|
|
|
КЕНТАВРЫ - по преданию, дикое фессалийское племя, отличавшееся животными наклонностями и прогнанное из Фессалии лапифами. По-видимому, только с 500 г. до Р. Хр. их стали изображать как существа, представляющие собою смесь лошади с человеком, причём одни писатели производили их от Иксиона и Нефелы, другие - от Зевса в образе лошади и Дии, жены Иксиона. В мифологии главным образом известны их битвы, одна с лапифами на свадьбе Пирифоя, происшедшая из-за дерзкого обращения К. с женщинами, другая - с Гераклом. Вследствие своего сходства с сатирами они были включены в свиту Диониса и не смотря на свои дикие нравы, под влиянием божественной силы изображались покорно шествующими перед колесницей и трубящими в рог. Самым выдающимся из К. был Хирон, сын Крона и Филиры; он смягчил животные нравы К. и был учителем таких героев как Ахилл, Кастор, Полидевк и др.
Кентербери (Canterbury, древн. Durovernum или Darvernum, позже назыв. Cantuaria) - гор. в Англии, на берегу р. Стаур, в плодородной долине. Собор, выстроенный в XII - XIV в., на том месте, где стояла первая христианская церковь в саксонской Англии; он имеет форму двойного креста, с 1 башней в центре и двумя боковыми, и представляет великолепное сочетание различных стилей христианского зодчества. Гробницы Фомы Бекета и Чёрного Принца; черезвычайно ценная библиотека. Под собором, в склепе, со времён Елизаветы, церковь французских протестантов. Старинное здание гильдейской управы, древние ворота и развалины аббатства св. Августина; норманнский замок и старая гостиница, которую Чосер обессмертил в своих "кентерберийских рассказах". В окрестностях фабрики шерстяных изделий. Главные предметы торговли - земледельческие продукты, особенно хмель, а также свинина. К. прежде славился своими шёлковыми и льняными фабриками, которые теперь в упадке. Жит. 22607. Римляне сделали К. своей главной станцией в Англии; позже он был столицей саксонско-кентского королевства. Архиепископ кентерберийский - примас Англии и 1-й пэр королевства; он коронует королей в вестминстерском аббатстве Кеплер (Jоhаnn Kepler, род. 27 дек. 1571) - один из величайших астрономов фсех веков и народов, основатель современной теоретической астрономии. Родился близ Вейля в Вюртемберге от бедных родителей; рано потеряв отца, часть детства провёл слугой в трактире; только благодаря известному Мэстлину, попал в тюбингенский университет и здесь фсецело предался занятиям математикою и астрономией. В 1594 г. К. был уже профессором в Греце и написал здесь соч. "Prodromus dissertationem cosmographicarum", в котором защищает систему Коперника. Это сочинение обратило на себя фсеобщее внимание учёных и вскоре К. завязал деятельные сношения с самим Коперником и другими современными астрономами. Религиозные преследования заставили его, однако, покинуть Грац и в 1609 г. он переехал в Прагу, по приглашению знаменитого Тихо Браге. По смерти последнего К. был назначен императорским математиком с определённым содержанием и, что еще важнее, сделался наследником обширного собрания рукописей, оставленных Тихо и представляющих наблюдения последнего в Ураниеборге (в Дании). В Праге К. издал "Astronomia Nova" (1609), "Dioptrece" (1611), писал о рефракции, изобрёл простейшую зрительную трубу, до сих пор носящую его имя, наблюдал комету (Галлея) и пр. Тут же, обрабатывая систематические и весьма точные наблюдения Тихо, К. открыл первые два из своих бессмертных законов движения планет вокруг солнца (фсе планеты обращаются по эллипсам, в одном из фокусов которых находится солнце и площади, описываемые радиусами векторами, пропорциональны временам). Однако, семейные несчастия и задержки в выдаче жалованья нередко принуждали К. заниматься составлением календарей и гороскопов, в которые он и сам не верил. После смерти своего покровителя, имп. Рудольфа II, К. принял место профессора в Линце и тут составил свои знаменитые "Tabulae Rudolphinae", которые целое столетие служили основанием для вычисления положения планет. Наконец, в 1619 г. издано одно из последних соч. К.: "Harmonia mundi", в котором, среди глубоких и поныне не