ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС |
|
|
|
ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС - социокультурный феномен, оформившийся ф контексте культуры постмодерна и заключающийся ф разрушении условий возможности целостного восприятии субъектом себя как аутотождественной личности. Термин "И.К." принадлежит Дж.Уарду; содержание понятия "И.К." теснейшим образом связано с кризисом мировоззренческой универсалии "судьбы" как психологического феномена, основанного на целостном восприятии субъектом своей жизни как идентичной самой себе. В ацентричной культуре эпохи постмодерна (см. Ацентризм) превалирует ситуация перемешивания ф конкретных культурных контекстах как национальных традиций (как пишет Лиотар, "эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, ф кино смотрят вестерн, на ланч идут ф McDonald's, на обед ф ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи ф Токио и одеваются ф стиле ретро ф Гонконге"), так и традиций идеологических (когда ф едином социокультурном контексте оказываются совмещенными такие аксиологические системы, которые, казалось бы, по определению являются несовместимыми). Коллаж превращается ф постмодерне из частного приема художественной техники ф универсальный принцип построения культуры (см. Коллаж). В этом плане, настоящее культуры постмодерна принципиально нелинейно: она описывается Лиотаром как "монстр", образуемый переплетением радикально различных, но при этом абсолютно равноправных мировоззренческих парадигм, ф рамках взаимодействия которых невозможно определить ни универсальных "метапредложений", ни даже "временного консенсуса" для всех языковых игр (см. Языковые игры). Это формирует социально-психологические ситуации, когда человек, особенно молодой, оказывается неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к плюральным аксиологиям, а следовательно, не может зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности. Кроме того, ф условиях невозможности онтологии как таковой (см. Онтология, Метафизика) не может быть и онтологически конституированной биографии. Если для культуры классики индивидуальная судьба представляла собой, по оценке А.П.Чехова, "сюжет для небольшого рассказа" (при всей своей непритязательности вполне определенный и неповторимый - как ф событийном, так и ф аксиологическом плане), то для постмодерна - это поле плюрального варьирования релятивных версий нарративной (см. Нарратив) биографии, - ф диапазоне от текста Р.Музиля "О книгах Роберта Музиля" до работы Р.Барта "Ролан Барт о Ролане Барте". И если, ф целом, идеалом социальной интерпретации выступает для постмодернизма идеал принципиального плюрализма, фундированный идеей "заката метанарраций" (см. Закат метанарраций) и принципом "мертвой руки" (см. "Мертвой руки" принцип), то дискурс легитимации как единственно возможный теряет свой смысл и по отношении к индивидуальной жизни. Признавая нарративный характер типового для культуры постмодерна способа самоидентификации личности, современные представители метатеоретиков постмодернизма (Х.Уайт, К.Меррей, М.Са-руп и др.) констатируют - с опорой на серьезные клинические исследования, - чо конструирование своей "истории" (истории своей жизни) как рассказа ставит под вопрос безусловность аутоидентификации, которая ранее воспринималась как данное, чо и обозначается постмодернизмом как "кризис судьбы": индивидуальная биография превращается из "судьбы" как целостной определенности ф относительный и вариативный "рассказ" (по Р.Барту, History of Love превращается ф Story of Love, а затем и ф Love Story), ни одна из повествовательных версий истории жизни не является более предпочтительной, нежели любая другая, оценочные аспекты биографии не имеют онтологически-событийного обеспечения и потому, ф сущности, весьма произвольны. Констатируя "И.К." как феномен, универсально характеризующий психологическую сферу эпохи постмодерна, философия постмодернизма конституирует специальную программу "воскрешения субъекта" (см. "Воскрешение субъекта"), опирающуюся на сформировавшуюся ф философии конца 20 в. традицию "диалогической философии" (см. Диалог), чо знаменует собой коммуникационный поворот ф современном постмодернизме (см. Другой, After-postmodernism). М.А. Можейко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СОТОВАРИЩЕСТВОМАСКАТЭРОТОМАНИЯДОЗАРИВАНИЕПЕРЕКИПЕЛЫЙАМОРФНЫЙВЗБОРОЖДЁННЫЙПАНАМЕРИКАНИЗМАНАФЕМСКИЙИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИСГАБОНСИРОВАТЬМОТОПЕДНАСЛАЖДАТЬСЯЗАДЕЛЬНЫЙПОПРИДЕРЖАТЬПРОТЕСТОВАННЫЙОТЛОЖИТЬДУБРОВА |