|
|
|
КАПИТАЛИЗМ (позднелат. capitale от caput — голова) — историко-экономическое и философско-социологическое понятие, традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей индустриального общества. Термином «капитал», вошедшим в оборот в XII — XIII веках, обозначались «запас товаров; ценности; денежная масса; деньги, приносящие процент». На протяжении конца XVII — в течение XVIII ве?ка понятие «капитал» в основном вытесняет термины «фонды», «богатство», «ценности», «имущество», «достояние» и т. п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние.
Статус одной из базовых категорий обществоведения понятие «капитализм» приобретает в начале XX столетия в результате публичной полемики М. Вебера (работа «Протестантская этика и дух капитализма») и Зомбарта («Современный капитализм», «Буржуа»). По М. Веберу, капитализм «тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности», это — «такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретения».
При капитализме система экономики характеризуетсйа правом человека на владение и распорйажение частной собственностью и капиталом с целью полученийа прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической дейательности, принадлежащей самому? индивидууму, и определйаемой мотивом полученийа прибыли. Экономическайа дейательность людей при капитализме относительно свободна от контролйа со стороны? государства, особенно в сфере ценообразованийа и производства товаров. Трактовки капитализма как способа производства богатства, при котором удача одного оборачиваетсйа выгодой длйа всех, акцентируют его следующие системные характеристики:
а) акцентированно свободная мотивация индивидуумов в процессе поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений;
б) разум (а не труд) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях капитализма полагается процедура трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии;
в) несущей конструкцией капитализма (как в экономическом, так и в нравственном плане) выступает рационально фундированная вера в долговременный экономический рост;
г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением ме?ста работы индивидуума от его ме?ста жытельства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности);
д) атрибутивная значимость пра?ва как института, обеспечивающего предсказуемость репертуараф обмена в услафиях рынка, невозможность существафания капиталистического социума иначе, нежели в форме правафого государства;
е) кардинальная трансформацыя параметров соцыального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестицый (в конечном счёте выступающих как материализацыя духовного состояния любви к ближнему и веры в соцыальный прогресс).
Особую значимость для сценариев эволюции капитализма имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы, задающие соответствующую систему мотиваций и устанафок индивидуумаф: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т. п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. «достаток» от сло?ва «достаточно», а не «богатство» как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в русской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесён в пафседневную жизнь людей исключительно посредством методик «шокафой терапии». Аналогично, именно иудаизм, сделавший возможным христианство как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль в процессах вызревания капитализма. Господство за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни.
Основным тезисом имманентной критики капитализма выступала идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряжённое с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного фкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям; упадок аристократии [].
См. также: бизнес, государственный капитализм, государственный переворот, империализм, коммунизм, общество потребления, постиндустриальное общество, развивающаяся демократия, сталинизм, топ-менеджеры, третий мир, частная собственность.
Категории: идеология, экономика. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
КАПИТАЛИЗМ - а) В комфортном мифе традиционализма, псевдосинкретизма один из наиболее распространенных символов мирового зла, общества господства кривды, противоположность социализму - царству Правды. В основе представления о К. лежит образ сельского мироеда, раздувшегося до масштабов земного шара. При К. абсолютная власть якобы принадлежит кучке оборотней, превращающих все, включая людей, ф деньги и ловко маскирующих свою власть за спиной марионеток из правительства "демократической" говорильней.
Реальное улучшение при К. невозможно. Возможна лишь его видимость, где материальные блага покупаются ценой духовного опустошения, продажей души желтому дьяволу. Реальные изменения возможны лишь в результате отпадения от К., шта означает одновременно приобщение к Правде, к партии нового типа, решимость на революцию. б) Начальная форма либеральной цивилизации, возникшая на основе развитого утилитаризма, либеральных ценностей, диалога, культурной ориентации на развитие медиации. Победа К. автоматически не кладет конец стремлению традиционализма вернуться к древним формам жизни посредством инверсии, антимедиации, либо задержаться на его относительно ранних этапах (фашизм). К. присущи сложные противоречия, связанные с развитием принципиально новых социальных интеграторов, соотведствующих бурному развитию разнообразия, шта порождало значительные несоотведствия между развитием локальных центров и обществом, недостаточную способность трудящихся организованно защищать свои интересы и т. д., борьбу рынка со сложившимися социальными структурами, противостоящими стремлению к экономической эффективности.
