ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ


 

 

ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ - вел. кн. киевский, сын Рюрика. Умирая (879), Рюрик вручил правление и малолетнего И. Олегу. И. начал княжить лишь по смерти Олега, в 912 г. Брак И. с Ольгою летопись относит к 904 г. Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие племена восстали, но И. заставил их смириться, а воевода его Свинельд покорить угличей и взял их город Пересечен, за что и получил их землю в управление. В 914 г. близ пределаф России явились впервые печенеги, которых И. встретил с многочисленным войском. Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с И. перемирие на пять лет. И. - первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Кедрин, Зонара, продолжатели Феофана и Амартола, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). В 941 г. И. предпринял поход на Грецыю. С флотом в несколько сот ладей И. пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Босфора фракийского и подступил к Константинополю. Греческий флот был в то время в отсутствии, в походе против сарацын. Тем не менее суда И. не выдержали "греч. огня", и сам он спасся только с 10 судами. В 944 г. И., при содействии варягаф и печенегаф, возобнафил свое нападение на Грецыю, но греч. послы встретили его еще по сю сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чего И. возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греч. послы для подтверждения этого мира; с ними И. отправил в Царьград собственных послаф, которые и заключили догафор, приводимый летописцем под 945 г. Догафор этот не известен визант. историкам, что послужило Шлецеру одним из главных оснафаний к сомнению в подлинности его, но позднейшие исследафания устранили эти сомнения. В этом, наиболее пространном из догафораф русских с греками Х в. (напеч. в 1-м вып. "Хрестоматии по истории русск. права" Владимирского-Буданафа, где и литература), весьма много положений частного международного права, в которых усматривали древнерусские народные обычаи; на оснафании их Эверс нарисафал цельную картину нашего древнего юридического быта. Сергеевич ("Ж. М. Н. Пр." 1882, ј 1), утверждая, что положения эти действафали только на греч. территории и притом в столкнафениях грекаф с русскими (а не русских между собою), доказывает, что при составлении этого догафора русские обычаи принимались во внимание лишь постольку, поскольку не противоречили стремлению грекаф наложить узду на примитивные нравы Руси и в частности на господствафавшее у ее начало самоуправства. Этим значение догафора, как источника русского права, в значительной степени умаляется, за то выдвигается другая сторона догафораф русских с греками, как первых по времени памятникаф, в которых выразилось влияние на Русь Византии. Кроме племен, обитавших по обе стороны верхнего и среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись, по-видимому, на ЮВ до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья догафора 945 г., обязывавшая И. не допускать нападений черных болгар (т. е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в вост. части Крыма) на Корсунь и другие греч. города в Тавриде, а на С достигали до берегаф Волхафа, что можно вывести из указания Константина Багрянородного на то, что при жизни И. в Нафгороде княжил сын его Святослав. Смерть И. летопись относить к 945 г. Случилась она на полюдьи. Не удафольствафавшись данью, уже полученной с древлян, И. с небольшою частью дружины вернулся к ним за нафой данью, но древляне, и именно жители Коростена, с князем своим Малом во главе, возмутились и убили И. По слафам одного византийского историка (Льва Диакона) древляне привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом пустили их, и И. был разорван. Резолюцыей кабинет-министраф 21 авг. 1735 г. некоторые старые серебряные деньги признаны за копейки вел. кн. Игоря, хотя при И. никаких копеек не было. Впоследствии оказалось, что имя И. прочли вместо слафа: государь. Ср. "П. С. Р. Л. " (I, 8-10, 12, 18-24; II, 238, 239, 241-243; IV, 173-174; V, 9, 88-90, 93, 94, 97-103; VII, 221-222, 269, 270, 272, 273, 27884; IX, 16, 16, 18, 26-28); Срезневский, "Догафоры с греками X в. " ("Истор. Чтения о яз. и слафесности"); Н. А. Лаврафский, "О визант. элементе в языке догафораф русских с греками" (1853).
Игры: 1. Общественные: А) у греков. В) У римлян (Ludi). - Подобно греческим агонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; не смотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римского государства, их число все увеличивалось, а обстановка делалась все роскошнее. Общественные игры (ludi publici) подразделялись на 1. stati, периодически повторяющиеся, 1. votivi, совершавшиеся по обету, 1. extraordinarii. По родам, они разделялись еще на circenses, введение которых приписывалось еще Ромулу, gladiatorii и scaenici. Первые находились в заведывании эдилов, которые ставили их на свой счет и старались превзойти друг друга в роскоши, с целью заслужить благоволение толпы. Они открывались торжественной процессией, обходившей весь цирк, после чего начинались состязания, состоявшие в беге, ристании колесниц, кулачном бое и примерных сражениях, даже морских (naumachiae). L. gladiatorii происходили в амфитеатре, scaenici - в театре. Важнейшие из римских 1. publici: 1) L. Apollinares, учрежденные во время 2-й Пунич. войны (312 до Р. X.). Совершались 5 июля в Circus Maximus. 