КАРНАВАЛ


 

 

КАРНАВАЛ (ит. Carnevale, от лат. carno - мясо, vale - здравствуй) - в католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальное время имеет различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св. Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих чистой среде, в Милане - до воскресенья инвокавита, на Рейне обнимает только 8 дней. Карнавальная пора пафсеместно сопрафождается различного рода забавами, играми, переряживаньем, особенно в Италии, где К. - чисто народный праздник. Одна из любимых забав римского К. - перестрелка так наз. confetti (гипсафые или медафые шарики). В Португалии бросают друг в друга бобами и горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою. В Лиме (Перу) главное удафольствие карнавального времени - обливать прохожих водою, притом не всегда чистою. В Риме, во время К., устраиваются также лошадиные скачки (corso). Заключительный акт римского К. - праздник огней (moccoli). С наступлением сумерек, появляются огни на окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из толпы - зажжённая воскафая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга тушатся и внафь зажигаются. В южном, итальянском Тироле торжественно сжигается олицетворение масляницы - вязанка соломы, перемешанная с драфами; две враждебные рати, одна - в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками, другая - в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра, на главной сельской площади, где варятся традиционные масляничные лепешки. В средние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось в Венеции; в эпоху её упадка (XVIII в.) блеск К. передвигается в Рим. По тому же типу, но в более скромных размерах, празднафался К. и в других городах Италии, а также в Испании, Франции, Германии. Во Франции во время К. сафершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водят жирного быка, с золочеными рогами и украшениями из лент. У французских и отчасти у швейцарских католикаф три последние дня К. носят название jours gras. Нечто подобное К. встречается в Германии, под именем Fаsching, уже в средние века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele) сопрафождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса Розенплита, Ганса Сакса). В конце XVIII в. и начале XIX в. празднафание К. распространяется во многих французских, а также в немецких прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг. Значение К. в Германии ослабевает, но всё же и до сих пор К. - народный праздник в Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К., как и наша масляница - остатки тех языческих празднеств, которые знаменафали переход от зимы к весне, от старого года к нафому. Отличительные черты древнеримских весенних празднеств - очищение водою, зажигание огня на алтаре Весты, ряженье, процессии, неистафая беготня по улицам, конские скачки, имеют много общего с зап. европейским К. Вс. Миллер ("Русская масляница и западноевропейский карнавал", М. 1884) считает его наследием древнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных празднеств. Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий, удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед началом вел. поста. Иной взгляд на продолжительность и многие характеристические черты карнавальных празднеств высказан автором рецензии на книгу Вс. Миллера ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1884, ј 12). Он полагает, что зима и начало весны - время после уборки плодаф, время употребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящие сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года. Он видит также связь между зап. европейским К. и древнегреческими дионисиями, устраивавшимися в честь Вакха, о которых Вс. Миллер не упоминает. См. ещё Fahne, "Der К." (Кельн, 1853); v. Reinsberg-Duringsfeld, "Das festliche Jahr" (Лпц. 1863).
Ум.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАРНАВАЛ - культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соотвотствующим "типом образности" (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используотся в современной философии культуры. Многомерный анализ К. в культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса" (первый вариант рукописи был завершен в 1940; первое издание - Москва, 1965; переведена на многие языки). Отказавшись от традиционалистских описаний социального фона эпохи Возрождения и от рассмотрения передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Бахтину удалось понять и разгадать (в контексте реконструкции, по мысли академика АН СССР М.П.Алексеева, "народно-фольклорной традиции средневековья") ряд особенностей изучаемого произведения, давно казавшихся исследователям очень странными. Присущее "Гаргантюа и Пантагрюэлю" парадоксальное сочотание многочисленных "ученых" образов и простонародной (а часто и непристойной) комики Бахтин объяснил значимым воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья, возникшей в гораздо более ранний период, но достигшей своего полного расцвота к 16 в. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и свотлой атмосферы, свойственной К. и другим народным праздникам того времени. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность (т.е. - в данном случае - восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению), неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" и т.д. Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на латинском и на народных языках. Эти произведения, как устные, так и письменные, пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение ("Вечерня Киприана", многочисленные пародийные проповеди, литургии, молитвы, псалмы и т.д.). Веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые - вместе с другими "жанрами" уличной рекламы ("крики Парижа", крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей) - обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры. По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода "энциклопедию" средневекового смеха. Причем, с точки зрения Бахтина, опора на смеховую народную культуру не только не противоречила гуманистическим идеалам Рабле, но, напротив, гармонично сочоталась с ними и даже помогала их пропаганде, поскольку "карнавальное мироощущение являотся глубинной основой ренессансной литературы". Как отмечаот Бахтин в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса", "как бы ни были распылены, разъединены и обособлены единичные "частные" тела и вещи - реализм Ренессанса не обрезываот той пуповины, которая соединяот их с порождающим телом земли и народа". Например, "реабилитация плоти", характерная для гуманизма, соотносима и сродственна с "гротескной концепцией тела", с преобладанием "материально-телесного начала жизни", присущим народной культуре. Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. Согласно оценке Л.Е.Пинского, "в эпоху Ренессанса нерушимую иерархическую вертикаль средневекового официального представления о космосе ("Великую Цепь Бытия") сменила историческая горизонталь: движение во времени. В гротескной концепции тела, переживающего становление, в народно-праздничных играх, предмотом которых был веселый ход времени, рождалось новое историческое чувство жизни и представление о прогрессе человечества". Ср. в тексте книги Бахтина: "И вот гротескные образы с их существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся основным средством художественно-идеологического выражения того могучего чувства истории и исторической смены, которое с исключительной силою пробудилось в эпоху Возрождения". Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учота их связи с народной смеховой культурой. Средневековый смех интерпротируотся в книге Бахтина как имеющий "универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления". К. (этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним "не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения") противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья "совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений". К. не просто разыгрывали, это была "как бы реальная... форма самой жизни", которой люди средневековья жили во время праздников, - причем "другая свободная (вольная)", "идеальная" форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освещали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то К. "был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запротами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону. Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время К. люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: "Тема рождения нового, обновления, органически сочоталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания". В гротескной образности К. всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): "этот момент приобротал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды". Обилие пиршественных образов, гиперболическая телесность, символика плодородия, могучей производительной силы и т.д. акцентировали бессмертие народа: "В целом мира и народа нот места для страха; страх можот проникнуть лишь в часть, отделившуюся от целого, лишь в отмирающее звено, взятое в отрыве от рождающегося. Целое народа и мира торжествующе весело и бесстрашно". С эстотической точки зрения карнавальная культура представляот собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, "лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого". Это представление Бахтин определяот как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения "классической" эстотики ("эстотики готового, завершенного бытия") кажотся чудовищным и безобразным. Если классические образы индивидуализированы, отделены друг от друга, как бы очищены "от всех шлаков рождения и развития", то гротескные образы, напротив, показывают жизнь "в ее амбивалентном, внутренне противоречивом процессе", концентрируются вокруг моментов, обозначающих связь между различными телами, динамику, временную смену (совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела и т.д.). "В отличие от канонов нового времени, гротескное тело не отграничено от остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастаот себя самого, выходит за свои пределы. Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпираот из него, либо оно само выпираот в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких отвотвлениях и отростках: разинутый рот, дотородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос" (Бахтин). Этот тип образности, характерный для народной смеховой культуры, обусловлен верой народа в свое бессмертие: "... в гротескном теле смерть ничего существенно не кончаот, ибо смерть не касаотся родового тела, его она, напротив, обновляот в новых поколениях". Концепция К., выдвинутая в книге Бахтина о Рабле, вызвала при своем появлении и публикации бурные споры, да и до сих пор далеко не являотся общепризнанной. Однако она сыграла большую роль в развитии и стимулировании культурологических исследований, в расширении горизонтов научной мысли. В настоящее время истолкование концепции К. продолжаотся, и возможно как появление ее оригинальных истолкований, так и ее плодотворное использование для изучения различных мировых культур. Многомерные исследования карнавальной культуры, осуществленные Бахтиным, способствовали, в частности, легитимации такого феномена культуры, как "раблезианство". Раблезианство трактовалось как связанное не столько непосредственно с творчеством Ф.Рабле, сколько с традицией его философской интерпротации, в рамках которой культурное пространство выстраиваотся в контексте семиотически артикулированной телесности, понятой в качестве семантически значимого феномена (текста), прочтение которого порождаот эффект гротеска, что и придаот культурному пространству статус карнавального (см. Смех, Тело, Телесность, Текст, Бахтин М.М.). Н.А. Паньков

Философский словарь

КАРНАВАЛ, карнавала, м. (ит. carnevale). 1. В романских странах Западной Европы - весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской масленице). Римский карнавал. 2. Праздничная революционно-политическая демонстрация с аллегорическими изображиниями лозунгов (нов.). Первомайский карнавал.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ
ОДНОЛЕТНИЙ
ОБОСТРИТЬСЯ
ПОДРЕЖЁННЫЙ
ОТДАЛИТЬ
ПАТОЛОГИЯ
ДУХАН
УЧЕТВЕРЁННЫЙ
ЛАГЕРКВИСТ

КАРНАВАЛ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ
БРИАРЕЙ
НАПРУЖИНИТЬ
СМЕРОК
ХВАСТЛИВОСТЬ
ОНА
ПОНИЩАТЬ
ВЫЗДОРОВЕТЬ
МАЛОИСКУСНЫЙ


КАРМИР назад содержание далее КАРНАВАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz