ИБЛИС


 

 

ИБЛИС - диавол, злой дух, стоящий, по вероучению магометан, во главе других духов. В Коране о падении И. говорится: "когда Бог сказал ангелам: Я хочу поставить наместника на земле" они отвечали: "неужели Тебе угодно поставить на земле существо, которое бы распространяло там зло и проливало кровь, тогда как мы славим и величаем тебя беспрестанно?" "Я знаю то, отвечал Господь, чего вы не знаете". Когда Бог повелел ангелам поклониться Адаму, они послушались, исключая И., который "надмился гордостию и был из числа неверующих" И., отпавши от Бога сам и склонив к падению праотцев рода человеческого, отторгнул от Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дивы и пери. Ср. А. Леопольдова, "Опыт изложения мухаммеданства по учению ханифитов" (Казань, 1873). (c) И. И.
Ибн-Фодлан (собств. Федkан; Ахмед И.-Аббас И.-Рашид И.-Хеммад) - араб. писательпутешественник Х в. Он был клиентом (мевла) халифа Моктедира Биллях (908-932) и был им отправлен в 921 г., вместе с посольством, к новообращенным в ислам волжским болгарам. Вероятно, И.-Фодлан занимал в посольстве должность секретаря, и описание путешествия, которое он составил, это - офицыальная докладная записка халифу. В этой записке (рисале) он обстоятельно описывает болгар, русов, хазар и башкир; русов он видел в хазарском Итиле. До нас дошли только отрывки из рисале, приведенные в "Большом Географическом Словаре" Якута, т. е. 300 лет спустя.
Литература. Словарь Якута, изд. Вюстенфельдом (Лпц. 1866-1867; рукописи есть в спб. академии, в Копенгагене, в Оксфорде); труды академика Френа - "Chasara" (СПб. 1822), "De Baskiris" (СПб. 1822), "Ibn Fozlan's u. anderer Araber Berichte uber die Russen" (СПб. 1823), "Die Wolga-Bulgaren" ("Mem. de l'Acad. " VI serie, t. I); статьи Сенковского (в Собр. соч.); Рассмуссен, "De Arabum Persarumque commercio cum Russia" (Копенг. 1825); комм. к И. Фодлану у Круга, в "Forschungen in der alteren Geschichte Russlands" (т. II); В. В. Григорьев (о болгарах), в "Библ. для Чтения" (1836); Макушев, "Сказания иностранцев о быте и нравах славян" (ч. II); Reinaud, "Geographie d'Aboulfeda" (П. 1848, т. 1), П. Кеппен, "Древние и нын. болгаре" (М. 1828); А. Котляревский, "О погребальных обрядах языческих славян" (М. 1868); А. Я. Гаркави, "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских" (СПб. 1870). П. Голубовский, "Известия И. Ф. о Руссах" ("Киевск. Унив. Изв.", 1882 г., ј 6). (c) А. Крымский.
Ибн-Хальдун (Абд ор-рахман Вели од-дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский) - известный арабский историк (1332-1406). По происхождению - человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, - Коран, хедисы, право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского. Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана, вел переговоры о мире с ДонПедро Кастильским. Позже И.-Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире) занимая должность профессора, а затем верховного кадия. Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда Тамерлан вторгнулся в Сирию (владения султана егип.), И.-Хальдун, по словам Ибн-Арабшаха, сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кадия (1400). И.-Хальдун прославился как историк-прагматик. Его сочинение "Китаб аль-ибер etc." ("Книга примеров..... по истории арабов, персов и берберов и наций, живших с ними на земле") состоит из четырех частей: 1) введение в историю ("Мокаддама"), 2) история от создания мира до Мохаммеда, 3) арабы в Африке и Испании и берберы, 4) мелкие мусульманские династии Египта в Азии. "Мокаддама" образует самостоятельный трактат. Содержание ее: смысл истории, значение исторической критика и приемы ее, источники исторических ошибок; географ. обзор земного шара, мысли о физич. и нравств. влиянии климата и почвы на людей; способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни; развитие экономическое и умственное; разложение государства; значение труда в благосостоянии государства; обзор различных отраслей ремесл и искусств; классификация наук. Автор не чужд предрассудков своего века, но все же "Мокаддама", по справедливости, считаетцо замечательным произведением. Стиль - тяжелый, и потому Пиризаде перевел "Мокаддаму" на турецкий язык, переработавши ее в стилист. отношении. Катрмер напечатал весь текст в "Notices et extraits" (tt XVI - XVIII, Пар. 1858); полный французский перевод: "Prolegomenes" (Париж 1862); восточное изд. - Каир (2-е, 1886) и Бейрут (1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.). Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): "Memoire sur les populations de l'Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyances et leur etat social" (в "Nouv. annales des Voyages", 1858, февр.); арабск. издание "Hist. des Berberes" (Алжир 1847 и 1851) и франц. перев. (1852-1856, 4 тома). Четвертая часть издана в извлечениях Noel des Vergers: "Histoire de l'Afrique sous la dynastie Aghlabide et de la Sicile sons la domination musulmane" (Париж 1841); о крестовых походах - изд. и пер. Торнберга: "Narratio de expeditione Francorum" (Упсала 1841, в "Академ. Зап. "). Полностью издан весь труд И.Хальдуна в Булаке (1867, 7 т.). См. также Jac. Graberg di Hemso, "Notizia" (Флор. 1834): Alfr. v. Kremer, "Ibn.-Ch. and seine Kulturgeschichte der islamischen Volker" (Вена 1879); "Autobiographie d'Ibn-Kh." ("Journ. Asiat. ", 1844). (c) А. Крымский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ИБЛИС, дьявол в исламе.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЛУЧИТЬСЯ
СБИВНОЙ
УХВАТ
ТАСОВКА
ШТРИХОВАТЬ
ОБГЛЯДЕТЬ
ПАДЕНИЕ
НЕБОГАТО
ДЕРЮЖНЫЙ

ИБЛИС

ШУРФ
КОРДЕГАРДИЯ
ХЛОРОФОРМИРОВАТЬСЯ
БИОГРАФ
ТОРШОНИРОВАННЫЙ
НАТУРАЛЬНО
НАГОРОЖЕННЫЙ
ПНЕВМАТИКА
УДОБОИСПОЛНИМЫЙ


ИБИСОВЫЙ назад содержание далее ИБН БАТТУТА
Хостинг от uCoz