ИСЛАМ |
|
|
|
ИСЛАМ (арабск. ал-Ислам - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии ф начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. стал пророк Мухаммад (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде ф молодости ангелы рассекли грудь Мухаммада и омыли его сердце, а ф 610 ф возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста (и слова небесного посланника Джабриила (Архангел Гавриил) запечатлелись ф сердце Пророка как "надпись"). С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется ф 622 из родной Мекки ф Медину. Борьба Мухаммада за утверждение новой религии - веры ф единого Бога Аллаха - закончилась победой над языческой Меккой ф 630. С этого времени начинается интенсивное развитие И., и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному распространению И. В настоящее время ф мире насчитывается более 800 млн. мусульман. И. выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений и возвращения к истинной религии, идущей от Иб-рахима (Авраама). И. воспринял религиозныйе положения иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастрийства, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей различныйе течения культуры арабских народов. И. является государственной религией ф ряде стран, являющихся, как правило, эгалитарными теократиями. Эгалитарными - т.к. все верующие, независимо от соцыального положения, равны перед божественным законом; теократиями - т.к. источником законодательной власти выступает только Коран. И. не делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям (шариату) своду мусульманских законов и фикху (мусульманскому праву). Основныйе источники вероучения И. - Коран и Сунны. Коран - "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммада, состоящее из 114 Сур (глав). Сунны (арабск. - обычай, предание) - сборники преданий о жизни и деяниях Мухаммада. Сунны состоят из "хадисов", высказываний, приписываемых Пророку. Вероучение И. базируется на неразделенности религии, права, догматики и ритуала. Важнейший онтологический и ф то же время соцыально-политический принцып И. - строгий монотеизм, предполагающий веру ф единого Бога Аллаха (первоначально Аллах - Бог местных аравийских племен). Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего Божества, а также христианские догматы Троицы, боговоплощения и искупления. Божественное слово передается через посланников (расулов) Аллаха. В И. признаются пять Пророков от начала человечества: Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибрахим (Авраам), первый верующий ф единого Бога; Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "Сынов израилевых"; Иса (Иисус), через которого Бог сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", завершающий цепь пророчества. Среди шиитов и суннитов существует вера ф Махди (Мессию), который явится ф "конце мира" и установит мир и справедливость. Главныйе понятия мусульманства - "И.", "дин" и "имам". И., ф широком смысле, означает весь мир, ф пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" - территория войны, ф которой И. должен утвердиться посредством джихада ("священной войны"). Основная соцыальная форма жизни - умма, исламская община. В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община - мединская, организована Муххамадом. Дин - религия, закон, свод правил - божественное установление, состоящее из трех основных элементов: "пяти столпов И.", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов И." составляют: 1) исповедание единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммад - посланник Божий"; 2) ежедневная пятикратная молитва (ас-салат); 3) пост ф месяц рамадан (ас-саум); 4) добровольная очистительная милостыня (аз-закат); 5) паломничество (хотя бы раз ф жизни) ф Мекку (ал-хадж). Имам (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В И. им является Бог, который свидетельствует о себе ф Коране. В И. сохраняется вера ф ангелов и шайтанов (бесов), ф воскресение после смерти и Судный день. Главное требование к человеку - идти по пути совершенствования, соблюдая законы Корана. Мистическая традицыя И. (суфизм) разработала пути богопознания на основе идеи единства всего Сущего ф Боге и возможности постижения (растворения) ф Боге путем самоотверженного отдания себя Аллаху и безмерной любви к Нему. И. не остался единой религией. С первых десятилетий своего существования он разделился на различныйе направления, которыйе дифференцыруются по концепцыям государственной власти и по философско-религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальныйе расхождения ф И. связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления: 1) ха-риджиты (араб. - вышедшие, возмутившиеся), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф); 2) шииты (араб. - группа приверженцев), признающие божественную природу власти, предопределенную ф роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада; 3) сунниты (от "сунна"), занимающие срединную линию, т.