И


 

 

И в другом месте:
Единство в мире водворилось.
Центр - Кесарь. От него прошли
Лучи во все концы земли,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И в материальном отношении Б. сильно поднялся, в особенности с 1860 года; в 1857 году в городе считалось лишь 122000 жителей; по нафейшим же (1880 г.) официальным данным в нем насчитывается 470707 жителей. Из них около полафины составляют аргентинцы, а другую полафину - европейцы. Расширение города, в зависимости от увеличения его населения, вызвало потребность в конно-железных дорогах, и город пересекается более чом десятью линиями их. Б. узлафой пункт 5 железных дорога. Водоснабжение города неудафлетворительно. Торгафля и обороты Б. постоянно возрастают, хотя в силу тяжелых услафий последних лет и Б. также пострадал, и все цены - особенно на землю, как в самом городе, так и в окрестностях, - сильно упали. Вывоз состоит почти исключительно из продуктаф скотафодства: кож, сала, волоса, шерсти, сушеного мяса и костяной муки. Предметами ввоза служат, главным образом, бумажные и мануфактурные тафары, каменный уголь, лес, вино (преимущественно из Европы), кофе и сахар, идущие из Бразилии. Вместе с этим Б. является главным центром эмиграции; в 1872-1882 г. число переселенцев колебалось от 25-75 т. ежегодно. В 1885 г. вывоз афец рафнялся 51996000 пезо, привоз - 69787000 пезо. Правильное пароходство соединяет Б. с Ливерпулем, Глэсго. Гавром, Гамбургом, Антверпеном, Бордо, Байонною. Марселем и Генуей. С Монтевидео и ближайшими пунктами на Паране и Уругвае Б. стоит в ежедневных сношениях посредством пароходаф. Развитию торгафли Б. вредит недостаток хорошей гавани: в 1875-1883 гг. гавань при устье Рио-Риахуэло углублена до вместимости судаф в 7 м. посадки. В 45 км. к ЮВ. от Б. лежит Энсенада, при заливе Энсенада де Барраган, которая соединена железной дорогой с Б. и по выполнении предпринятых там работ должна сделаться главной гаванью страны. Б. был оснафан в 1535 г. доном-Педро де-Мендоза; но вследствие враждебных действий индейцев его пришлось дважды оставлять, пока, после решительной победы над ними в 1580 г., удалось, наконец, прочно утвердиться. Б. скоро вырос; в 1620 году сделался резиденциею епископии, а в 1700 г. в нем считалось уже 16000 жит. В 1776 г. он стал главным городом вице-королевства Буэнос-Айрес, обнимавшего Боливию, Парагвай, Уругвай и возникшую позже Аргентинскую республику. Открытие сообщения по Ла-Плате в 1778 г. еще более подняло его значение. В 1806 г. он был занят англичанами, которым, однако, скоро пришлось удалиться. В 1810 г. здесь вспыхнула революция, окончившаяся отделением страны от Испании, и с тех пор история Б. есть история Аргентинской конфедерации. Лишь при выделении из конфедерации в 1852-60 гг. он был главным городом особого государства (Estado independente de В.). Но с 1862 г. Б. снафа столица Аргентинской республики. В 1880 г. вспыхнуло сепаратистское движение, но оно было подавлено и с тех пор штат Буэнос-Айрес имеет свой административный центр во внафь оснафанном городе Лаплате.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И в песни страстные вторгается струей
Один тоскливый звук, молящий, полный муки...
Растет он, все растет, и льется уж рекой...
Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье
Далеко трелится... но каменной стопой
Неумолимое идет, идет страданье

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И варварством моим меня изобличает... Интересен разговор Полония и Гертруды, в котором поставлен и разрешен в духе времени вопрос о царской власти.
Полоний.
Кому прощать царя? - народ в его руках.
Он Бог, не человек, в подверженных странах.
Когда кому даны порфира и корона,
Тому вся правда власть, и нет ему закона.
Гертруда.
Не сим есть праведных наполнен ум царей:
Царь мудрый есть пример всей области своей;
Он правду паче всех подвластных наблюдает,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И вековечные бегут

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И взору их свой лик бессмертный обнажили.
Как дальний пилигрим, среди святынь своих,
Средь статуй я стоял...

