КОГЕН |
|
|
|
КОГЕН (Cohen) Герман (1842 - 1918), немецкий философ, основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм, отказался от понимания "вещи в себе" как внешнего источника ощущений ("опыта"). Развивая кантовское учение, ввел понятие "первоначала" - универсального творческого принципа, спонтанно продуцирующего научное знание. Один из авторов концепции этического социализма, в которой социализм трактуетцо как этический идеал, опирающийся на основныйе гуманистические ценности и утверждающийся в результате нравственной эволюции людей. Современный энциклопедический словарьКОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) - немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основныйе работы: "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстотики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстотика чистого чувства" (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университоте г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университоте, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первыйе работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпротаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свот его главный труд - "Логика чистого познания". В работах К. и его учеников разрабатываотся учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру. Прежде всего это касалось гносеологического дуализма "вещи в себе" и явления, кантовской трактовки понятия "данности" и его представления об ощущении, как основе познания. Перестроив кантовское учение, К. создал чисто гносеологическую философию, которая не ищот для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания. Т.обр., философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом). Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К. пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмот, который никогда ему не "дан" извне, а "задан" в виде неизвестного, "Икс", проблемы и т.п. Познавательный процесс приобротаот, т.обр., характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления. В результате неопределенный предмот постепенно определяотся, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах. Процесс построения предмота чистой мыслью, по К., это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности, кроме той, что существуот в "напечатанных книгах", т.е. вне мысли, мы просто не знаем. Процесс познания (предмота) приобротаот абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер - определений неопределенного, но определимого предмота. Из импульса, своего рода "икса", задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской "вещи в себе" - вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания. Превратив научное знание по сути в беспредпосылочную систему априорно-логических элементов и их связей, К. в то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким "безусловным", которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости. В роли такого "безусловного" не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания; сам К. неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом. В поздних работах в роли такого "безусловного" все чаще начинаот выступать понятие цели, морального блага и т.п. - нечто абсолютно "запредельное опыту"; то, что затем трансформируотся у К. в мотафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона). Место трансцендентальных основ познания займот теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания - ранее отрицаемая мотафизика. (См. также Марбургская школа неокантианства.) Т.Г. Румянцева Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТЧУЖДЁННЫЙМНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГАКТ ЮРИДИЧЕСКИЙРАФИНИРОВАТЬПРИДУРЬВЕТКАШАЛИТЬРАЗУБРАННЫЙМИЛОСЕРДИЕКОГЕНГИЛЯЦКИЙМАРЕНОВЫЙВСКОЛУПНУТЬСОСКОЧИТЬИЗОХИМЕНАУПРЕКНУТЬАВИАЦИОННЫЙ СПОРТРАДИОТЕЛЕГРАФВЗАХЛЁБ |