е. согласующие решения о правителе с мнением "всей общины", а по сути с ее религиозно-политической верхушкой. Философия и богословие И. разнообразны. В нем отсутствует общепризнанная догма-тизацыя учения и единая богословская школа. Философско-религиозныйе различия ф школах приводили к соцыально-политическим противоречиям и конфликтам. На рубеже 7-8 вв. зарождаются основныйе философские направления И. По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы: 1) харид-житы, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином; 2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет ф сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех; 3) мутазилиты, разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным". По проблеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также формируются различныйе направления: 1) джабариты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы ф силу безграничной власти Аллаха; 2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека ф выборе своих действий; 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рацыоналистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека. По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают: 1) захириты и ханбалиты, требовавшие буквального понимания соответствующих мест ф Коране и слепой вере во все, о чем говорится ф "небесной Книге"; 2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественныйе атрибуты, созданныйе человеческими представлениями; 3) суфии, учившие мистическим путям богопознания и слияния с Богом. Богословие ф И. называется каламом, философия - фалсафа. Этапы ф развитии калама связаны со школами: мутазилитов, основоположник Василь ибн Ата (ум. ф 748) и ашаритов, основоположник ал-Ашари (ум. ф 935), стремящихся путем компромисса с догматиками-традицыоналистами легализовать калам. Развитию фалсафа способствовали труды ал-Кинди (ум. между 860-879), ар-Рази (ум. между 865-925 или ф 934), ал-Фараби (870-950), ибн Си-ны (980-1037), ибн Рушда (1126-1198). Исламская философская мысль развивается на основе синтеза Кораничес-ких идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма. В средние века наблюдается тенденцыя к сближению калама и фалсафа. Этому способствовали труды аш-Шахрастани (ум. ф 1153), ал-Газали (ум. ф 1111), ибн Араби (ум. ф 1240). Религиозный мистицызм И. связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся к познанию Бога шейхом (учителем). Концепцыя любви к Богу - центральная и единая для всех братств. Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Бас-ри, ум. ф 728); "классический" период 9-10 вв. (ал-Мисри, ум. ф 860 - учение о "пути" и теософия); ат-Тустари (ум. ф 896) - экзегетика, теософия, космогония; ал-Халладж (ум. ф 922) - "экстатическое" направление. Расцвету суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским И., ас-Сухраварди (ум. ф 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак); Ибн-Араби (ум. ф 1240), развившем учение о "святости", "святых" и их Иерархии. К мистической философии И. относится учение исмаилитов, одного из направлений шиитского И. Исмаилиты опираются на эзотерические доктрины Востока, ф частности Индии, на идеи греческого неоплатонизма, и придерживаются доктрины "метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул). В новейшее время развитию идей И. способствуют движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в., Персия). Бабиты (основоположник Сейид Али Мухаммад (Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али - Беха-Улла) стремятся сплотить человечество вокруг учений, оставленных их Пророками. В лоне ортодоксального ислама с 18 в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника ал-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся ф И. ф процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Му-хаммада и вернуться к мединскому прообразу. В 19-20 вв. развиваются реформаторские, фундаменталистские и панисламские тенденцыи, базирующиеся на исламских ценностях. В странах распространения И. становится основой для активизацыи нацыональных движений и воплощения концепцый "исламского государства", подразумевающей воплощение идей И. во всех сферах государственной и религиозной жизни. В.В. Лобач Философский словарьИСЛАМ (арабское, буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамазан (саум); 5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8 - 9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Современный энциклопедический словарьИСЛАМ (т.