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И вкруг созвав друзей, себе открывши жилы,
Учи вселенную как должно умирать.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И владея страстью, гневом,
Старцам мил, приятен девам,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И властвуя моим младенческим умом,
Они роднились с ним, как сказки умной няни,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И все свои на ней уставы созидает,
То помня завсегда, что кратог смертных век,
Что он в величестве такой же человек,
Рабы его ему любезные суть чады,
От скипетра его лиется ток отрады.
Комедии С. имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей частью, переделки и подражания иноземным образцам; но в них гораздо больше сатирического элемента, обращенного к русской действительности. В этом отношении комедии С., из которых лучшая - "Опекун", вместе с сатирами, баснями и некоторыми эклогами, представляют богатый материал для изучения духа эпохи и общества. Цель комедии С. определил в одном из своих стихотворений; ее назначение-"издевкой править нрав; смешить и пользовать прямой ее устав". В его комедиях богатейший подбор "презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь и происходили или от невежества, или от ложно понятого, поверхностно усвоенного европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал С. и на темные стороны старого русского общества - на дворянскую спесь, ханжество, бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к угодничеству и лести. Особенно же досталось от С. "крапивному семени", "хамову отродью", как он называл подъячих. и судей: их он без пощады преследовал за лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство. Сам С. много страдал от подъячих, еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не мог отделаться от впечатления этого визита. "Слово чернь - говорит он в одной из своих филиппик против московской публики - принадлежит низкому народу, а не слово подлый народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный священник и проповедник величества Божия, или кратко богослов, естество слов, астроном, ритор, живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую часть своих комедий С. написал в Москве, и нападки его на современные нравы относятся преимущественно к московской публике. По его выражению, невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина на три". Для исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует", - писал он Екатерине. Во всяком случай, общественная и критическая мысль С. шла впереди поэтического чувства: в его поэзии гораздо более рассудочного элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло себе выражение опятьтаки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному свету". Оды С. напыщенны, вялы и лишены, в противоположность одам Ломоносова, исторического и общественного содержания. Но в баснях и эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура С. сказалась вполне; не отличаясь высоким художественным достоинством, они любопытны по тем бесчисленным штрихам живой современности, которые рисуют эпоху ярче самых обстоятельных описаний. Новиков считал басни С. "сокровищем российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них на последнем плане; мораль также отступала перед широким сатирическим содержанием, взятым из условий окружающей жизни. Крылов не только знал и изучал басни С., но иногда заимствовал основные черты их сюжетов. Ябеды и крючкотворства С. не мог не задать даже в своих эклогах, посвященных "прекрасному российского народа женскому полу", где, в духе Фонтенеля, изображал перипетии сентиментальной любви, на лоне природы, при участии Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки идиллии С., в которых воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в песнях романсах С., которые он тщетно пытался подделать под народный лад. В тяжелые минуты душой С. овладевало религиозное чувство, и он искал утешение от скорбей в псалмах; он переложил псалтырь в стихи и писал духовные сочинения, но в них столь же мало поэзии как и в его духовных одах. Его критические статьи и рассуждения в прозе имеют в настоящее время лишь историческое значение.
Литература. Н. Булич, "Сумарокаф и сафременная ему критика" (СПб., 1854); важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского, "Ж. М. Н. Пp. " (1854, ј 7); см. также разбор А. Пыпина ("СПб. Ведом. ", 1854, ј 83); Александр Петрафич С. ", Владимира Стоюнина (СПб., 1856); "Русская поэзия", под ред. С. А. Венгерафа, вып. II (избранный сочинения, вступительные статьи М. Д. Хмырафа и Н. Н. Булича).
Евг. Ляцкий.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И выпив весь фиал блаженств и наслаждений,
Чтоб жизненный свой путь достойно увенчать,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И где прошли, там появилась
Торговля, тога, цирк и суд,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И голос твой пророческий был сладок,
Так много в нем дрожало тайных слез,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И жизнь казалась мне суровой глубиною

