ИНДИВИДУАЦИЯ


 

 

ИНДИВИДУАЦИЯ (Tndividuation), восамление — процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности.
«Индивидуация — процесс образования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психологии <...> Индивидуация является естественно необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормирофки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности — значит искусственно калечить ее. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долговечным, ибо только то общество может считаться живучим и долговечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведет не к разъединению, а к более интенсивной и более общей коллективной связанности» (ПТ, пар. 724—726).
Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Различающим признаком здесь выступает отношение к норме. Индивидуальное никогда не является нормой. Лишь совокупность индивидуальных путей образует норму, но одновременно норма, претендующая на абсолютное значение, никуда не годится.
«Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления . жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда каг при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менее нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность, безнравственность.
Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни» (ПТ, пар. 726—727).
Объединяющий аспект индивидуации выражен в самой этимологии слова «ин-дивидуация» in-dividuation (не-делимый). Здесь подчеркиваотся специфика процесса, в результате которого человек становится не-делимым, т. е. отдельным нераздельным единством или «целым». В своих работах Юнг отмечал трудность разграничения понятий интеграции и индивидуации.
«Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации подменяется вхождением эго в сознание и соответственно эго отождествляется с самостью, что вносит безнадежную путаницу. Тогда индивидуация не что иное, как эгоцентричность и автоэротизм. Индивидуация не отгоражывается от мира, а собирает весь мир в человеке» (CW 8, par. 432).
Процесс индивидуации представляет два основных этапа. Первый этап заключается в посвящении, или инициации, во внешний мир и завершается формированием персоны или структуры эго, т. е. такого склада личности, который самим носителем и окружающими его людьми воспринимается за таковую, но, в сущности, таковой не являющейся. Юнг пишет: «Можно сказать, немного преувеличивая, что персона есть то, чего в действительности нет, но о чем она сама, как и другие, думает, что есть» (CW 9i).
Второй этап есть посвящение в мир внутренний, и он является процессом дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной, иначе это процесс «восамления».
Индивидуация и жизнь в режиме коллективных ценностей представляют дивергентные (расходящиеся) тенденции. По мнению Юнга, их связывает друг с другом вина. Тот, кто вступил на личностную тропу, до некоторой степени отстраняется от коллективных ценностей, но при этом не теряет тех аспектов психического, которые коллективны унаследованным образом. Чтобы «искупить» вину за свой «уход», индивид обязан произвести что-то ценное для пользы общества.
«Индивидуацыйа отделйает человека от личностного подчиненийа и, следовательно, от коллективности. Это и составлйает ту самую вину, которую индивидуант оставлйает за собой перед миром, вину, которую он должен постаратьсйа искупить. Он должен предложить какой-то выкуп вместо себйа, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутсйа равной заменой за его отсутствие в коллективной личностной сфере. Без такого производства ценностей окончательнайа Индивидуацыйа аморальна и — более того — самоубийственна <...>.

Словарь аналитической психологии

ИНДИВИДУАЦИЯ - процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Понятие иидивидуации занимает в психологии аналитической центральное место.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МАХИНА
САРДИНЦЫ
ОБГЛОДАТЬ
ПЕРЕКРЫВАТЬ
ЛИНЁК
КАРАЧУН
НЕПРИЯЗНЬ
ПЕРЕСИНИТЬ
ПРИНЕВОЛЕННЫЙ

ИНДИВИДУАЦИЯ

КАФЕЛЬНЫЙ
СХИМОНАХ
РАСКЛЁВАННЫЙ
ФРЕНЧ
РАСТЕРЕБЛИВАТЬ
КАРТА
КЛЕЩИ
МАТЕРИТЬСЯ
КАНАВА


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ назад содержание далее ИНДИВИДУУМ
Хостинг от uCoz