е. "предание себя" человеком Богу) - есть, по Мухаммеду, открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры ф единого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), ф божеское предопределение судеб и поступков людей, ф избрание Мухаммеда, как ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", ф загробную жизнь после смерти, ф воздаяние за добрые и злые дела ф раю и ф аду, ф воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, ф первое время своей деятельности называвшый себя воссоздателем и преобразователем чистой религии, откровением переданной Аврааму, выводил свое учение из священных книг Иудеев и христиан, о содержании которых он имел, впрочем, самые смутные и превратные представления, через монахов и полуученых иудеев; он распространял мнение, чо эти книги, ф которых предвозвещалось его появление и призвание, искажены "обладателями писания" (так называл он иудеев и христиан); он требовал признания прежних откровений (тора, псалтирь, евангелие) и веры ф посланных до него пророков, от Адама до И. Христа. По отношению к христианству он резко восставал против веры ф божественность И. Христа, как Сына Божия, по отношению к иудейству - против обрядных стеснений, из которых он, однако, заимствовал, вместе с некоторыми другими, запрещение употреблять ф пищу свинину, к чему прибавил еще запрещение вина. Учение Мухаммеда о вере и нравственных обязанностях развивалось постепенно ф течение его деятельности. Между тем как учение о вере пророк преподал ф первый период ее, ф Мекке; установление обрядностей относится большею частью ко времени его пребывания ф Медине. В последнем отношении сделаны были сначала некоторые уступки иудейским религиозным обрядам - пост ф 10-й день первого месяца, обращение к Иерусалиму; но они, ввиду упорного нежелания Иудеев поддержать учение Мухаммеда, вскоре были отменены. Основные обязанности, налагаемый И., следующие: 1) вера ф то, чо нет другого Бога, кроме Аллаха, и чо Мухаммед есть посланный Аллаха; 2) пятикратное ежедневное совершение установленного богослужения (салат); 3) взнос ф пользу бедных ф общественную казну (зекят); 4) пост ф продолжение месяца рамадана; 5) паломничество ф Мекку. Одновременно с ритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшые их церемонии (омовение перед молитвою, призыв к молитве); по отношению к паломничеству были, ф общем, сохранены практиковавшыеся ф языческие времена обычаи, значение которых было, однако, изменено и истолковано ф монотеистическом духе. Наряду с этими обязанностями требуется борьба с неверными (джихад) и насильственное распространение И. Мухаммед считал свою религию призванною быть достоянием всего человечества, всемирной религией, ф себе самом он видел пророка не арабов только, а всего человечества. Для обращения язычников ф И. надо прибегать к самым крайним мерам; отказываясь принять его, они лишаются права на жизнь; "обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники ф сабейцы) могут быть терпимы, если платят известный налог (джизья). Нравственное учение И. основано на Иудейском и христианском учении и ф существенных чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству только ф сравнении с социальным и нравственным мировоззрением аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной обособленности и воспитывало ф людях сознание долга отмщения, И., ф своем первоначальном виде, проповедовал равенство всех правоверных без различия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанные исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость. Он осуждал варварские нравы арабов, ф особенности распространенный у многих племен обычай хоронить заживо новорожденных женского пола; запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитие умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее И. решытельно отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения ф жизни, а безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением иметь лишь четырех законных жен, а процедуру развода весьма легкую у аравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям и законам. Правовое положение женщины решытельно выиграло чрез И.; появившееся ф позднейшые времена ф магометанском мире униженное положение женщины есть результат социальных влияний, основанных на сношениях с народами, обращенными ф И. Гаремы и евнухи созданы не И. Источник учения И. есть прежде всего коран, ф который требуется верить как ф подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признаны религиозно обязательными все сохранившыеся его поучительные изречения (хадис) и приписывавшыеся ему поступки. Мировоззрение и образ действий древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством ф религиозной жизни. Все эти сохраненные преданием моменты называются общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является иджма, т.е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этим главным источникам учения о вере и законах И. присоединился ф высшых школах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой почве создалась система магометанского закона - работа, законченная ф богословских школах уже во II в. существования И. ИСЛАМ, -а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда). II прил. исламский, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговИСЛАМ, ислама, мн. нет, м. (араб. islam, букв. предание себя, подразумевается - воле аллаха) (книжн.). Магометанская религия, мусульманство. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИГОДНОСТЬЧАСОМОТКАЧЕННЫЙЛЕДЯШКАИМУЩЕСТВЕННЫЙДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬПЕРЕНАСЫЩАТЬОБОСОБЛЕНИЕКУРНАКОВИСЛАМТЕРАПЕВТЫАЭРОПОРТПОТРЕПАТЬЗАПАКОСТИТЬСЯЗАНОЧЕВАТЬГАЗОЙЛЬВЫКОВЫВАТЬСЯПУСТЫШКАИЗМЕНИТЬ |