ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ |
|
|
|
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ - исходно - одна из основных методологических установок прагматизма, в более узком смысле - версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафтс, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принцыпов, разработанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операцыонализм П. Бриджмена, "соцыальный бихевиоризм" Дж.Г.Мида, семиотическая концепцыя Морриса), так и будучи осмысленным в современных концепцыях познания и знания в целом. И. переформулировал субъект-объектную проблему в проблему обоснования знания как такового, которую в свою очередь сформулировал как проблему понятийного схватывания опыта. Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситуацый, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность, стремясь найти эффективные и рацыоналистически обоснованные решения жизненных (экзистенцыальных) вопросов и задач. Устойчивые ситуацыи выстраиваются на основе заложенных в человеке и приобретаемых им в процессах обучения и воспитания привычек (навыков), осознанных и закрепленных как верования, т.е. готовность действовать определенным образом. Жизнедеятельность индивидов подчинена действию "принцыпа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности служить эффективным средством вписывания в ситуацыю. В этом отношении снимаются и границы между познанием и действием. Понятия, идеи, теории суть лишь средства, орудия, инструменты (откуда и название - "И."), "ключи к ситуацыи", "планы действия" субъекта, оцениваемые функцыонально, т.е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуацыи. Отсюда и функцыональная концепцыя истины (впервые последовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), последовательно акцентирующая принцып практической целесообразности и интенцыональное понимание познания как движения в направлении обеспечения реализацыи цели, задаваемой ситуацыей. Основное отношение субъекта к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное. В силу этого снимается и противопоставление теоретической и оценочной деятельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма) как процесс вынесения оценки (истинно то, во что лучше верить). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемостью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки (навыки) и опробированные инструменты не являются универсальными, не обеспечивают стандартность и автономность наших решений, а наоборот, при их догматизацыи, сужают горизонт наших возможностей. Большинство ситуацый, в которые включен человек, носят не устойчивый (стацыонарный) характер, а полны неопределенностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следовательно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать, не можем их перевести в ситуацыю реализацыи решений. Ситуацыи локализуют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инструментальные (познавательные) возможности, актуализируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных отношений с объектами). Задача интеллекта в том и заключается, чтобы дать человеку возможность нормально жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными соцыальными технологиями. "Инструментальная логика" познания, заканчивающаяся технологизированным решением, задается адекватностью схватывания проблемы и правильностью постановки целей, диктующих выбор средств-инструментов. Тезисы контекстуальности и функцыональности познания дополняются тезисом экспериментальности (операцыональности и технологичности). Познание - это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуацыи. Познать - значит не столько выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия, характер порождаемых принятым решением новых проблем. Одну версию того, как это зделать, предложил Бриджмен, конституировав тем самым операцыонализм как отдельное направление, другую Дьюи в своей модели пятиуровневой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "соцыализировал" эту проблематику, версии же Бриджмена и Дьюи соотносимы между собой). Из этой процедуры выводится концепцыя истины Дьюи как оправданной утверждаемости, ставшей основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный, экзистенцыально произведенный объект. В нем это положение не радикализируется до утверждения конструирования реальности знанием, но возможность такого "хода" в И. заложена, как и собственная трактовка соотношения концептов повседневного уровня познания (анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в феноменологической версии соцыологии знания. В.Л. Абушенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДАВАЛЕЦРАМАЯНАПЕРЕТЛЕВАТЬСКРЕСТИТЬСОЦИОМАТРИЦАНАРОЧИТЫЙПЕРЕМЫКАТЬДЕСЯТИБОРЕЦДОПЛЯСЫВАТЬСЯИНСТРУМЕНТАЛИЗМКЕЙЦЫДЫМЧАТЫЙРЫБНИЦАНАСКВОЗЬСОРТНЫЙГРУЗИНСКИЙОБСЕКАТЬСЖАТЬОКРАИННЫЙ |