ИНТРОВЕРСИЯ


 

 

ИНТРОВЕРСИЯ (Introversion) — способ психологической ориентации, ф котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру (ср. экстраверсия).
«Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной устанофкой думает, чувствуед и действуед таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия можед иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер, точно так же она можед быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желаед известного замыкания от объекта, она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе» (ПТ, пар. 730).
«Он постоянно должен доказывать, что все, что он делает, основывается на его собственных решениях и убеждениях и никогда не зависит от влияния других, желания кому-то понравиться или снискать расположение какого-то лица или мнения» (ПТ, пар. 893).
Интровертное сознание может прекрасно осознавать внешние обстоятельства, но оно не мотивируется ими, не принимает их ф расчет. «Отъявленный» интроверт реагирует прежде всего на внутренние впечатления.
«Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В большых компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую кажущимся здержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати, он невольно наносит людям обиду. Свои лучшые качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется благодаря не страху, но тому факту, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во «всех смертных грехах», все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться за ней. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он свсрхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушыть его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но он и сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду» (ПТ, пар. 976).
Признаком интроверсии у ребенка обычно являютцо рефлективная задумчивая манера его поведения, сопровождаемая застенчивостью и некоторым страхом перед незнакомыми объектами, а также сопротивление внешним влияниям.
«Очень рано появляется тенденция отстаивать свои права над знакомыми объектами и пытаться овладеть или управлять ими. Ко всему неизвестному такой ребенок относится с недоверием, внешние влияния обычно воспринимаются с сильным сопротивлением. Ребенок желает все делать своим путем и ни при каких условиях не будет подчиняться тому правилу, которое он не может понять. Когда он задает вопросы, то делает это не из любопытства или желания произвести впечатление, но потому что он хочет, чтобы имена, значения, смыслы и объяснения давали ему субъективную защиту против объекта» (там же, пар. 897).
Интровертная установка склонна обесценивать вещи и других людей, сомневаться в их значимости. Следовательно, путем компенсации крайняя интроверсия ведет к бессознательному подкреплению влиятельности объекта. Это переживается как привязка с сопутствующими эмоциональными реакциями к внешним обстоятельствам или другому лицу.
«Чем больше эго стремится обеспечить свою независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более оно попадает в рабскую зависимость от объективно данного. Свобода духа заковывается в цепи унизительной финансовой зависимости, независимый образ действий раз за разом робко уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото малоценных отношений, властолюбие завершается жалобной тоской — жаждой быть любимым. Бессознательное печется прежде фсего об отношении к объекту и притом таким способом, который способен самым основательным образом разрушить в сознании иллюзию власти и фантазию превосходства. Объект принимает ужасающие размеры, несмотря на сознательное его уничижение. Вследствие этого эго начинает еще сильнее работать над отрывом от объекта и стремиться к властвованию над ним. В конце концов, эго окружает себя формальной системой страхующих средств, которые стараются сохранить хотя бы иллюзию преобладания. Но этим интроверт вполне отделяет себя от объекта и совершенно истощается, с одной стороны, в изыскании оборонительных мер, а с другой стороны, в бесплодных попытках импонировать объекту и проложить себе дорогу. Но эти усилия постоянно скрещиваются с теми подавляющими впечатлениями, которые он получает от объекта. Против его воли объект настойчиво импонирует ему, он вызывает в нем самые неприятные и длительные аффекты и преследует его на каждом шагу. Он постоянно нуждается в огромной внутренней работе, чтобы быть в состоянии «держаться». Поэтому типичной для него формой невроза является психастения — болезнь, отличающаяся, с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой — большой истощаемостью и хроническим утомлением» (ПТ, пар. 626).

Словарь аналитической психологии

ИНТРОВЕРСИЯ (и экстраверсийа) - характеристика различий индивидуально-психологических челафека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектаф, либо на йавленийа собственного субъективного мира. Понйатийа экстраверсии и интраферсии введены К. Г. Юнгом длйа обозначенийа двух противоположных типаф личности. Экстравертирафанный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притйагивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведед к отчужденности субъекта от себйа самого, к принижению личностной значимости йавлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость пафеденийа, общительность, адаптирафанность социальнайа (-> адаптацийа социальнайа). Длйа интрафертирафанного типа характерны фиксацийа интересаф личности на йавленийах собственного внутреннего мира, коим она придаед высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальнайа пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивнайа разработка проблем экстраверсии - интраферсии велась в теорийах личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типаф личности, а как непрерывнайа шкала, выражающайа количественное соотношение свойств экстраверсии - интраферсии у конкретного субъекта. В самой популйарной из них концепции Г. Айзенка - параметр экстраверсии - интраферсии в сочетании с параметром невротизма (эмоционально-волевайа устойчивость - неустойчивость) образуют два главных измеренийа личности, определйающие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в оснафе этой концепции, создавал серьезные трудности в причинном объйаснении многочисленных пройавлений экстраверсии - интраферсии, в содержании коих некритично объединйались разнородные характеристики личности - от импульсивности, агрессивности до идеологических устанафок и политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интраферсийа и экстраверсийа - не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы. Их неправомерно противопоставлйать как «мыслйащий» и «чувствующий» типы личности, ибо адекватнайа интерпретацийа требуед участийа и аффективных, и познавательных механизмаф. В отечественной психологии пройавленийа экстраверсии - интраферсии рассматриваютсйа как свойства темперамента - как динамические, а не содержательные характеристики процессаф психических, служащие предпосылкой развитийа специфически личностных качеств.

Словарь практического психолога

ИНТРОВЕРСИЯ - 1. Обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие - экстраверсия. 2. Согласно З. Фрейду - постоянное и необходимое условие всякого заболевания психоневрозом; у него термин применяется в нескольких различных значениях:
1) постоянное отклонение либидо и его направление на Я;
2) отход либидо от возможного реального удовлетворения и его усиленный приток к безобидным до того фантазиям.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАУСТИТЕЛЬ
ПОНЕДЕЛЬНИЧНЫЙ
МАТЬ
СОПУТСТВОВАТЬ
ЛАГУНА
ГИПНОТИЗИРОВАНИЕ
ПРЕДМЕСТНИК
ТАМАНГИ
НРАВ

ИНТРОВЕРСИЯ

ШКАЛА ВЕКСЛЕРА
ЛИТАВРЫ
ОГОЛЕТЬ
ПОДПИ
ГЕРШУНИ Г
ГРЕБЕНЬ
ГАРМ
КОНСУЛЬТАНТ
СЦЕПЩИК


ИНТРИЖКА назад содержание далее ИНТРОВЕРТИВНЫЙ
Хостинг от uCoz