ИДЕЯ |
|
|
|
ИДЕЯ (Idea; Idee) — в психологии мысль или когнитивный процесс, непосредственно не являющиеся сенсорными по своей природе; ментальное содержание, суть которого не сводима к перцептивному процессу. ИДЕЯ (греческое idea), 1) первоначально в древнегреческой философии "то, что видно", "видимое" (каг и эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, Бог). 2) Мысль, представление. 3) Намерение, план. Современный энциклопедический словарьИДЕЯ - 1. Мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней. 2. Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения. 3. Мысль, замысел, намерение, план. 4. Мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо. Словарь практического психологаИДЕЯ - понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. каг идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое время И. рассматриваются преимущественно гносеологически, каг одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма. Докантовский рационализм рассматривал И. каг "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту. Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал каг пассивное отражение действительности. В философии Канта И. - это понятие разума, которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом каг принципы, задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность. В философии 20 в. слово "И." практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь каг синоним термина "понятие". (См. также Эйдос.) А.В. Филиппович Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЯБЕДНИЦАФИЗИОЛОГИЯСНОРОВИТЬМАКАРОВА ЛИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕДОБАВИТЬСЯВОСПРИНЯТЫЙСЕЛЁДОЧНЫЙОБЕРЕГИДЕЯБУЯНИТЬАЗБУЧНЫЙСПЛЁВЫВАТЬСЯОТХЛЁСТАННЫЙМОСКОВСКИЙ ТЕАТРПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВООТВЕРГНУТЫЙОТБЛЕСКОПУСТЕЛЫЙ |