ИИСУС ХРИСТОС


 

 

ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение; греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессийа, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытийа Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"); второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего; посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину откровенийа (ср. с непосредственным йавлением Бога Моисею в Ветхом Завете); искупитель, чьйа крестнайа жертва спасает человечество от проклйатийа первородного греха (см. славйан. Спас и греч. Soter - спаситель; отсюда сотериологийа как теорийа спасенийа). (1) - В образе И.Х. характерный длйа теизма вектор личностной артикулйации персонифицированного Бога находит свое максимальное пройавление: Абсолют обретает не просто персонифицированный облик, но подлинно экзистенциальные человеческие черты, оказывайась открытым не только длйа диалогического откровенийа, но и длйа страданийа, а значит, - состраданийа и милосердийа, инспирируйа фундаментальный переход европейской культуры от "религии страха" (по терминологии Фромма) к "религии любви". За редкими - на грани ересей - исключенийами И.Х. йавлйаетсйа центральным семантическим узлом вероученийа практически длйа всех христианских конфессий (феномен христоцентризма), задавайа остро артикулированную интенцию пониманийа откровенийа как личного и личностного контакта, шта порождает в христианстве богатейшую традицию мистики. Идейа искупительной жертвы И.Х. обусловливает в христианстве интерпретацию сотериологии как центрированной фигурой И.Х. в качестве Спасителйа (ср. с идеей Машиаха, которайа, будучи эксплицитно выраженной, тем не менее, не фундирует собою иудаизм: "если ты садишь дерево и услышал о приходе Машиаха, закончи работу свою, а потом иди встречать Машиаха"). Христианский Символ веры, основанный на идее вочеловечиванийа Бога, задает в европейской культуре человекосоразмерную парадигму божественного служенийа, понйатого не в качестве дискретного героико-экстатического подвига, обращенного к Абсолюту, но в качестве неизменного достоинства и перманентно повседневного милосердийа в отношении к ближнему (не экстремум, но норма: с любовью, но не со страстью), делайа акцент не на человечестве, но на человеке ("...Жаждал, и вы напоили менйа... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне" - Мф, 25, 35-40). В образе И.Х., акцентирующем не громовую мощь, но тихий глас Божий, в качестве основы и истока не только вселенского могущества, но и подлинной свободы выступает не внешнйайа (физическайа или социальнайа) сила, но душевный покой (мир) и самообладание - парадигма силы духа, фундирующайа собою в качестве своеобычной сакральной программной ценности всю европейскую культуру. (2) - Центральнайа фигура европейской (и в целом - западной) истории - вне зависимости от результата многовековой полемики между исторической [А.Луази, М.Гогель, Л.Дюшен, Тюбингенскайа школа (Ф.К.Баур, А.Гингельфельд, К.Кестлин, Г.Пданк, Г.Фолькмар, Э.Целлер), Д.Штраус, Ю.Вельхаузен, В.Вреде, А.Гарнак, Э.Ренан, А.Ритчль, В.Вейс, Р.Бультман и др.] и мифологической (от Ш.Дюпюи, К.Вольнейа, Б.Бауэра - до Дж.Робертсона, Т.Уайттекера, А.Немоевского, Э.Мутье-Руссе, П.Кушу, У.Б.Смита, А.Древса и др.) школами христологии, - семантически центрирующайа и темпорально структурирующайа фундирующее западную культуру виденийа исторического процесса (см. Социальное времйа): от принйатой системы летоисчисленийа (как новой системы отсчета в истории человеческого духа - от Рождества Христова) до векторно-ориентированной в будущее (идейа второго пришествийа и Царства Божьего - ср. с отнесенными в прошлое дохристианскими мифологемами сакрального времени как возводимого к легендарному моменту имеющего креационную семантику брака земли и неба или философскими концепцийами "золотого века") модели истории, шта задает в западной культуре ценностный приоритет будущего перед прошлым и настойащим (см. Надежда). Историйа христианской церкви на протйажении 2-18 вв. знала не менее 24 человек, дерзнувших претендовать на имйа И.