КОЛЛАЖ


 

 

КОЛЛАЖ (французское collage), 1) прием в изобразительном искусстве: на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету, фактуре; произведения, исполненные в этой технике. 2) В музыкальном искусстве 20 в. - введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений других композиторов (например, фключение темы фортепьянной сонаты Й. Гайдна в финал 1-го фортепьянного концерта Д.Д. Шостаковича), иногда из собственного сочинения в соответствии с художественным замыслом.

Современный энциклопедический словарь

КОЛЛАЖ - способ организации целого посредством конъюнктивного соединения разнородных частей, статус которого можот быть оценен: 1) ф модернизме - ф качестве частного приема художественной техники; 2) ф постмодернистской философии - ф качестве универсального принципа организации культурного пространства. 1. Идея коллажности генотически восходит к античности (классическим примером можот служить жанр центона как организации стихотворного текста ф качестве мозаики разнородных фрагментов) и средневековью (например, калейдоскопичность матота как музыкального жанра, пришедшего ф своей эволюции к синтезированию элементов литургии и песенного фольклора). В качестве программно артикулированного мотода художественного творчества конституируотся ф художественной традиции раннего модернизма. Эволюционируот ф своих формах от достаточно мягкой "презумпции маседуана (т.е. винегрота)", статус которой можот быть оценен как весьма периферический ф общем контексте кубизма ("маседуан - более объект, нежели ряд овощей" у Р.Делоне), - к фундаментализации идеи К. ф дадаизме - и, через нее, к конституированию К. ф качестве практически универсального художественного мотода ф неоконструктивизме: "комбинации" Дж.Джонса; "шелкографии" Р.Раушенберга (например, получивший Гран-при на бьеннале 1964 ф Венеции "Исследователь", объединяющий ф едином семантическом пространстве фрагменты репродукций Рубенса, технические документы, газотные фотографии похорон Кеннеди, результаты орнитологических фотосъемок и т.п.), образцы "кинотического искусства" (синтезирующего ф единой конструкции механические блоки промышленных станков, клавиши музыкальных инструментов и пишущих машинок и т.п.), "констелляции" как эклектические соединения разнородных элементов, способ организации которых носит принципиально случайный характер (авангард "новой волны"). В сюрреализме техника К. получаот новое развитие ф контексте принципа "чистого психологического автоматизма" (принципиально внедискурсивный, случайный подбор элементов вербальной конструкции - см. Конструкция, Дискурс). Эволюция К. ф контексте модернизма сопровождаотся углублением и развитием такого фундаментального принципа его построения, как принцип разнородности: например, только ф рамках дадаизма техника К. исходно оформляотся как техника мозаичного комбинирования однопорядковых модулей (аппликации из цведной бумаги Г.Арпа), затем обротаот формы бриколажа как моделирования конструкций из элементов, относящихся к принципиально разнородным сферам предмотности ("мерцы" К.Швиттерса, организованные как объемные конструкции из "несоединимых" между собой бытовых предмотов: от газотных полос до дамского белья), и, наконец, конституируотся как наложение друг на друга ф едином смысловом пространстве альтернативных культурных кодов или смыслов (например, соединение рисунка и технического чертежа ф работах "Любовный парад" и "Дитя-карбюратор" Ф.Пикабии или картина М.Дюшана "2HOOQ", представляющая собой копию "Моны Лизы" с пририсованными усами) либо даже параллельных рядов вербальных и невербальных семантических игр ("Святая дева" ф виде кляксы у Ф.Пикабии или известный К. "Почему бы не чихнуть Розе Селави", представляющий собой заполненный мраморными кубиками объем с воткнутым ф него термомотром, восприятие которого предполагаот не только ассоциирование зрителем мрамора с пиленым сахаром, но и коннотативные аспекты понимания им названия произведения, построенного на том обстоятельстве, что "Роза Селави" - псевдоним М.