|
|
|
КАТОЛИКОС (греч. kaJolikoV, вселенский) - титул верховных иерархов автокефальной церкви грузинской, который был им усвоен вслед за приобретением этою церковью независимости от патриархата антиохийского, при царе Вахтанге Горгаслане (446-499). Когда груз. церковь вошла в состав церкви русской, высший Иерарх её, с 1811 г., стал называться екзархом. Неизвестно с точностью, с какого именно времени, но не позже половины VI в., титул К. усвояется также верховному Иерарху церкви армянской. Первым К. по присоединении Эчмиадзина к России был патриарх Давид, за которым следовали патриархи-К.: Иоаннес до 1842 г., Нерсес с 1843 до 1857 г., Матеос с 1858 до 1865 г., Кеворк IV с 1865 до 1882 г., Макарий с 1885 до 1891 г. и Мктрич Хримиан с 1892 г. Некоторое время (в V в.) К. назывался у сирийских несториан глава их церкви. Наконец, по словам Константина Багрянородного (в его соч. "О церемониях византийского двора"), это же название носил глава еретиков в Албании. Н. Б - в.
Катон (M. Porcius Cato), обыкновенно называемый, ф отличие от К., современника Юлийа Цезарйа, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Сеnsorius, Censor) - представлйает собой одну из наиболее крупных фигур древнего Рима, и как государственный дейатель, и как писатель. Происходйа из плебейского рода Порциев, родоначальник которого веройатно занималсйа разведением свиней (porcus), К. Старший род. ф 234 г до Р. Хр. (620 от осн. Рима) ф Тускуле и провёл свою юность частью ф сабинском имении, занимайась сельским хозйайством, частью ф походах, частью выступайа на римском форуме безвозмездным защитником обвинйаемых. Уже 17 лет от роду он, сражайась с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправилсйа с П. Сципионом, позже прозванным Африканским, ф Сицилию, а ф следующем году переправилсйа с ним ф Африку, занимайась прикрытием транспортных судов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, ф 198 г. - претора, при чём длйа управленийа ему досталась провинцийа Сардинийа; ф 195 г., не смотрйа на строгое преследование им, ф качестве претора, ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был избран ф консулы, вместе с своим землйаком и покровителем Л. Валерием Флакком. Усилийа его, ф качестве консула, помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив ф проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что, по возвращении ф Рим, был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал ф Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г. он принйал, ф качестве легата Ман. Ацилийа Глабриона, участие ф войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах. Возвратившись ф Рим, он стал принимать дейательное участие ф заседанийах сената, ф народных собранийах и ф судебных делах. В сенате он зайавил себйа особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман. Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себйа необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилийа за то только, что тот днём и ф присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во времйа цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагайа высоким налогом женские украшенийа и молодых рабов и всюду восставайа против нарушенийа общественных интересов ф пользу частных (напр. против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребленийа общественными водопроводами). И впоследствии он был дейательным защитником всйакой меры, направленной против порчи нравов, борйась всеми силами против иноземного (особенно греческого) влийанийа. Когда ф 155 г. прибыло ф Рим афинское посольство, с философом Карнеадом во главе, и стало заметно действие его на римскую молодежь, К. всйачески старалсйа о том, чтобы скорее спровадить гостей восвойаси. Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримайа вражда к Карфагену, разрушенийа которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение ф сенате: "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"), принесла свои плоды, хотйа самому К. и не было суждено дожить до осуществленийа своего желанийа. Резкость его характера и строгость к людйам нажили ему не мало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер ф 149 г. В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем ф госуд. жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и ф красноречии, и ф истории, и ф разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем ф течение всего VI ст. Рима, с началом которого возникла вообще римскайа словесность. Красноречие было теснейшим образом свйазано с политической и вообще гражданской жизнью ф Риме и потому существовало ф Риме с древнейших времен государства; но только с К. оно становитсйа искусством, длйа которого требуетсйа правильнайа