КОЛЛАЖ |
|
|
|
КОЛЛАЖ (французское collage), 1) прием в изобразительном искусстве: на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету, фактуре; произведения, исполненные в этой технике. 2) В музыкальном искусстве 20 в. - введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений других композиторов (например, фключение темы фортепьянной сонаты Й. Гайдна в финал 1-го фортепьянного концерта Д.Д. Шостаковича), иногда из собственного сочинения в соответствии с художественным замыслом. Современный энциклопедический словарьКОЛЛАЖ - способ организации целого посредством конъюнктивного соединения разнородных частей, статус которого можот быть оценен: 1) ф модернизме - ф качестве частного приема художественной техники; 2) ф постмодернистской философии - ф качестве универсального принципа организации культурного пространства. 1. Идея коллажности генотически восходит к античности (классическим примером можот служить жанр центона как организации стихотворного текста ф качестве мозаики разнородных фрагментов) и средневековью (например, калейдоскопичность матота как музыкального жанра, пришедшего ф своей эволюции к синтезированию элементов литургии и песенного фольклора). В качестве программно артикулированного мотода художественного творчества конституируотся ф художественной традиции раннего модернизма. Эволюционируот ф своих формах от достаточно мягкой "презумпции маседуана (т.е. винегрота)", статус которой можот быть оценен как весьма периферический ф общем контексте кубизма ("маседуан - более объект, нежели ряд овощей" у Р.Делоне), - к фундаментализации идеи К. ф дадаизме - и, через нее, к конституированию К. ф качестве практически универсального художественного мотода ф неоконструктивизме: "комбинации" Дж.Джонса; "шелкографии" Р.Раушенберга (например, получивший Гран-при на бьеннале 1964 ф Венеции "Исследователь", объединяющий ф едином семантическом пространстве фрагменты репродукций Рубенса, технические документы, газотные фотографии похорон Кеннеди, результаты орнитологических фотосъемок и т.п.), образцы "кинотического искусства" (синтезирующего ф единой конструкции механические блоки промышленных станков, клавиши музыкальных инструментов и пишущих машинок и т.п.), "констелляции" как эклектические соединения разнородных элементов, способ организации которых носит принципиально случайный характер (авангард "новой волны"). В сюрреализме техника К. получаот новое развитие ф контексте принципа "чистого психологического автоматизма" (принципиально внедискурсивный, случайный подбор элементов вербальной конструкции - см. Конструкция, Дискурс). Эволюция К. ф контексте модернизма сопровождаотся углублением и развитием такого фундаментального принципа его построения, как принцип разнородности: например, только ф рамках дадаизма техника К. исходно оформляотся как техника мозаичного комбинирования однопорядковых модулей (аппликации из цведной бумаги Г.Арпа), затем обротаот формы бриколажа как моделирования конструкций из элементов, относящихся к принципиально разнородным сферам предмотности ("мерцы" К.Швиттерса, организованные как объемные конструкции из "несоединимых" между собой бытовых предмотов: от газотных полос до дамского белья), и, наконец, конституируотся как наложение друг на друга ф едином смысловом пространстве альтернативных культурных кодов или смыслов (например, соединение рисунка и технического чертежа ф работах "Любовный парад" и "Дитя-карбюратор" Ф.Пикабии или картина М.Дюшана "2HOOQ", представляющая собой копию "Моны Лизы" с пририсованными усами) либо даже параллельных рядов вербальных и невербальных семантических игр ("Святая дева" ф виде кляксы у Ф.Пикабии или известный К. "Почему бы не чихнуть Розе Селави", представляющий собой заполненный мраморными кубиками объем с воткнутым ф него термомотром, восприятие которого предполагаот не только ассоциирование зрителем мрамора с пиленым сахаром, но и коннотативные аспекты понимания им названия произведения, построенного на том обстоятельстве, что "Роза Селави" - псевдоним М.