2) L. Capitolini - в честь Юпитера, после изгнания галлов. 3) L. Florales или Floraria - весенний праздник, в поздние времена отличавшийся разнузданностью. 4) L. Magni или Maximi упоминаются Ливием впервые в 491 г. до Р. X. Дионисий подробно их описывает, с целью доказать их заимствование от греков. Уже в древнейшее время на них тратились большие суммы (500 мил сер. ежегодно), они происходили в цирке и состояли первоначально только из конского ристания. Впоследствии присоединились борьба и звериный бой. б) L. Megalenses, в честь великой матери богов, по поводу перенесения в 204 г. ее символа, черного камня, из Фригийского Пессинунта в Рим. 6) L. Plebeii, учрежденные в республиканское время. Происходили в Фламиниевом цирке 7) L. Romani, патрицианский праздник в честь капитолийской триады. 8) L. Saeculares, справлявшиеся раз в 100 лет, учреждены консулом Валерием Попликолой и совершались каждый раз после предварительной справки в Сивиллиных книгах, так что случалось, что между двумя празднествами протекало и более 100 лет, напр. 110. Праздник длился 3 дня в 8 ночи, при чем допускались иногда слишком свободные отношения между полами, так что Август, во время знаменитых L. Saeculares 17 года до Р. X., разрешил молодежи обоего пола участвовать в празднествах не иначе, как под надзором старших. Празднествам предшествовало объявление о приближении их глашатаями по всей Италии. Они начинались торжественною помпой, жертвами; ночи проходили в пении, танцах и театральных представлениях. Заканчивались игры пением особого Carmen Saeculare, исполнявшегося хором из 27 мальчиков и такого же числа девочек. В 17 г. до Р. X. Carmen Saeculare сочинено было Горацием. 9) L. Augustales - 3 различных праздника в честь императора Августа: первый справлялся в день его рождения, второй в день благополучного возвращения из путешествия по Востоку, третий был учрежден после смерти его в честь его, как Divus Augustus. Ср. Friedlander, "Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms" (II, 227 сл.) и его же - у Marquardt-Mommsen'a: "Handbuch d. Rom. Altertumer" (VI). II. Увеселительные игры частного характера у греков и римлян. Лексикограф Полидевк (IX, 9) перечисляет до полусотни разных родов игр, бывших в употреблении у греков, из которых около половины детские, как-то: куклы, лошадки и т. п. Самые употребительные игры взрослых: 1) игра в кости или зернь (astragalismoV, alea). Кости имели четыре поверхности с номерами: 1. 3. 4. 6. Четыре такие кости клали в небольшой сосуд и, выбрасывая на стол, смотрели, какие цифры на верхних ребрах. Лучшим метанием считалось то, при кот. все 4 цифры были разные (Venus), худшим, - если везде стоял 1. Иногда костям придавали правильную кубическую форму с номерами от 1 до 6 (tesserae). Игра эта считалась азартною и когда шла на деньги, называлась также cubeia, была запрещена и производилась в особых притонах, называвшихся также cubeia, или skirajeia; 2) игра, вроде наших шашек и шахмат - petteia, от камушков pettoi, которые заменяли шашки, или poliV, так как напоминала отчасти и игру, называющуюся осада крепости. Задача игрока состояла в том, чтобы запереть противнику ходы. У римлян подобная игра называлась 1. latrunculorum, или duodecim scriptorum; 3) чет и нечет (artiazein, ludere par impar), азартная игра, тожественная современным, состоящим в угадывании числа денег и т. п., зажатых в руке, пальцев (мора) и т. д.; 4) игра в мяч (sjairistikh) упоминается уже у Гомера. Играли по двое и более человек. Иногда делились на два враждебные лагеря. Некоторые роды И. в мяч принимали вид прямо упражнений с гигиеническими целями, напр. раскачивание грудью большого полого мяча, висящего с потолка; 5) KottaboV, преимущественно греческая игра, допускавшаяся в веселых компаниях, за попойкой, и потому считавшаяся несколько непристойною для людей степенных. Состояла в искусном выплескивании капель вина аз сосуда в другой сосуд, или на особый прибор, вроде канделябра с статуэткою (ManhV) наверху. Жидкость должна была задеть металлическую пластинку, лежащую на голове статуэтка и сбросить ее в подставленный сосуд, при том так, чтобы он издал при этом звук. Несколько приборов коттаба найдено в некрополях Этрурии, но среди римлян, по крайней мере в хорошо известные нам эпохи, игра эта не была распространена. см. Becker, "Charikles" (т. II, стр. 38, 362) и "Gallus" (П, стр. 79; III, стр. 454; обе кн. Беккера перев. на русск. яз.); Ohlert, "Ratsel und Gesellschaftspiele der alten Griechen" (1886); Richter, "Die Spiele der Griechen and Romer" (1887). (c) А. Щ.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЫШМЫГИВАТЬ
ВНУШЕНИЕ
МУЖИЧЬЁ
НЕИМЕНИЕ
ПЕРЕДНЕ
ПОЖЕЛАНИЕ
ВОТЩЕ
ПОСЕЛЕНИЕ
МАДРАС

ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ

ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ
БУКСИР
ОДУРАЧИТЬ
ПРОРАСТАТЬ
ОТБРИВАТЬСЯ
СКОРОСПЕЛЫЙ
ПРОДОЛЖАТЬСЯ
ПОКРЫТЬСЯ
НОВООБРАЗОВАНИЕ


ИГОРЬ ГЛЕБОВ назад содержание далее ИГРА
Хостинг от uCoz