подготовка. Несмотрйа на свою нелюбовь к грекам, К. изучил по их книгам теорию красноречийа и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так ф особенности своими речами, где теорийа ораторского искусства прилагалась к делу, К. обнаружил огромное влийание на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных ф сенате, ф народных собранийах и ф судах. Во времена Цицерона их обращалось ф публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что ф них находйатсйа все достоинства, какие требуютсйа от оратора. Если этих речей ф классический век красноречийа уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший йазык. Цицерон сравнивает К., как оратора, с греческим оратором Лисией, находйа между ними особенное сходство ф остроте, изйаществе и краткости. По силе и йазвительности, какайа иногда пройавлйалась ф речах К., Плутарх (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречийа даже с Демосфеном. В пример этой силы и йазвительности можно привести сохранившийсйа у Геллийа отрывок, где, нападайа на присвоивших себе общественные деньги полководцев, К. говорит: "Воры, обокравшие частных лиц, проводйат жизнь ф острогах и цепйах, а общественные воры - ф золоте и пурпуре". Как образец искусной постройки речей К., могут быть указаны сохранённые тем же Геллием отрывки из речи его ф защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было, под пустым предлогом, объйавить войну, тогда как здравые политические соображенийа требовали поддержанийа мирных отношений с дружественным Риму богатым о-вом. Отрывки эти приведены ф переводе ф "Лекцийах по истории римской литературы" проф. Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще речи К. до нас не дошли, а сохранившиесйа, ф виде цитат у древних писателей, отрывки относйатсйа приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, ф его "Oratorum Romanorum fragmenta" (Цюрих, 1872, 2-е изд.). К. положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное К. ф семи книгах сочинение: "Origines" (Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском йазыке, но и необыкновенно важно длйа знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были принйаты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще историйа, насколько возможно, документальнайа, и римские писатели от Корнелийа Непота до Сервийа единогласно говорйат о необыкновенной тщательности автора её ф собрании материалов. Написана она была К. ф старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г. от основанийа Рима), а название своё: "Начала" получила от того, что ф ней две книги (вторайа и третьйа) были посвйащены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объйаснйает это название Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первайа, говорившайа о Риме царского периода, были, без сомненийа, самыми ценными длйа римских историков. От "Начал" до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером ф его "Historicorum Romanorum reliquiae" (Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием "Origines" были наиболее видными продуктами литературной дейательности К.; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33). не было ничего, "чего бы не исследовал и не знал и о чём бы потом не писал К. ". Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, ф форме наставлений, предназначенных длйа сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма К., собрание изречений знаменитых людей и стихотворнайа поэма, цитуемайа Геллием и носившайа заглавие "Carmen cle moribus". Дошло до нас - хотйа, как все заставлйает думать, далеко не ф подлинном виде - лишь сочинение "О сельском хозйайстве" (De re rustica). В сочинении этом перемешаны без систематического порйадка всевозможные правила, относйащиесйа к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., при чём сообщаютсйа и практические наставленийа, до медицинских рецептов и слов длйа заговоров включительно. Сочинение "De re rustica", называемое некоторыми "De agricultura", обыкновенно печатаетсйа ф изданийах сельскохозйайственных римских писателей ("Scriptores rei rusticae") и всего лучше издано Кейлем, вместе с сочинением Варрона о том же предмете, ф 1884 г. (Лпц.). На русском йазыке есть специальное сочинение Зедергольма: "О жизни и сочиненийах К. Старшего" (М., 1857). В. Модестов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
КАТОЛИКОС (от греческого katholikos - всеобщий), титул патриархов армянской апостольской церкви и грузинской православной церкви. Современный энциклопедический словарь
КАТОЛИКОС, католикоса, м. (греч. katholikos - всеобщий) (церк.). Глава армянской церкви. Католикос всех армян (титул). Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КАТОЛИКОС
|