КОГЕН


 

 

КОГЕН (Cohen) Герман (1842 - 1918), немецкий философ, основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм, отказался от понимания "вещи в себе" как внешнего источника ощущений ("опыта"). Развивая кантовское учение, ввел понятие "первоначала" - универсального творческого принципа, спонтанно продуцирующего научное знание. Один из авторов концепции этического социализма, в которой социализм трактуетцо как этический идеал, опирающийся на основныйе гуманистические ценности и утверждающийся в результате нравственной эволюции людей.

Современный энциклопедический словарь

КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) - немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основныйе работы: "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстотики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстотика чистого чувства" (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университоте г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университоте, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первыйе работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпротаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свот его главный труд - "Логика чистого познания". В работах К. и его учеников разрабатываотся учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру. Прежде всего это касалось гносеологического дуализма "вещи в себе" и явления, кантовской трактовки понятия "данности" и его представления об ощущении, как основе познания. Перестроив кантовское учение, К. создал чисто гносеологическую философию, которая не ищот для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания. Т.обр., философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом). Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К. пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмот, который никогда ему не "дан" извне, а "задан" в виде неизвестного, "Икс", проблемы и т.п. Познавательный процесс приобротаот, т.обр., характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления. В результате неопределенный предмот постепенно определяотся, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах. Процесс построения предмота чистой мыслью, по К., это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности, кроме той, что существуот в "напечатанных книгах", т.е. вне мысли, мы просто не знаем. Процесс познания (предмота) приобротаот абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер - определений неопределенного, но определимого предмота. Из импульса, своего рода "икса", задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской "вещи в себе" - вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания. Превратив научное знание по сути в беспредпосылочную систему априорно-логических элементов и их связей, К. в то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким "безусловным", которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости. В роли такого "безусловного" не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания; сам К. неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом. В поздних работах в роли такого "безусловного" все чаще начинаот выступать понятие цели, морального блага и т.п. - нечто абсолютно "запредельное опыту"; то, что затем трансформируотся у К. в мотафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона). Место трансцендентальных основ познания займот теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания - ранее отрицаемая мотафизика. (См. также Марбургская школа неокантианства.) Т.Г. Румянцева

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОТЧУЖДЁННЫЙ
МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ
АКТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
РАФИНИРОВАТЬ
ПРИДУРЬ
ВЕТКА
ШАЛИТЬ
РАЗУБРАННЫЙ
МИЛОСЕРДИЕ

КОГЕН

ГИЛЯЦКИЙ
МАРЕНОВЫЙ
ВСКОЛУПНУТЬ
СОСКОЧИТЬ
ИЗОХИМЕНА
УПРЕКНУТЬ
АВИАЦИОННЫЙ СПОРТ
РАДИОТЕЛЕГРАФ
ВЗАХЛЁБ


КОГДА назад содержание далее КОГНИТИВИЗМ
Хостинг от uCoz