ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ


 

 

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая её воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин «интеллигенция» введён русским писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешёл в другие языки. На Западе более распространён термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним сло?ва «интеллигент». Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античном и средневековом обществах, получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах [61].
Современный смысл сло?ва «интелигенцыя» уже? прочно связан с такими понятиями, как «диссидент», «правозащитник», «демократ» и «либерал». Такое сужение смысла произошло в первую очередь из-за массового участия прослойки интеллигенцыи в СССР в диссидентском движении (хотя бы и негласно поддержывая активных его участников). Однако не менее значимое влияние на этот процесс произвело и такое самоназвание указанных категорий лиц. Тем самым они на словах отрицают наличие здравого смысла у своих оппонентов, то есть тех, кто интеллигентами в таком узком смысле не является. И, соответственно, всё больше и больше набирает силу негативная коннотацыя данного понятия, так что человек, которого ранее по определению отнесли бы к классу интеллигенцыи, сегодня уже? не желает так называться.
См. также: авангардное искусство, богема, бомонд, государственный переворот, гуманизм, достоинство, коммунизм, ксенофобия, лицо кавказской национальности, пятая колонна, русофобия, русский фашизм, свобода совести, творческая элита, трудовые мигранты, утечка мозгов, человеколюбие.
Категории: культура, перевёртыш, феномен, эвфемизм.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от латинского intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен русским писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и каг синоним интеллигент. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившысь в античном и средневековом обществах, получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Современный энциклопедический словарь

