КАТЕГОРИЯ


 

 

КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. В диалектическом материализме, например, К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке. В.Ф. Берков

Философский словарь

КАТЕГОРИЯ (от греческого слова kathgorew, обвиняю) - логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый ф значении данном Кантом: К. - априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, ф системе Вайсешика, встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К. шесть К., приводимых ф сочинениях этой школы, тожественны с Аристотелевскими, почему и возникло предположение о возможном заимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже по хронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийской философии ф известном теперь виде достоверно относится лишь к началу средних веков. Более чем вероятно обратное предположение - о влиянии греческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество (poion), отношение (proV ti), где (pou), время (pote), положение (keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иныйе фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин, ф первых трёх книгах шестой "Эннеады", подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, ф истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самыйе общие понятия и самыйе общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал ф виде табличек, причём из различных комбинаций принципов должны были получаться фсевозможныйе новыйе точки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего рода логикой открытий. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Его учение о четырёх основных, распадающихся как бы на 12 видовых К., представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. - формы рассудка - из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения - вот упрёки, которыйе делает Канту Фихте. Нужно вывести фсе К. из высшего их основания - из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил ф своей логике Гегель. Под К. Гегель разумеет тоже, что и Кант, только решительнее придаёт им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т. п. Из новейших попыток преобразования К. внимания заслуживает попытка Милля. См. Trendelenburg, "Gesch. der Kategorienlehre" (Б., 1846). Э. Радлов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАТЕГОРИЯ, -и, ж. 1. В философии: общее понятие, отражающее наиболее существенныйе связи и отношения реальной действительности и познания. К. качества. К. количества. К. формы. К. содержания. 2. Крупный, обычно строго не очерченный класс в его сравнении с другими такими же классами. К. населения, избирателей, покупателей. К. заведений, учреждений. К. явлений, фактов. II прил. категориальный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

КАТЕГОРИЯ, категории, ж. (греч. kategoria). 1. Высшее родовое понятие, обозначающее какой-н. наиболее общий, отвлеченный Разряд явлений, предмотов или их признаков (науч.). Категория причинности. Категория количества. Категория времени. Грамматическая категория. 2. Разряд однородных предмотов или лиц (книжн.). Он из категории тех людей, к-рые всегда всем недовольны. 3. Один из разрядов, на которые делятся гражданской властью граждане с точки зрения их прав, обязанностей, повинностей (офиц.). Продовольственная карточка первой категории.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


БУМАГОМАРАКА
ВША
СМОЛЕВАТЫЙ
ВПИТЬ
ОРАННЫЙ
БОГОМОЛ
ПОДЛУННЫЙ
ОТЛОЖИТЬ
РАДКЛИФ

КАТЕГОРИЯ

ЖЕНЕВА
ПОСУДИТЬ
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ
МАМОНТОВО ДЕРЕВО
ПУШИТЬ
АЛПАТОВ М
ОБСКУРАНТИСТСКИЙ
ПОСТУПЬ
ОЦЕЖЕННЫЙ


КАТЕГОРИЧНЫЙ назад содержание далее КАТЕДЕР
Хостинг от uCoz