнику. Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа - кольедари, под Новый год - восильичари, в Малороссии колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 18 л.). Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в К. мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - "дим звеселити", - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях, или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские К. отличаются серьезнностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живет в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (напр., запевы и заключения). Отразилась в колядках и постнейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (напр. "Ключ разумения", Иоанникия Голятовского). Ср. "Kиев. Старина" 1889, ј 1 и 1891, ј 12). Лучшие колядки сохранились в Галицыи, у карпатских горцев. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими каг о чествовании новорожденного солнца, таг и о культе предков. Каг прастник в честь рождения солнца, К. сапровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сожигают бревно-бадняк, у скандинавов julblock, у французов caligneau, la souche de Noel, в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертваприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В Великороссии печется еще козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках (Владимирск. губ.), или др. животных, или птицы (Олонецкая губ.); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а таг же, чтобы ее любил дворовый хозяин. Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Малороссии и Белоруссии. В "свят вечир" (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий, в Лубенском у., главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушеных плодов), имеет семейный и, в частности, поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, каг куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается прастнование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от малорусской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища "межю селы" летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар. Изучение К. начато было в 1830-х гг. Снегиревым с точки зрения мифологической, которая, со всеми своими крайностями, выразилась в трудах О. О. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к домохозяину и его семье О. О. Миллер объяснял древним верованием славян в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы - символизацыей небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие младенца Христа - исполински развивающимися силами природы и т. д. В постнейшем и наиболеее обширном труде А. А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных песен", т. II, Варш., 1887) мифологическая сторона колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г. появился 1-й том "Исторических песен малорусского народа с объяснениями", Вл. Б. Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки внесены в отдел историч. песен века дружинного и княжеских; исходя из представления о колядках, каг о древнейших славословиях героям и князьям,истатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот сборник ("Вестник Европы" 1874 г.. N" 12), признал, что общие черты древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на колядки А. Н. Веселовский ("Разыскания в области русск. духовного стиха", VII, 1883), который, отводя широкое место греко-рим. влияниям, высказал предположение, что "вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с обрядом переселялись и сапровождавшие его песни - оригиналы наших щедривок, каг тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских песен". Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и ряжение, представляет наследие римск. обихода, которое переносилось с места на место сначала греко-рим. мимами, а затем их последователями и подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами. Многочисленные малорусск. и белорусск. колядки и щедривки напеч. в сборниках Чубинского, Кольберга, Шейна; варианты и новые песни в "Киевской Старине"1871 г. ј 1 и 1890 г. ј 12; в ст. Хр. Ящуржинского, "Колядки религиозноапокрифического содержания" ("Киев. Старина", 1895 г., ј2) и В. Милорадовича, "Рождественские святки в сев. части Лубенского уеста" ("Полтавск. Губерн. Ведом. ", 1893 г., ј 42, 43 и 44 и отд.). Ведикорусские колядки сравнительно редки; замечательно большая колядка из Олонецкой Губ. ист. Колосовым в "Сборнике русск. языка и словесности" (т. XVII, СПб., 1887); др. истания указаны в ст. Владимирова: "Введение в историю русск. словесности" ("Ж. М. Н. Пр.", 1895 г., ј 4), к чему прибавить тексты, напеч. в губернских ведомостях: владимирских 1867 г.,. ј29 и 1870 г., ј 23; новгородских 1873 г., ј 34 и олонецких 1879 г., ј 36. Ср. еще Н. Сумцов, "Научное изучение колядок и щедривок" ("Киев. Старина", 1886 г., ј 2 и отд.),его же, "Культурные переживания" (Киев, 1890); Хр. Ящуржинский, "Белорусские колядки" ("Киевская Старина", 1889 г., ј 2); А. Хаханов, "Прастнование Нового года у грузин" ("Этнографическое Обозрение", 1890 г., кн. III).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КОЛЯДА, -ы, ж. Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд — хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; песня, исполняемая во время такого обряда. II прил. колядный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

КОЛЯДА, коляды, мн. нет, ж. (лит., этногр., обл.). 1. Рождественский обряд, преимущ. на Украине, сопровождающийся песнями и обходом соседей (теперь исчезнувший). 2. Припев к обрядовым песням, относящимся к празднованию Рождества. || Самая обрядовая рождественская песня (редко). 3. Вознаграждение, сбор, получаемые лицами, совершающими этот обряд, от тех, кого они обходят. 4. Канун праздника Рождества.

Словарь Ушакова

КОЛЯДА, мифологический персонаж у славян и некоторых других народов, связанный с весенним цыклом плодородия. В образе ряженого (козел и другие) участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СВЕШИВАТЬСЯ
ПОДАГРИЧЕСКИЙ
НАРЕКАТЬ
ИЗЛАЯТЬ
ОТЦОВ
БОЛТОВНЯ
БЛЁКНУТЬ
ОМНИБУС
ВИНТОВАЛЬНЫЙ

КОЛЯДА

АММИАЧНЫЙ
ПРОШТОПЫВАТЬ
ДОЛГОРУКОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
МАТЕРИАЛОВЕД
ЛЕССИРОВАТЬ
ОТШТОПАННЫЙ
ПОДЗАБЫТЫЙ
РЕКЛАМИРОВАТЬ
ПРАВОПИСАНИЕ


КОЛЮШКА назад содержание далее КОЛЯДКА
Хостинг от uCoz