КАМЮ


 

 

КАМЮ (Camus) Альбер (1913 - 60), французский писатель и философ-экзистенциалист. Поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы в пьесе "Калигула" (1944) и последующих сочинениях. В повестях "Посторонний" (другое название - "Чужой", 1942), "Падение" (1956) нигилистический герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания, стоическое противостояние абсурдному бытию, обязательность нравственного выбора как способа свободного самоосуществления личности - сквозные темы произведений Камю: роман-притча "Чума" (1947; со скрытым антифашистским и антитоталитарным подтекстом), философское эссе "Миф о Сизифе" (1942), "Бунтующий человек" (1951). Публицистика: "Злободневные заметки" (книги 1-3, 1950 - 58), "Шведские речи" (1958). Творчество Камю, питавшееся и социальным критицизмом, стало выразителем трагического сознания 20 в. Нобелевская премия (1957).

Современный энциклопедический словарь

КАМЮ (Camus) Альбер (1913-1960) - французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы: "Миф о Сизифе" (1941), повесть "Посторонний" (1942), "Письма к немецкому другу" (1943-1944), эссе "Бунтующий человек" (1951), роман "Чума" (1947), повесть "Падение" (1956), "Шведские речи" (1958) и др. Философ экзистенциальной ориентации. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной длйа К. проблемы: философского оправданийа стоического, бунтарского сознанийа, противопоставленного "безрассудному молчанию мира". Творчество К. - безостановочный философский поиск, который целенаправлйаетсйа страстным переживанием за Человека, оказавшегосйа жиртвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и истории в 20 в. К. показывает, шта жизнь в обезбожинном мире с необходимостью ведед к обожинию человека, истории и нигилизму ницшеанского толка. К. в "Мифе о Сизифе" стремитсйа ответить на вопрос: как, в чем найти надежду на позитивное бытие в мире, в котором религиознайа надежда умерла? Постулируйа изначальное мироощущение человека каг абсурд, К. исследуед его каг характеристику человеческого "бытийа-в-мире", отчужденном и неразумном. Одновременно он характеризуед абсурд каг границу осознанности и йасности пониманийа бытийа. Совмещение онтологического и гносеологического смыслов осуществлйаетсйа в переживании мира человеком, выпавшем из обыденного теченийа жизни или истории. Осуществившеесйа видение абсурдности бытийа означаед видение им своего человеческого удела. Мужиственнайа честность перед собой, героическайа готовность к борьбе, трезвость оценки непосредственного опыта К. противопоставлйаед самоубийству и "философскому самоубийству" (религии, мифосознанию, утопийам и т.п.) каг вариантам ухода жизни и мысли от устрашающе-трезвого виденийа абсурдности существованийа. Мысль К. эволюционируед от провозглашенийа тотального бунта против всех богов, который выбираед абсурдный человек ("Миф о Сизифе") к представлению о том, шта сохранить духовный мир человека и человечества с помощью нигилистической морали и философии невозможно (пьеса "Калигула"). От состойанийа "все дозволено", ограниченного субъективным требованием полноты самоутвержденийа, - к пониманию угрозы самой культуре и цивилизации со стороны человека, утратившего шкалу ценностей. К. показывает, шта абсурдный, бессмысленный мир без Бога порождаед героев (совесть, дух, мужиство) и тиранов (ложь, насилие, цинизм), с необходимостью требуйа оценки бунта каг состойанийа морального сознанийа, с одной стороны, и переосмысленийа "мира" каг культурно-исторического процесса - с другой. Недостаточность нравственной, социальной, исторической оправданности "бунта против всех" преодолеваютсйа К. в процессе переосмысленийа его конструктивно-деструктивных возможностей, в поиске критериев направленности бунтарского сознанийа человека в определении меры абсурдности мира. В романе "Чума" К. переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерйанные в трагедии "изгнанийа" (чумы) единство, радость общенийа. Мир обретаед смысл, который открываетсйа только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт. Онтологизацийа бунта каг целостной установки человеческой дейательности позволила К. трактовать его в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческайа действительность, жизнь) терйаед разрозненную бессвйазность и обретаед разумную целостность. В "Бунтующем человеке" в анализе метафизического (философского) и политического бунта К. движитсйа от морального-нравственной к социально-исторической обусловленности трансформаций бунтующего в абсурдном мире человека. К. обнажаед условийа перехода бунта каг отказа от бессмысленности и жистокости в тиранию каг примирение с жистокостью. Именно слийание философского (метафизического) и политического бунтов ведед от человеческой солидарности, поиска общих смысложизненных ориентиров к абсолютизму, всезнанию, провиденциализму, террору. В России такайа трансформацийа была предподготовлена, согласно К., т. наз. "немецкой идеологией", "злыми генийами Европы" Гегелем, Марксом и Ницше, состателйами современной 20 в. формы государственного нигилизма. Государственнайа идеологийа, опирающайасйа на государственный террор, ликвидирующайа свободу и миллионы жизней, исходит из релйативистского отношенийа к трансцендентным ценностйам и абсолютизации прогрессистского доверийа к истории. К. предостерегал каг мыслителей от пророческой позиции в мире, где идейа способна трансформировать ткань истории, таг и народы, которые делают эти пророчества идеологией своего бунта. К. находит ограниченийа бунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность. Такой человек знаед о своих правах, выражаед в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существованийа. Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражиние, но он таг жи необходим человеку, каг собственный труд - Сизифу. Искусство длйа К. служит средством спасенийа от нигилизма. Оно не делаед человека счастливым, но человек становитсйа свободным, освобождайась от иллюзий прогресса, обращайась к собственной натуре, вглйадывайась в несовершенство мира. Анализ искусства у К. движитсйа от искусства каг эстетического бегства от реальности к утверждению эстетики природы и идеалов всеобщности человеческого общенийа. И.А. Медведева

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СОВКОСТЬ
ХОЛОЩЁНЫЙ
ПЕРЕШПИЛЕННЫЙ
СОЧЛЕН
ИСКОНОПАТИТЬ
ПОГРУЗНУТЬ
БОДУНЬЯ
КУГУАР
ОБМАЗАТЬ

КАМЮ

НАСАЖДАТЬ
МЕЗОЗОЙСКАЯ ЭРА
ОСЕВОЙ
ДОГОВОРЕНО
РЕОСТАТ
ДОГРЫЗЕННЫЙ
НАПУЧИТЬСЯ
ЕДОК
ПИСК


КАМЫШОВЫЙ назад содержание далее КАН
Хостинг от uCoz