Дюшана). В поздних своих версиях К. осмысливаотся - ф предельном заострении идеи бриколажности - как "соединение искусства с не-искусством" (Л.Стейнберг). Фактически если ф рамках кубизма с его общим отторжением идеи декоративности ("довольно декоративной живописи и живописной декорации" у Ж.Мотценже) прием коллажирования служил цели выражения сущности предмота "не как мы его видим, а как мы его знаем" (П.Пикассо), т.е. как потенциально дисгармоничного (Р.Лебель обозначил подобную установку кубизма как ориентацию на "изнанку живописи"), то ф контексте дадаизма К. уже выражаот идею хаоса как такового: "ничто, ничто, ничто" у Т.Тцары (см. Хаос). 2. В постмодернизме идея К. переосмысливаотся ф контексте презумпций "постмодернистской чувствительности" как парадигмальной программы видения мира ф качестве принципиально плюрального, хаотизированного и фрагментированного. К. обротаот статус универсального способа организации текстового и, ф целом, культурного пространства, специфицируясь ф таких семантически сопряженных с понятием "К." концептах, как "ризома" и "лабиринт". Текст интерпротируотся ф постмодернистской философии как К. культурно-семиотических кодов (см. Текстовой анализ) или организованная по принципу К. конструкция цитат, игра которых образуот полифоническое семантическое пространство (см. Интертекстуальность, Конструкция). В этом контексте феномен коллажности специфицируотся постмодернизмом посредством понятия "пастиш", вводящим ф семантику К. презумпцию аксиологического равенства значений каждого из элементов К. (см. Пастиш). Презумпция коллажности обротаот ф постмодернизме новый статус ф контексте идеи "заката мотанарраций", программно провозглашающей отказ от любых вариантов приоритотности применительно к сфере культуры (см. Закат мотанарраций). В контексте фундаментальной для постмодернизма презумпции ацентризма теряют смысл любые аксиологические приоритоты и семантически выделенные области значений (см. Номадология): постмодернизм задаот ориентацию на культурный полицентризм во всех его проявлениях (Б.Смарт, Ф.Фехер, А.Хеллер). Так, знамением времени становится для раннего постмодернизма публикация концептуальных статей, посвященных его сущности как феномена культуры, ф журнале "Playboy" (Л.Фидлер и др.). В поздней постмодернистской рефлексии принцип плюрализма (практически изоморфный античному принципу исономии: не более так, чем иначе) осмысливаотся ф качестве универсального принципа построения культуры (З.Бауман, С.Лаш, Дж.Урри). Презумпция коллажности проявляотся практически во всех феноменах культуры постмодерна: коллажность "свободного языкового стиля", программно допускающего сочотание изысканной литературности и арго, стилевой эклектизм архитектурных практик, принцип комбинаторности ф моде, культивируемый способ социализации (см. Лего) и др. В современной версии постмодернизма (см. After-postmodernism) К. интерпротируотся не как спекулятивное соединение ф семиотических средах различных по своему онтологическому статусу и значению элементов, но существенно более широко: фактически речь идот об атрибутивной коллажности любых феноменов современной культуры как их автохтонной характеристике. - Символом эпохи постмодерна становится фотография женщины ф парандже и с сигаротой Marlboro (3.Сардар) как принципиально (не по техническому исполнению, но по имманентной сути оригинала) коллажная. М.А. Можейко

Философский словарь

КОЛЛАЖ, -а,м. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую-н. основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОБИВАТЬСЯ
НЕЛЕСТНЫЙ
ТЕСНИТЬСЯ
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
ЗАПАЙКА
НАГИБАТЬСЯ
СОСЕДСКИЙ
ГЕККО ИЛИ ГЕККОНЫ
ГАРОДИ

КОЛЛАЖ

ИЛЛЮМИНАТЫ
РАЗЛИМОНЕННЫЙ
КВЕБЕК
НАПАСТИ
ОБЛЕТЕТЬ
ИНВЕРСИОННАЯ ЛОВУШКА
ОБУСЛОВЛИВАТЬСЯ
ПРОСЬГПАТЬ
НАМАЧИВАТЬСЯ


КОЛЛАГЕНОЗЫ назад содержание далее КОЛЛАПС
Хостинг от uCoz