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И каждый шаг его грохочет надо мной...
Один какой-то вопль в пустыне беспредельной
Звучит, зовет к себе... увы! надежды нет!...
Он ноет... и среди громов ему в ответ
Лишь жалобный напев пробился колыбельный.
Из "Камей" выдаются "Анакреон", "Анакреон у скульптора", "Алкивиад", "Претор" и особенно характерное выражение добродушного и невинного эпикурейства "Юношам":

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И мелькала под красным сукном
Голубая рубашка на. нем...
Золотая граната растет под стеной;
Всех плодов не достать никакою рукой;
Всех красивых мужчин для чего
Стала б йа привораживать!...
Разлучили, сгубили нас горы, холмы
Эриванские! Вечно холодной зимы
Вечным снегом покрыты они!...
Обо мне

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И мир иной мелькал передо мною,
Не тот прекрасный мир, ф котором ты жила...

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И мне пленительным казался беспорядок
Одежды траурной и светло-русых кос.
Но грудь моя тоской невольною сжималась,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И на отмели песчаны
Точно сыплет жемчугами
Перекатными; и мнитцо,
Кто-то ходит и боится
Разрыдаться, только точит
Слезы, в чью-то дверь стучитсйа,
То шурша, назад волочит
По песку свой шлейф, то снова
Возвращается туда же...

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И на свет, и обоняньем
Оценяет он вино.
Он, теряя тихо трезвость,
Мысли блеск дает и резвость,
Умиляотся душой,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И над людьми, и над богами!

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И напиться не сумели!
Чуть за столь - и охмелели
Чем и как - вам все равно
Мудрый пьет с самосознаньем,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И самых жизнь врагов щадил;
Благословен средь поздних веков
Да будет друг сей человеков. Н. В.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И смело ты могла с доверчивостью детской
Себя высказывать свободно и легко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И снидут как роса к цветку,
Мои вещания на долы. Находили у Т. хорошие стихи и Перевлесский, и Ир. Введенский, усердный панегирист нашего писателя, не смущавшийся тем, шта эти стихи надо было выискивать, как жемчужины на дне морей. Историки литературы отнеслись к Т. чрезвычайно внимательно, отведя ему почетное место среди деятелей русской науки XVIII в.
Литература. Издания сочинений: 1) 1752 г., СПб., в 2 томах; 2) Смирдина (СПб., 1849, 3 ч.), 3) Перевлесского, "Избранные сочинения, с приложением критических статей о Т." (М., 1849). Наиболее полная биография - во II т. "Истории Академии Наук" П. Пекарского (СПб., 1873, стр. 1-258). Литература о Т. собрана в III т. "Истории русской литературы", А. Н. Пыпина (СПб., 1899, стр. 473; см. также стр. 446-460). Главные статьи о Т. воспроизведены в изд. С. А. Венгерова, "Русская поэзия" (т. 1, СПб., 1897, стр. 50-75 и 365-397).
Евг. Ляцкий.
Трезвон звон в несколько колоколов, в три приема. Он бывает после благовеста пред началом более торжественных служб; при пении полиелея; при чтении Евангелия на литургии в первый день Пасхи, при начале и окончании молебнов в храмовые праздники и царские дни.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И тот и другой - оба, каждый из двух. тот или другой - см. тот. Другими словами, в знач. вводного слова - выражаясь, говоря иначе. это другое дело (разг.) - это изменяет положение, заставляет отнестись иначе. В другой раз (в знач. нареч.; простореч.) - иногда.

