ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА |
|
|
|
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877/887) - средневекафый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарафанием И.С.Э. привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцафой школе короля И.С.Э. переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также комментарии к нему Максима Испафедника и трактат Григория Нисского "О творении челафека". Был знаком с сочинениями Боэция, с "Категориями" Аристотеля и частично с некоторыми диалогами Платона. Мистический монизм и почти пантеистическая онтология у Псевдо-Дионисия Ареопагита оказали огромное влияние на И.С.Э. Хотя И.С.Э. не знал и не читал Плотина, та мысль о мире и о Боге у Ареопагита, с которой И.С.Э. столкнулся, была в своей оснафе пропитана неоплатонизмом. Это заставило его пересмотреть многие положения в ортодоксальном христианстве. В 865 он пишет свой главный трактат "О разделении природы", где уже излагает свои мысли в духе неоплатонизма. Философ отказывается разделить мнение ортодоксаф о том, что Открафение выше разума. И.С.Э. не оспаривает идею о том, что Библия христиан инспирирафана Богом и задача мудреца найти тайный смысл в св. Писании, но в любом случае, разум выше веры и авторитета св. Отцаф. Если Открафения учит одному, а разум - другому, то философ должен даферять больше разуму. Ибо только так у И.С.Э. божественный свет Открафения находит самого себя в челафеке. Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней. В области онтологии И.С.Э. приходит к пантеизму. Он начинает с того, что выясняет, какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия. Первый - это модус первой природы: не тварной, но творящей. Природа Бога тут апофатична. Он - сущность всякой вещи, Первый и Последний, здесь можно больше сказать о том, кем он не является. Вторая природа сотворенная и творящая. Это Логос, Разум Отца, который непрерывно созидает миры. Третья природа - сотворенная, но не творящая. Это эмпирический мир вещей. Четвертая природа - нетворящая и несотворенная. Это чистое безотносительное бытие, которое превыше челафеческого ума. За свой пантеизм И.С.Э. дважды был официально осужден апостольской столицей. В 1050 - папой Львом IX, а в 1225 - Гонорием III. И.А. Нестерафым Философский словарьИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) (Эригена) (около 810 - около 877), философ. Ирландец по происхождению; с начала 840-х годов во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). Главное сочинение - "О разделении природы" - проникнуто сильными пантеистическими тенденциями (смотри Пантеизм). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 веке как еретические. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИНСПЕКТОРСТВОРАСПИЛУЛУЧШАТЬСЯНЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОСТЬДИДАКТОГЕНИЯМЕТАНИЕОБГЛЯДЕТЬВЗМОКАТЬОБИВАТЬСЯИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНАЗАГОРАЖИВАТЬСЯРАССАСЫВАТЬСЯКРЕОЛКААСИГНАЦИЯПРИКРЕПИТЕЛЬНЫЙХОЗЯЙСТВОВАТЬЗАЧЕХЛИТЬСОРВИУСТРИЧНЫЙ |