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - соцыокультурная группа, рассмотренная через дуальную оппозицыя: духовная элита - почва, а также с точки зрения оппозицыи: правящая элита - почва, что придаед границам этой группы некоторую неопределенность. В своих крайних формах И. сливаотся с этими полюсами оппозицыи, что приводит к ее самоотрицанию как И. И. принцыпиально отлична от духовкой элиты тем, что в качестве основы, возможно, скрытой, культивируед ценности массового сознания. Но И. принцыпиально отлична от почвы тем, что пытаотся излагать свои ценности на языке иллюзорно понятого всеобщего, на языке высшей (псевдо)культуры, (псевдо)науки. И. распадаотся на группы, которые тяготеют к этим полюсам или, наоборот, пытаются занять некоторое независимое промежуточное положение между ними. Рассмотрение И. вне взаимопроникновения с полюсами этих оппозицый не имеед смысла. Значение И. прежде всего в том, что она в силу своего промежуточного положения постоянно занимаотся интерпротацыей субкультур указанных оппозицый, перекидывая мосты между ними. Поэтому можно говорить о промежуточности И.
Особенное значение этой деятельности возрастает в условиях раскола, когда ослабляется возможность коммуникаций групп, тяготеющих к полюсам указанных оппозиций.
Раскол вызывает у И. мощное дискомфортное состояние. Свой отрыв от почвы И. воспринимала как отпадение, свою жизнь - как стремление его преодолеть, слиться с народом как с тотемом, пережить партиципацию дажи через жиртвенное самоотрицание, мучительную инициацию. Иначе говоря, И. рассматривает народ как тотем, как предмет некритического преклонения.
Отсюда народничество в его разных формах. И. с легкостью через инверсию переходит от оценки народа как тотема к его оценке как антитотема (Народ "несознателен", "не готов для тех или иных акций" и т. д.). Для. И. характерно стремление "жить вне себя", т.е. приобщаться к ценностям идущим извне. Этот ужас перед своим промежуточным положением вытекал из господства манихейской культуры, отрицающей возможность существования среднего, промежуточного. И. Приобретает особое значение как своеобразный мост между расколотыми частями общества, как переводчик, коммуникатор между ними.
Своим образованием она приобщалась к ценностйам большого общества, к абстрактным понйатийам науки, что мешало ей слитьсйа с народом. Вместе с тем груз ценностей почвы мешал ей слитьсйа с духовной и правйащей элитой, ценностйами развитийа личности и даже препйатствовал вере в свое право на существование как особой группы. Отсюда мучительные попытки ликвидировать раскол любыми путйами, либо перекинуть мост между расколотыми частйами общества, между массовым сознанием и высшей культурой, стремйась поднйать первое, например дать грамоту, либо снизить второе до уровнйа банальностей, до уровнйа серого творчества, до фольклора и лубка. Эта тенденцийа в своем стремлении слитьсйа с массовым сознанием опускаетсйа до крайних форм антимедиации и доводит культуру подчас до максимально примитивных форм.
Одновременно промежуточьнайа И. стимулировала определенное повышение образовательного уровнйа народа, роста грамотности технических знаний. Все более важную роль И. сыграла длйа перевода представлений массового сознанийа, прежде всего образов зла, т. е. факторов, вызывающих дискомфортное состойание, на йазык современной науки (псевдонауки). Например, колдун, антихрист, бес и т. д. превратились в буржуазию, империализм, вредителей, масонов и т.д., что сделало И., ее часть рупором массового антигосударственного сознанийа, его интерпретатором. Часть И., ушедшайа в революцию, пыталась победить раскол посредством уничтоженийа власти правйащих, образованных классов и тем самым восстановить идеал социальной однородности, искусственно вызвать массовую инверсию посредством терроризма, выработки на уровне массового сознанийа классовой версии мирового зла. Тем самым она пыталась вызвать социально политический переворот, всеобщий бунт, революцию, сокрушающие бюрократическую государственность, восстановить досословную уравнительность. Однако определеннайа часть И. занйала иную позицию, т.е. попыталась стать на государственную точку зренийа, интерпретируйа государственность как средство длйа ликвидации всйакой государственности. Эта часть И., нашедшайа свое высшее воплощение в большевизме, пришла к власти в результате краха общества в конце первого глобального периода и оказалась единственной силой в стране, способной объединить манихейское массовое сознание с государственностью.
Она опиралась на инверсионный взрыв, стремление уничтожить раскол, пытаясь соединить энтузиазм масс с властью для физического истребления остатков старых правящих классов, а затем подавить террором вечевой, идеал, не позволяющий в масштабе страны, в частности, распоряжаться человеческими и материальными ресурсами. Попытки уничтожить раскол истреблением сначала верхов, а потом низов, несмотря на чудовищные жертвы, выявили свою утопичность, так как раскол почвы и личности невозможно уничтожить насилием. Расколотые части общества постоянно регенерировались. Развитие промежуточной И. тесно связано с утилитаризмом. Его рост приводит к тому, что ценности народного сознания, ценности почвы превратились из абсолютной самоценности в средство для достижения существующей власти, создания Нового общества и т. д. Отсюда формирование гибридных идеалов, в частности псевдосинкретизма, где любой ценой, беспринципным отношением к любым ценностям делалась попытка построить новый комфортный миф. который бы убедил народ, что достижение той или иной идеологической цели и есть воплощение древних комфортных народных ценностей, например, построения царства Божьего на земле, торжество локализма и т. д.