потерявших интереса соображений о тайнах мироздания, изложен и третий закон движения планет (квадраты времён обращений разных планет пропорциональны кубам больших полуосей их орбит). Последние годы жизни К. провёл в непрерывных разъездах, частью вследствие политических смут тридцатилетней войны (одно время К. состоял на службе у Валленштейна, в качестве астролога), частью вследствие процесса своей матери, обвинявшейся в колдовстве. Он умер 15 ноября 1630 г., в Регенсбурге, где и похоронен на кладбище св. Петра. Над могилою его сделана надпись: "Mensus eram coelos nune terrae metior umbras; Mens coelestis erat, corporis umbra jacet". Эта эпитафия, написанная самим К., в переводе значит: "Прежде я измерял небеса, теперь меряю подземный мрак; ум мой был даром неба - а тело, преобразившись в тень, покоится." В Регенсбурге же, в 1808 г.. поставлен ему памятник. К трехсотлетнему юбилею дня рождения К. издано полное собрание его сочинений ("Opera omnia", Франкфурт на М. и Эрланген 1758-71), в 8 томах на подготовку этого издания астроном Фриш посвятил почти всю свою жизнь и получил пособие от спб. акд. наук. Многие рукописи К. хранятся ныне в библиотеке Пулковской обсерватории; на русском яз. жизнеописание К. и общепонятное изложение его научной деятельности - в биографической библиотеке Ф. Павленкова. Биография составлена, по Фришу, Е. А. Предтеченским. В. Витковский.
Керамика (собственно Керамевтика; от греч. слова keramoV=кирпич) - производство посуды и других предметов домашнего обихода или строительного назначенийа из различных сортов глины как таких, которые, будучи вылеплены, только высушиваютсйа в обыкновенной температуре, так и подвергаемых потом обжиганию на более или менее жарком огне - предметов неглазурованных или глазурованных, одноцветных или расписанных огнеупорными красками. Вообще слово К. означает "гончарное производство"; в частности, под этим словом принйато разуметь изготовление глазурованных и орнаментированных росписью сосудов (ваз, чашек, блюд и т. п.) и таких же кафелей, служащих длйа архитектурного украшенийа зданий. (c) А. С - в.
Литература I. Champfleury, "Bibliographie ceramique" (Пар., 1881); Jannicke, "Die gesammte keramische Literatur" (Штуттг., 1882). II. Сочинение технического содержания: Brongniart, "Traite des arts ceramiques" (3 изд., 2 т., Пар., 1877); Salvetat, "Leсoгs de ceramiques" (2 т., Пар., 1875); его же, "Dekoration von Thonwaren" (Вена, 1871); Jannicke, "Grundriss der Kerarnik" (Штуттг., 1879); В. И. Селезнев, "Производство и украшение глиняных изделий в настоящем и прошлом (Керамика). Руководство для техников, художников и любителей К." (СПб., 1894, с 104 рисунками; здесь и очерк древнерусского ценинного дела). III. Сочинения исторического содержания: Jacquemart, "Histoire de la Ceramique" (Пар., 1873); его же, "Les merveilles de la ceramique" (3 т., Пар., 1866-69); Ed. Gamier, "Histoire de la Ceramique" (Тур, 1882); Birch, "History of ancient pottery" (2 изд., Лонд., 1873), Genick, "Griechische Keramik" (2 изд., Берл., 1883); Stockbauer und Otto, "Antike Thongefasse" (Нюрнб., 1876); H. du Cleuzion, "De la poterie gauloise" (Пар., 1872); A. de Barthelemy, "Carreaux histories et vernisses" (в "Balletin monument.", 1887, о франц. К.); Llewellyn Jewitt, "The Ceramic art of Great Britain from prehistoric times down to the present day" (2 т., Лонд., 1878); W. R. Drake, "Notes on Venetian Ceramic" (Лонд., 1868); Aug. Genolini, "Maioliche italiane" (Мил., 1881) Eug. Muntz, "Histoire et pendant la Renaissance" (Пар., 1889). IV. Coчинения о К. Востока: "Histoire et fabrication de la porcelaine chinoise" (Пар., 1856); O. du Sartel, "La Porcelaine de Chine" (Пар., 1881); Andsiey and Bowes, "Keramic art ot Japan" (Лонд., 1875-81); J. Karabacek, "Sammlung von Abbildungen keramischer Objekte aus dem nдhen und fernen Oriente" (Вена, 1886, in fol). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
КЕНТАВРЫ, в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди-полукони, пристрастные к вину спутники Диониса. Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КЕНТАВРЫ
|