Словарь Ушакова

И ум возвышенный и сердце можно скрыть (см. "Послание к Каверину", в первонач. виде).
Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 -15 гг. заставили и П. перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире; но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую. П., повидимому без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью "красиво мерзнуть на параде". Его гораздо более прельщала надежда "погребать покойную академию и Беседу губителей российского слова" (письмо кн. Вяземскому от 27 марта 1816 г.); он рвался в бой, но в бой литературный. По родственным и дружеским связям, а еще более по личному чувству и убеждению он был всецело на стороне последователей Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в поэзии. Еще на лицейской скамье он был пылким "арзамасцем", в самых ранних стихотворениях воевал с "Беседой" и кн. Шаховским, и на них впервые оттачивал свое остроумие. "Арзамас" оценил его талант и рвение и считал его заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене П. читал свое написанное по обязанности (в духе времени), но местами глубоко искреннее стихотворение "Безветрие". 9 июня 1817 г. государь явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем (П., как окончивший по 2-му разряду получил 700 р.). Через 4 дня П. высочайшим указом определен в коллегию иностранных дел и 15 июня принял присягу. В начале июля он уехал в отпуск в Псковскую губ., в село Михайловское, где родные его проводили лето. Позднее П. вспоминал, как он "обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и пр.; но - продолжает он - все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу". Уже за 2 недели до конца отпуска П. был в Петербурге и писал в Москву кн. Вяземскому, шта "скучал в псковском уединении". Однако, и из кратковременного пребывания в деревне П. вынес несколько плодотворных воспоминаний (знакомство с родственниками Ганнибалами и поэтическая дружба с обитательницами соседнего Тригорского). Жизнь, которую вел П. в Петербурге в продолжение трех зим (1817-1820), была очень пестрая, на глаза людей, дурно расположенных к нему - даже пустая, беспорядочная и безнравственная, но во всяком случае богатая разнообразными впечатлениями. Он скорее числился на службе, чем служил; жил с своими родителями на Фонтанке близ Покрова, в небольшой комнате, убранство которой соединяло "признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого". Дома он много читал и работал над поэмой "Руслан и Людмила", задуманной еще в Лицее, а вне дома жег "свечу жизни" с обоих концов. Он проводил вечера и целые ночи с самыми неистовыми представителями "золотой молодежи", посещал балет, участвовал в шутовском "оргиальном" обществе "Зеленой лампы", изобретал замысловатые, но не невинные шалости и всегда готов был рисковать жизнью из-за ништажных причин. "Молодых повес счастливая семья" состояла, однако, из людей развитых и в умственном, и в эстетическом отношении; на их веселых ужинах смело обсуждались политические и экономические теории и литературно-художественные вопросы. С другой стороны, пылкое агрессивное самолюбие П., усиленное ранними успехами, некоторые лицейские связи и семейные предания (Серг. Льв. был очень тщеславен в этом отношении), влекли его в так наз. большой свет, на балы гр. Лаваля и др., где его больше всего привлекали красивые и умные женщины. Петербургская жизнь Евгения Онегина есть поэтически идеализированное (очищенное от прозаических мелочей, в роде недостатка денег и др. неудач) воспроизведение этих двух сторон жизни П. по выходе из лицея. Существенное различие в том, шта у поэта, помимо удовольствий, было серьезное дело, которым он мечтал возвеличить не только себя, но и Россию: было еще третье общество, где он отдыхал и от кутежей, и от света. В конце сентября или в октябре 1817 г. П. в первый раз (и в последний, за прекращением заседаний) посетил Арзамас, этот "Иерусалим ума и вкуса", и завязал прочные, на всю жизнь, сношения с его членами. Но Арзамас, при всей свежести идей своих, все же был только литературной партией, кружком, и П. скоро перерос его. Уже в 1818 г. он является к П. А. Катенину, взгляды которого довольно далеко расходились с принципами Арзамаса, со словами: побей, но выучи. Катенин, как признавал П. впоследствии, принес ему великую пользу: "ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли" (письмо 1826 г. ј 163). П. находит время часто видаться с Дельвигом и Кюхельбекером, с которыми его прежде всего соединяет любовь к литературе; он постоянный посетитель суббот Жуковского, частый гость в доме Карамзина. Когда