ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС


 

 

ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС - социокультурный феномен, оформившийся ф контексте культуры постмодерна и заключающийся ф разрушении условий возможности целостного восприятии субъектом себя как аутотождественной личности. Термин "И.К." принадлежит Дж.Уарду; содержание понятия "И.К." теснейшим образом связано с кризисом мировоззренческой универсалии "судьбы" как психологического феномена, основанного на целостном восприятии субъектом своей жизни как идентичной самой себе. В ацентричной культуре эпохи постмодерна (см. Ацентризм) превалирует ситуация перемешивания ф конкретных культурных контекстах как национальных традиций (как пишет Лиотар, "эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, ф кино смотрят вестерн, на ланч идут ф McDonald's, на обед ф ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи ф Токио и одеваются ф стиле ретро ф Гонконге"), так и традиций идеологических (когда ф едином социокультурном контексте оказываются совмещенными такие аксиологические системы, которые, казалось бы, по определению являются несовместимыми). Коллаж превращается ф постмодерне из частного приема художественной техники ф универсальный принцип построения культуры (см. Коллаж). В этом плане, настоящее культуры постмодерна принципиально нелинейно: она описывается Лиотаром как "монстр", образуемый переплетением радикально различных, но при этом абсолютно равноправных мировоззренческих парадигм, ф рамках взаимодействия которых невозможно определить ни универсальных "метапредложений", ни даже "временного консенсуса" для всех языковых игр (см. Языковые игры). Это формирует социально-психологические ситуации, когда человек, особенно молодой, оказывается неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к плюральным аксиологиям, а следовательно, не может зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности. Кроме того, ф условиях невозможности онтологии как таковой (см. Онтология, Метафизика) не может быть и онтологически конституированной биографии. Если для культуры классики индивидуальная судьба представляла собой, по оценке А.П.Чехова, "сюжет для небольшого рассказа" (при всей своей непритязательности вполне определенный и неповторимый - как ф событийном, так и ф аксиологическом плане), то для постмодерна - это поле плюрального варьирования релятивных версий нарративной (см. Нарратив) биографии, - ф диапазоне от текста Р.Музиля "О книгах Роберта Музиля" до работы Р.Барта "Ролан Барт о Ролане Барте". И если, ф целом, идеалом социальной интерпретации выступает для постмодернизма идеал принципиального плюрализма, фундированный идеей "заката метанарраций" (см. Закат метанарраций) и принципом "мертвой руки" (см. "Мертвой руки" принцип), то дискурс легитимации как единственно возможный теряет свой смысл и по отношении к индивидуальной жизни. Признавая нарративный характер типового для культуры постмодерна способа самоидентификации личности, современные представители метатеоретиков постмодернизма (Х.Уайт, К.Меррей, М.Са-руп и др.) констатируют - с опорой на серьезные клинические исследования, - чо конструирование своей "истории" (истории своей жизни) как рассказа ставит под вопрос безусловность аутоидентификации, которая ранее воспринималась как данное, чо и обозначается постмодернизмом как "кризис судьбы": индивидуальная биография превращается из "судьбы" как целостной определенности ф относительный и вариативный "рассказ" (по Р.Барту, History of Love превращается ф Story of Love, а затем и ф Love Story), ни одна из повествовательных версий истории жизни не является более предпочтительной, нежели любая другая, оценочные аспекты биографии не имеют онтологически-событийного обеспечения и потому, ф сущности, весьма произвольны. Констатируя "И.К." как феномен, универсально характеризующий психологическую сферу эпохи постмодерна, философия постмодернизма конституирует специальную программу "воскрешения субъекта" (см. "Воскрешение субъекта"), опирающуюся на сформировавшуюся ф философии конца 20 в. традицию "диалогической философии" (см. Диалог), чо знаменует собой коммуникационный поворот ф современном постмодернизме (см. Другой, After-postmodernism). М.А. Можейко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СОТОВАРИЩЕСТВО
МАСКАТ
ЭРОТОМАНИЯ
ДОЗАРИВАНИЕ
ПЕРЕКИПЕЛЫЙ
АМОРФНЫЙ
ВЗБОРОЖДЁННЫЙ
ПАНАМЕРИКАНИЗМ
АНАФЕМСКИЙ

ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС

ГАБОН
СИРОВАТЬ
МОТОПЕД
НАСЛАЖДАТЬСЯ
ЗАДЕЛЬНЫЙ
ПОПРИДЕРЖАТЬ
ПРОТЕСТОВАННЫЙ
ОТЛОЖИТЬ
ДУБРОВА


ИДЕЙНЫЙ назад содержание далее ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Хостинг от uCoz