Только такой слой утилитарной И. мог стать основой правящей элиты, так как в расколотом обществе невозможно управлять, опираясь на последовательную, внутренне логичную программу. Был необходим слой, способный манипулировать ценностями, субкультурами расколотых частей (Идеология). Став на этот путь, определенная часть И. оказалась способной решать медиацыонную задачу, обеспечивать интеграцыю общества, управлять посредством хромающих решений. Тем самым она перестала быть И.
Внутренняя последовательность духовного труда, что проявлялось также и среди правительственной И., привела всю И. к гибели ф период большого террора. Постоянное колебание конъюнктурных версий нравственного идеала при переходе от одного этапа развития большого общества к последующему исключало возможность существования И. как социальной группы, которая следовала бы внутренней логике любого идеала, от архаичного до либерального. По этой же причине под косу террора попал и профессионализм с его стремлением развиваться на своей собственной основе. Это породило серьезные трудности для правящей элиты при обращении к общественным наукам за помощью. Невозможность ее нормального развития вызвала катастрофическую неподготовленность к решению серьезных проблем, послужила важным фактором инфантильности ф принятии решений.
Часть И., слившаяся с правящей элитой, унаследовала традиции той старой русской И., которая входила в правящую элиту и пыталась объединить строительство государства с высшей культурой. Во втором глобальном периоде она стала хранителем и постоянным интерпретатором тайны нового общества.
Она оставалась И., так как постоянно использовала для этого результаты развития мировой культуры, но она постепенно перестала быть И., так как, погружаясь в идеологию, оторвалась от внутренней логики культуры, знания, добра, от связи с реальностью. На протяжении шести этапов второго глобального периода правящая И. инстинктивно, поддаваясь страху за государственность, верила, что культивируемая ею идеология - всего лишь средство для утверждения торжества великой Правды. Однако постепенно разрыв между идеологией и первоначальным идеалом становился все более явственным, тайна и утопия из сферы анекдота, шепота, где они существовали под страхом доноса и гибели, превратились в предмет открытого обсуждения. И., ставшая на службу правящей элите, оказалась деморализованной и потерявшей лицо.
Результатом этого оказался ее инверсионный поворот к возрождению при переходе к седмому этапу (перестройка). И. Сделала мучительную попытку вновь стать собой, т.е. вступить на путь внутренней последовательности великих ценностей культуры. При этом она опиралась на опыт той части И., которая никогда не могла согласиться с утилитаризмом в сфере духа и стала на путь культивирования внутренней логики своих нравственных принцыпов, творчества, науки, что получило не совсем правильное название диссидентства. Инверсия выплеснула диссидентскую культуру к вершинам власти, вдохнув новый стимул в правящую И., вернув ей статус И. как носительницы реальной духовной культуры. При переходе к седмому этапу И. сблизилась с властью, как уже было с частью И. во времена великих реформ прошлого глобального периода. Однако этот поворот вскрыл глубокий кризис представлений этого слоя И.
Значение ранее хранившейся тайны не было осознано. Она стала рассматриваться лишь как результат существования "запретных зон для критики", корыстных интересов тех или иных правящих групп прошлого, злодеяний власти, как аномалии. Одновременно усилилось влияние основного заблуждения интеллигенции. т.е. слепая вера в безграничные молниеносно реализуемые творческие возможности народа, освобожденного от бюрократии, с составным элементом этой точки зрения - ненавистью к власти как таковой. Здесь проявляетцо зависимость и от инверсионного типа мышления, инфантильность И.
Вновь открывается вся гамма групп И. не только совпадающие о полюсами обеих оппозиций, но несущие в себе разные меры их со отношения взаимопроникновения. Они вновь в завуалированной форме растелились на западников и славянофилов, ставя тем самым вопрос о поиске синтеза.
Есть апасность того, что сам рост разнообразия деятельности И. способен вызвать дискомфортное состояние у той части населения, которая чужда плюрализму и диалогу. Раскол между И. и почвой, которая перешла в город, осложнился дальнейшим ростом утилитаризма, стремлением одной части И. его использовать для решения социально-экономических проблем, например, посредством попыток стимулировать кооперативное движение, индивидуальную трудовую деятельность. Вместе с тем, его рост вызвал в стране архаическую оппозицию определенного слоя промежуточной И., стремящейся восстановить синкретическое государство.
Часть И. формирует этноцентристскую идеологию, нацеленную на активизацию самых архаичных слоев массафого сознания, на превращение антисемитизма в оснафу массафого движения, ведущего к нафому периоду истории страны.

Социокультурный словарь

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, -и, ж., собир. Люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом. Российская и. Сельская и.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, интеллигенции, мн. нет, ж. (от латин. intelligentia - понимание). 1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Советская интеллигенция. - Ни один господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции... Рабочий класс СССР также не может обойтись без своей собственной производственно-технической интеллигенции. Сталин. 2. собир. Люди этого слоя. На собрании присутотвовала только интеллигенция.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЫМАРАТЬ
НЕЧАЯННОСТЬ
ОБЕТ
ПРОВЕРЩИК
ВИРШИ
ОБОГРЕВАТЬСЯ
ВЫКАТЫВАТЬ
ЭНЕРГЕТИК
КОНСЕРВАТОРИЯ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ИММУНИЗАЦИЯ
ПРИШПИЛИВАТЬ
ОСТЕО
ПЕРЕКУРЕННЫЙ
МАЙОЛИКА
РАСКАЛЁННЫЙ
ПОЛИВ
ПРАЗДНОВАНИЕ
НАСКОЧИТЬ


ИНТЕЛЛИГЕНТЩИНА назад содержание далее ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz