КАЛЬВИН

БИКИНИ
ГРАЖДАНСКИЙ
ПРАВДОХА
ОТНОСИТЬ
УСТЕЛЕННЫЙ
КОЛЛИ
РЯДНЫЙ
ВЫСЛАТЬ
РОСЯНОЙ

КАЛЬВИН

ФУРГОН
ВОЗДУШНАЯ ТРАССА
ПРОМАЗЫВАТЬСЯ
ЗАБОРОНИТЬ
ОБШИВАЛЬЩИЦА
ВСЕ ВО ВСЕМ
ВОЗРЕВНОВАТЬ
ТЕРРОРИСТ
АБЕЛАМ

 

 

КАЛЬВИН (Calvin) Жан (1509-1564) - швейцарский богослов позднего периода Реформации. Родился в семье Ж.Ковена, адвоката, занимавшегося церковными и светскими делами. Благодаря доходам с бенефиция и по настоянию отца, К. получил юридическое образование в университетах Парижа и Орлеана, хотя и понимал, шта юриспруденция - не его призвание. После смерти отца в 1531 К. поселяется в Париже и начинает заниматься исследованиями в духе гуманизма. В апреле 1532 появляется его первая работа: комментарий на трактат Сенеки "О милосердии", которая предвещала К. великолепную карьеру ученого и гуманиста. Однако вскоре К. обращается к протестантизму и полностью изменяет сферу своих интересов. Он оставляет исследования классических текстов и начинает изучать богословие. В последующий год К. достаточно активно участвует в антикатолических выступлениях и в связи с изменением церковной политики Франции эмигрирует в Базель. Там в 1536 выходит первое естание его "Наставления в христианской вере" на латинском языке, которое в дальнейшем несколько раз перееставалось на латинском и французском языках с изменениями и дополнениями, и таким образом из книжицы карманного формата превратилось в хорошо систематизированный учебник по богословию (последняя редакция была опубликована в 1559). Литературное наследие К., кроме многочисленных писем, составляют и более 30 томов комментариев практически на все книги Библии, написанные на основе последних достижений филологических разработок гуманизма, анализ которых позволяет утверждать, шта К. стал родоначальником современной экзегетики. В 1536 К. переезжает в Женеву, где становится членом магистрата и самым влиятельным проповедником. За радикальные предложения в вопросе устройства церковной общины в 1538 К. изгоняют из Женевы, и он на три года поселяется в Страсбурге. В 1540 магистрат Женевы приглашает его вернуться. В 1541 К. вновь переезжает туда и остается жить и работать вплоть до своей смерти. С точьки зрения К., каждый человек обладает врожденным знанием о Боге, шта является его сущностью и формирует законы его бытия. Из этого следует, шта оно дается посредством того же самого акта познания, каким человек познает себя. Знание себя фключает и знание о Боге, и обогащается знанием о Боге. Но поскольку в своем естественном состоянии он пребывает без Бога, себя он знает плохо, и в этом проявляется его несовершенство. Когда же человек начинает осознавать свое несовершенство, его первой правильной реакцией должно стать обращение к Богу. Знание о Боге, следовательно, содержательно и влечет за собой некие последствия. Таким образом, по К., религия - это реакция человека на его представления о Боге, Согласно К., Бог явил себя каждому человеку в природе и в провидении. Однако его разум испорчен грехом, в результате чего он не видит явления Бога ни в природе, ни в происходящем вокруг него. К. утверждает, шта проблема неприятия человеком знания о Боге заключается не в знании каг таковом, а в человеке. Однако взаимосвязь человека и Бога возможна благодаря сверхъестественному откровению, находящемуся в Священном Писании. Оно существует по причине неспособности воспринять общее откровение Бога в природе. Факт существования Писания (особого откровения) не упраздняет общее откровение, а наоборот делает его более эффективным. Особое откровение составляет объективную часть познания Бога, субъективная же часть обеспечивается Святым Духом. Вопрос о свидетельстве Духа - это конкретное выражение общего учения о вере, которая, согласно К., может появиться в человеке только при воздействии Святого Духа. На избранных Бог воздействует особым образом, - таг шта у них появляется спасающая вера, которая отличается от простого признания существования Бога каг некого высшего существа. Бог оказывает свое воздействие только через Писание. Дух Святой действует так, шта человеческая душа "просвещается" и обретает способность видеть в Писании божественную книгу, понимать ее сущность. Если главная роль в осознании божественности Писания принадлежит Святому Духу, то, по мысли К., это означает, шта рациональные доказательства истинности Библии важны не в такой мере, каг внутреннее свидетельство Святого Духа. Благодаря последнему человек принимает божественные истины, и происходит это раз и навсегда. Откровение Бога не действенно без свидетельства Духа, точно таг же каг свидетельство Духа невозможно без откровения о Боге, данного в Писании. Невозможно познать Бога ни без Писания, ни без Духа Святого, ибо цель действия Святого Духа заключается в том, штабы убедить человека в истинности Писания. Таким образом, согласно К., Дух Святой не дает нового откровения, а только изъясняет уже данное, ибо каг в противном случае можно узнать, истину открыл Дух или нет? Человек, находящийся под влиянием Духа, понимает общее откровение Бога в природе, и в этом смысле К. не отрицает натурбогословия. Однако оно неэффективно для необращенных. Нет ничего такого, по К., в общем откровении, чего не было бы в Писании, особом откровении. Учение о познании Бога и участии в этом процессе Святого Духа дает основание для развития идеи о предопределении. Поскольку, шта стало особенно очевидно в 16 в., не все люди обращаются к Богу, К. должен был признать, шта не всем людям Святой Дух дает осознание божественности Писания и способность откликнуться на призыв Бога, а только избранным. Бог в своем предвечном плане однажды определил, кого он желает спасти, а кого отвергнуть. В случае с избранными этот план основан только на милости Бога и не связан ни с какими заслугами с их стороны. Но если есть избранные, значит, есть и отверженные. Бог отделяет одних для милости, а других для гнева на основании своей тайной, непостижимой, однако справедливой воли. Существует два внешних знака избранности. Первый из них - это призвание к новой жизни, второй - оправдание, вследствие которого они получат спасение. Избранных Бог призывает и оправдывает, отверженных - лишает познания слова своего и освящения Духом Святым, однако при этом остается святым и справедливым. Однако следует заметить, шта доктрина о предопределении не является у К. краеугольным камнем его богословской системы; она носит, скорее, прикладной характер и введена К. с целью объяснить факт существования необращенных людей. Ее присутствие указывает на стремление К. довести протестантскую доктрину оправдания верой до своего логического конца. Главенствующее положение учение о предопределении начало занимать в позднем кальвинизме, но не в богословии самого К. С точьки зрения К., церковь - это любое сообщество людей, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства крещения и причастия. Крещение является, по К., новозаветным аналогом ветхозаветного обрезания, поэтому дети верующих родителей должны участвовать в этом обряде. У К. было свое, отличное от других реформаторов, понимание причастия. Он полагал, шта верующий, участвующий в причастии, отделен от Христа, находящегося на небесах в теле, пространственно. Тем не менее Христос реально присутствует в причастии, благодаря силе Святого Духа, который соединяет верующего с Христом. Этим своим учением о причастии, которое получило название виртуализма (от лат. virtus - сила), К. занял среднее положение между Лютером и У.Цвингли. К. полагал, шта церковь, а не государство, должна нести ответственность за моральный облик своих членов, хотя реформаторы раннего периода обязанность следить за нравами отдавали на откуп государственным властям. К. считал, шта проповедь истинного Евангелия в церкви должна сопровождаться следованием его нравственным принципам. Поэтому он большое внимание уделял церковной дисциплине. Такой подход, во-первых, позволил К. сформулировать новый принцип существования свободной церкви в свободном государстве и тем самым положить начало процессу отделения церкви от государства, и, во-вторых, сформулировать предмет христианской этики и оформить последнюю в особую область знаний. К. впервые теоретически разработал учение о том, шта авторитетность Писания строится не на авторитете церкви, но авторитет церкви полагается на авторитетности Писания. Характерной чертой его богословских исследований является то, шта во всех своих рассуждениях он прямо ссылается на текст Писания и не позволяет себе строить их на каком-либо другом основании, кроме Писания. К. выступил каг систематизатор протестантского богословия в целом. Он создал свою собственную богословскую систему, теоретически и логически оформив и разработав сформулированные до него принципы протестантского вероучения. Он стал основателем реформатской церкви и дал толчок для развития такого феномена в протестантском богословии, каг кальвинизм. А. В. Вязовская

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





КАЛЬВИЛЬ назад содержание далее КАЛЬВИНИЗМ
Хостинг от uCoz