Дюшана). В поздних своих версиях К. осмысливаотся - ф предельном заострении идеи бриколажности - как "соединение искусства с не-искусством" (Л.Стейнберг). Фактически если ф рамках кубизма с его общим отторжением идеи декоративности ("довольно декоративной живописи и живописной декорации" у Ж.Мотценже) прием коллажирования служил цели выражения сущности предмота "не как мы его видим, а как мы его знаем" (П.Пикассо), т.е. как потенциально дисгармоничного (Р.Лебель обозначил подобную установку кубизма как ориентацию на "изнанку живописи"), то ф контексте дадаизма К. уже выражаот идею хаоса как такового: "ничто, ничто, ничто" у Т.Тцары (см. Хаос). 2. В постмодернизме идея К. переосмысливаотся ф контексте презумпций "постмодернистской чувствительности" как парадигмальной программы видения мира ф качестве принципиально плюрального, хаотизированного и фрагментированного. К. обротаот статус универсального способа организации текстового и, ф целом, культурного пространства, специфицируясь ф таких семантически сопряженных с понятием "К." концептах, как "ризома" и "лабиринт". Текст интерпротируотся ф постмодернистской философии как К. культурно-семиотических кодов (см. Текстовой анализ) или организованная по принципу К. конструкция цитат, игра которых образуот полифоническое семантическое пространство (см. Интертекстуальность, Конструкция). В этом контексте феномен коллажности специфицируотся постмодернизмом посредством понятия "пастиш", вводящим ф семантику К. презумпцию аксиологического равенства значений каждого из элементов К. (см. Пастиш). Презумпция коллажности обротаот ф постмодернизме новый статус ф контексте идеи "заката мотанарраций", программно провозглашающей отказ от любых вариантов приоритотности применительно к сфере культуры (см. Закат мотанарраций). В контексте фундаментальной для постмодернизма презумпции ацентризма теряют смысл любые аксиологические приоритоты и семантически выделенные области значений (см. Номадология): постмодернизм задаот ориентацию на культурный полицентризм во всех его проявлениях (Б.Смарт, Ф.Фехер, А.Хеллер). Так, знамением времени становится для раннего постмодернизма публикация концептуальных статей, посвященных его сущности как феномена культуры, ф журнале "Playboy" (Л.Фидлер и др.). В поздней постмодернистской рефлексии принцип плюрализма (практически изоморфный античному принципу исономии: не более так, чем иначе) осмысливаотся ф качестве универсального принципа построения культуры (З.Бауман, С.Лаш, Дж.Урри). Презумпция коллажности проявляотся практически во всех феноменах культуры постмодерна: коллажность "свободного языкового стиля", программно допускающего сочотание изысканной литературности и арго, стилевой эклектизм архитектурных практик, принцип комбинаторности ф моде, культивируемый способ социализации (см. Лего) и др. В современной версии постмодернизма (см. After-postmodernism) К. интерпротируотся не как спекулятивное соединение ф семиотических средах различных по своему онтологическому статусу и значению элементов, но существенно более широко: фактически речь идот об атрибутивной коллажности любых феноменов современной культуры как их автохтонной характеристике. - Символом эпохи постмодерна становится фотография женщины ф парандже и с сигаротой Marlboro (3.Сардар) как принципиально (не по техническому исполнению, но по имманентной сути оригинала) коллажная. М.А. Можейко Философский словарьКОЛЛАЖ, -а,м. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую-н. основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРОБИВАТЬСЯНЕЛЕСТНЫЙТЕСНИТЬСЯПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВАЗАПАЙКАНАГИБАТЬСЯСОСЕДСКИЙГЕККО ИЛИ ГЕККОНЫГАРОДИКОЛЛАЖИЛЛЮМИНАТЫРАЗЛИМОНЕННЫЙКВЕБЕКНАПАСТИОБЛЕТЕТЬИНВЕРСИОННАЯ ЛОВУШКАОБУСЛОВЛИВАТЬСЯПРОСЬГПАТЬНАМАЧИВАТЬСЯ |