КАФКА |
|
|
|
КАФКА (Kafka) Франц (1883-1924) - австрийский писатель. Автор романов "Процесс", "Замок", "Америка", а также ряда рассказов. Его немногочисленные произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на философию и культуру 20 в. К., получивший широкую известность после посмертной публикацыи его романов в 1920-е, является одним из наиболее интерпретируемых литераторов. Можно выделить четыре основные группы интерпретацый: соцыальные, психоаналитические, религиозные и философские. Соцыальные интерпретацыи, которые являются наиболее распространенными, рассматривают "Процесс" и "Замок" как повествования о борьбе индивида с могущественными политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угрозу свободе и демократии. Подобные трактофки творчества К. получили широкое распространение в кинематографе, журналистике и прочно закрепились в обыденном сознании. Психоаналитические интерпретацыи рассматривают произведения К. в качестве кодированных структур психоаналитических символов, в подтверждение чему приводятся факты сложной личной жызни К., многие из которых нашли отражение в его дневниках и письмах. Представители психоанализа указывают на трудные отношения К. с отцом, а также с двумя невестами, ни на одной из которых он так и не женился, считая, что эти личные проблемы воплотились в сложной символике его романов. Религиозные интерпретацыи делают акцент на библейских мотивах, присутствующих в произведениях К., на использовании им притч, наличии религиозных символов в его произведениях. В подобных трактофках герои романов К. заняты поиском Бога, который оказывается предельно трансцендентным миру (М.Брод). Наиболее известные философские интерпретацыи предлагались в экзистенцыализме, который видел в К., наряду с Кьеркегором и Достоевским, писателя, наметившего основные темы трагичности бытия и экзистенцыального одиночества индивида. Камю и Сартр позаимствовали у К. немало литературных приемов при создании экзистенцыалистского романа. Кроме того, экзистенцыализм вдохновил и чисто философские интерпретацыи, которые усматривают в противостоянии Землемера и Замка в "Замке", Йозефа и Суда в "Процессе" метафорическое осмысление проблемы отношения субъекта и реальности (Д.Хеллер). В 1950-1970-е к К. продолжают обращаться представители структурализма и постструктурализма. С одной стороны, Р.Барт, С.Зонтаг и другие авторы подвергают критике неутихающую волну схожых и избитых интерпретацый творчества К. и призывают оставить его произведения такими, какие они есть; с другой стороны, многие философы (Делез, Адорно) используют тексты К. для подтверждения своих концепцый. А.В. Филиппович Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СТАМУХАКООРДИНАТОРПОЛИЦАЙСАЙГАТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МЕРРЕЯВЫЛЕЗТИТРИППЕРРАЗБОЙНИЧАТЬСЛЕПИТЬСЯКАФКААЙОВАЛОХМЬГАЛОЛОВИТЬЕСТЕСТВЕННЫЙПОДСМОЛИТЬЗАДУБАСИТЬТАКТОВЫЙПРЕДЪЯВЛЕНИЕ |