КАНЦОНА |
|
|
|
КАНЦОНА (canzone, canzona) - песнь, музыкальное сочинение на лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К. преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone a ballo (ballata) - старинная плясовая итальянская песня. Canzone sacra - духовная песнь. Канцонетта (canzonino) - небольшая песня. Canzonaccia - площадная песня. Canzoniere - собрание песен. (c) Н. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаКАНЦОНА (la canzone, от латинского cantio) - название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старо французской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальное название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от постнейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. - лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более - Петрарки, стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп, перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании - большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata (возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себе обыкновенно обращение поэта к стихотворению, - обычай провансальской поэзии, - редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная) или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе, была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в остальных строфах. Постнейшие поэты оставили эту слишком искусственную форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone Petrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различные стихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili (ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera), которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и строфами с произвольной рифмой, проложыли дорогу К.-анакреонтикам, по образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica или alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и особенно у Киабреры. Она составлена из одно- или многократной комбинации 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг другу в построении. Таг называемая Canzone a ballo или Ballata, которую не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара каг и Canzone Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К. пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или строфы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в ней заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а ballo особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род их назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332 г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (ист. Grion, Болонья, 1869) и около 1850 г. Джыдино да СоммаКампанья, в "Trattato dei ritmi volgari" (ист. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik der ital. Sprache" (Галле, 1844). Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаКАНЦОНА, канцоны, ж. (ит. canzone - песнйа). 1. Вокальнайа пьеса длйа одного голоса с аккомпанементом, сохранйающайа национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичнайа итальйанскайа канцона. 2. Особайа форма стихотворного произведенийа, род лирической баллады (лит.). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВСКОСМАЧИВАТЬСЯКОРСАЖЛИНЕЙКАВЗРЫВАТЬСЯПОДЖАРКАГОРМЯСОУСНИЦАКАМЕНОТЁСГУГНИВЫЙКАНЦОНАПЕРЕТАЩИТЬСЯГОТИКАТРУДНОПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫСИМУЛЯНТСКИЙПОСТПРЕДСТВОПРОСТОФИЛЯПРОЧАЙНИЧАТЬЛАО |