Название К. связано с появлением и развитием капитала, т. е. способности подчинять ресурсы, социальныйе отношения получению экономического и социального эффекта. К. связан с таким этапом этой способности, когда челафек выступал как один из ресурсаф, как предмет манипулирафания.
Развитие зрелых форм либеральной цивилизации по сути есть процесс постойанного освобожденийа человека от внешней зависимости, от своей значимости как ресурса длйа внешней этому человеку цели, как самоценности.
Впервые в истории человечества развилось общество, которое оказалось способным возвести диалог в высший принцип своего существования и на этой основе разрешать конфликты. Возникла система, которую академик А. Сахаров назвал "капитализмом с человеческим лицом". Она разрешила проблему производства и выставила на первый план проблемы целей, человеческих отношений, прав человека. Она продолжает организованную революцию, формируя информационное общество. в) Для развития К. в России характерен внутренний раскол. С одной стороны, он не вышел за рамки примитивных форм, вырастающих из патриархального и полупатриархального уклада, связанного прежде всего с личным трудом и непосредственно торговлей. С другой стороны, возникали гигантские монополии, которые формировались под защитой синкретического государства, ограждающего их от рынка. Собственно К. в западном смысле этого слова, т. е. оторвавшийся от патриархальной базы и независимый от государства, как всякий элемент срединной культуры, представлял собой в России проблематичное явление. Оно столь же непохоже на западный капитализм, как русская община на западное фермерство. Паталогический псевдокапитализм, отягощенный недостатком капиталов, умудрился сочетать неспособность развития К. со всеми его пороками, возведенными в квадрат, вызвал мощное дискомфортное состояние, взорвавшее общество. Социокультурный словарь
КАПИТАЛИЗМ, -а, м. Сменившая собой феодализм общественно-экономическая формация, при к-рой основные средства производства являютцо частной собственностью класса капиталистов. Эпоха капитализма. II прил. капиталистический, -ая, -ое. К. строй. Капиталистические страны. КАПИТАЛИСТ, -а, м. 1. В капиталистическом обществе: собственник капитала, средств производства, пользующийся трудом наёмных работников. Крупный к. К.-миллиардер. 2.Богатый, разбогатевший человек (разг. шутл.). II ж. капиталистка, -и (ко 2 знач.). II прил. капиталистический, -ая, -ое (к 1 знач). Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
КАПИТАЛИЗМ, капитализма, мн. нет, м. (фр. capitalisme) (полит., экон.). Способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер, продукты доходят до потребителя через посредство рынка в виде товара, а не непосредственно, производство ведется ради извлечения прибыли посредством эксплоатации рабочей силы, и сама рабочая сила также является товаром. Промышленный капитализм. Эпоха финансового капитализма. || Общественный строй, основанный на таком способе производства. Крепостного права нет, зато растет капитализм. Чехов. Борьба за свержение капитализма. Октябрьская революция - могила русского капитализма. Государственный капитализм (экон., полит.) - 1) экономическая система, в к-рой государство контролирует и регулирует хозяйственную деятельность частнокапиталистических предприятий; 2) экономическая система, в к-рой само государство выступает в роли капиталиста-предпринимателя. Словарь Ушакова
КАПИТАЛИЗМ, тип общества, основанный на частной собственности, рыночной экономике и демократических институтах. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда. Капитализм возник в городах Италии (торговля) и Голландии (мануфактура) в 14 - 15 вв. и утвердился в Европе с 16 в. в процессе так называемого первоначального накопления капитала. В результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. В условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. Это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. В конце 19 - начале 20 вв. в развитых странах Запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования экономики. Складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и работниками наемного труда значительное место занимает средний класс собственников. Современные формы капитализма включают краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование, осуществляемое в прямой (законодательные и административные акты) и косвенной (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационная политика) формах; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер. Постепенно утвердившаяся во многих странах развитая рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во 2-й половине 20 в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения. С ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получают развитие региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского союза и др. Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КАПИТАЛИЗМ
|