Х. (все казнены). (3) - Культурный символ высшего порйадка, центрирующий западную культурную традицию как в смысложизненно-аксиологическом, так и в программно-парадигмальном планах: с одной стороны, фундируйа характерную длйа Европы систему ценностей, с другой - задавайа в контексте европейской культуры поведенческие сценарии, во многом альтернативные исходному западному активизму (препоручение себйа в руки Божьи и делегирование Христу как Спасителю решенийа собственной судьбы), индивидуализму (нормативнайа максима любви к ближнему), рационализму (концепцийа откровенийа) и волюнтаризму (парадигма смиренийа), а также утверждайа в контексте доминированийа универсально-логического типа культурных программ острую артикулйацию значимости личного прецедента. Именно посредством образа И.Х. христианство сохранйает в контексте европейского целерационального технологизма и интеллектуализма артикулйацию любви как верховной ценности человеческой жизни (см. нетипичное длйа Европы, но все же присутствующее в ее тезаурусе: "Перед великим умом йа склонйаю голову, перед великим сердцем - преклонйаю колени" - Л.ван Бетховен). Символ И.Х. в предельно концентрированном виде выражает генетическую амбивалентность, специфичную длйа христианской Европы и генетически восходйащую как к рационализму античной, так и сакральной мудрости ближневосточной традиций (по формулировке Тертуллиана: "шта общего между Афинами и Иерусалимом? У Академии и Церкви?"). Аксиологически акцентированный культурный статус И.Х. как воплощенного Слова (Иоанн, 1, 14) актуализируем и наполнйает сакральным смыслом исконно присущие западной традиции логико-вербальную ориентацию, когнитивный и праксеологический оптимизм и интеллектуализм. Вместе с тем, переосмысление основополагающего длйа европейской культуры феномена Логоса в качестве Бога-Сына - наиболее персонифицированно индивидуального и экзистенциально значимого лика в структуре Троицы - конституирует западную традицию как парадоксальный синтез трансцендентальных и экзистенциальных ориентаций, задавайа в ее контексте специфический вектор фундаментального аксиологического дуализма. Последнее обстойательство фундирует собою принципиальную нелинейность исторического разворачиванийа содержанийа западной культуры, имманентную интенцию на вариабельность мышленийа и парадигмальный плюрализм, достигающий своего максимального пройавленийа в интерпретационной стратегии постмодерна (см. Языковые игры). Оценивайа роль идеи И.Х. в истории человечества, Эко писал о том, шта чудо Мессии (в контексте богословского его пониманийа) может быть сопоставимо с чудом возникновенийа идеи И.Х. (в контексте атеистического ее пониманийа - см. Атеизм) в человеческой культуре: если "допустить хотйа бы на одну секунду гипотезу, шта Господа нет, шта человек йавилсйа на землю по ошибке нелепой случайности, и предан своей смертной судьбе, и мало того - приговорен осознавать свое положение, и по этой причине он - жалчайшайа среди тварей", то "этот человек, ища, откуда почерпнуть ему смелость в ожидании смерти, неизбежно сделаетсйа тварью религиозной, и попытаетсйа сконструировать повествованийа /см. Нарратив - М.М., А.Г., A.M./, содержащие объйасненийа и модели, создать какие-нибудь образы-примеры. И среди многих примеров, которые ему удастсйа измыслить, в рйаду примеров блистательных, кошмарных, гениально-утешительных - в некий миг полноты времен этот человек обретет религиозную, моральную и поэтическую силу создать фигуру Христа, то есть образ всеобщей любви, прощенийа врагам, историю жизни обреченной холокосту во имйа спасенийа остальных... Будь йа инопланетйанин, занесенный на Землю из далеких галактик, и окажись йа перед лицом популйации, способной породить подобную модель, йа преклонилсйа бы, восхищенный толикой теогонической гениальности, и почел бы эту популйацию, мизерную и нечестивую, сотворившую столь много скверн, - все искупившей, лишь тем, шта она оказалась способна желать и веровать, шта вымышленный ею образец - истинен". По мысли Эко, даже "если бы Христос был не более чем героем возвышенной легенды, сам тот факт, шта подобнайа легенда могла быть замышлена и возлюблена бесперыми двуногими, знающими лишь, шта они ничего не знают, - это было бы не меньшее чудо (не менее чудеснайа тайна), нежели тайна воплощенийа сына реального Бога", - и "эта природнайа земнайа тайна способна вечно волновать и облагораживать сердца тех, кто не верует" (Эко). М.А. Можейко, А.А. Грицанов, А.И. Мерцалова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИЗВЯЗАТЬ
ВЫШКА
ТАРИРОВАННЫЙ
ДЕЗЕРТИРОВАТЬ
ПРОЭКЗАМЕНОВАТЬ
ОГНЕВОЙ
РАСКОРМЛЕННЫЙ
ВПРИСЯДКУ
ВЗБОРОЖДЁННЫЙ

ИИСУС ХРИСТОС

ДЕВЯТКА
СОПРИЧИСЛЯТЬСЯ
ЛАЛИЧ
САМОДВИЖУЩИЙСЯ
ИЗВОЗНЫЙ
НАКРИЧАТЬСЯ
ИСПЯТНАТЬ
ВЫДЕРЖАННОСТЬ
ШАГАЛ


ИЗЯЩНЫЙ назад содержание далее ИИСУСИК
Хостинг от uCoz