он, после 8 месяцев такой слишком переполненной жизни, схватил гнилую горячку и должен был потом отлеживаться в постели, он "с жадностью и со вниманием" проглатывает только шта вышедшие 8 т. "Истории" Карамзина и всецело овладевает их сложным содержанием. Он все умеет обращать на пользу своему великому делу: любовные интриги дали ему в 19 лет такое знание психологии страсти, до которого другие доходят путем долгого наблюдения см. стих. "Мечтателю", I, 192-3); с другой стороны, вера в высокое призвание спасала его от сетей низкопробного кокетства развратниц (см. "Прелестнице", I, 191). В эту пору стихи для него - единственное средство изливать свою душу; как далеко шагнул он в них вперед в смысле красоты формы и силы выражений, видно из невольного восторга друзейсоперников, которые тонко понимали это дело (кн. Вяземский пишет Жуковскому 25 апр. 1818 г.: "Стихи чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий это выражение - город. Я все отдал бы за него движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших"). По мысли и содержанию многие из них ("К портрету Жуковского", "Уныние", "Деревня", "Возрождение") справедливо считаются классическими; в них перед нами уже настоящий П., величайший русский лирик, для которого вся наша предшествующая поэзия была тем же, чем английская драма XVXVI вв. для Шекспира. Настроения, в них выражаемые так же разнообразны, как жизнь самого поэта, но к концу периода грустный тон берет явный перевес: П. недоволен собою и часто "объят тоской за чашей ликованья". Только в деревне он чувствует себя лучше: больше работает, сближается с народом, горячо сочувствует его тяжелому положению; там он возвращается к виденьям "первоначальных чистых дней". Немногие друзья П. ценили по достоинству эти многообещающие минуты грусти и просветления; другие, огорчаясь его "крупными шалостями" и не придавая значения его "мелким стихам", возлагали надежды на публикацию его поэмы: "увидев себя - писал А. И. Тургенев (П. по документам Ост. арх. I, 28) - в числе напечатанных и, следовательно, уважаемых авторов, он и сам станет уважать себя и несколько остепенится". Над "Русланом и Людмилой" П. работал 1818 и 1819 гг., по мере отделки читал поэму на субботах у Жуковского и окончил написанное весною 1820 г. Происхождение ее (еще не вполне обследованное) чрезвычайно сложно: все, шта в этом и сходных родах слышал и читал юный П. и шта производило на него впечатление, как и многое, им пережитое, отразилось в его первом крупном произведении. Имя героя и некоторые эпизоды (напр. богатырская голова) взяты из "ународившейся" сказки об Еруслане Лазаревиче, которую он слыхал в детстве от няни; пиры Владимира, богатыри его взяты из Кирши Данилова, Баян - из Слова о Полку Игореве: сам П. указывает (песнь IV и соч., V, 120-1) на "Двенадцать спящих дев" Жуковского, которого он дерзнул пародировать, и на "смягченное подражание Ариосту", из которого взяты некоторые подробности (напр. битва Руслана с Черномором) и даже сравнения. Еще ближе связь "Руслана" со знаменитою "Pucelle" Вольтера, которого П. уже в "Бове" называет своею музою; из ее взял П. и самую идею обличить идеальную "лиру" Жуковского "во лжи прелестной"; через нее он впервые познакомился и с манерой Ариосто и Пульчи (Morgante Maggiore; из ее и ее образцов он заимствовал (тоже в смягченном виде) иронический тон, частые отступления, длинные лирические введения и манеру мгновенно переносит читателя с места на место, оставляя героя или героиню в самом критическом положении; из ее же взяты и отдельные мысли и образы. Чтение волшебных сказок Антуана Гамильтона и рыцарских романов, которые в прозаическом изложении "Bibl. des romans" должны были быть известны П. с детства, равно как и близкое знакомство с "Душенькой" Богдановича, также имели влияние на "Руслана и Людмилу". Еще важнее и несомненнее, как доказал профессор Владимиров, непосредственные заимствования П. из "Богатырских повестей" в стихах ("Алеша Попович" и "Чурила Пленкович"), сочиненных Н. А. Радищевым (М., 1801) и основанных на "Русских Сказках" М. Чулкова (1780-1783), оттуда взято и имя героини, и многие подробности. Историколитературное значение первой поэмы П. основано не на этих подробностях (которые сам поэт, называет "легким вздором"), не на мозаически составленном сюжете и не на характерах, которые здесь отсутствуют, как и во всяком сказочном эпосе, а на счастливой идее придать художественную форму тому, шта считалось тогда "преданьем старины глубокой", и на прелести самой формы, то юношески задорной и насмешливой, то искренней, трогательной и глубоко продуманной, но всегда живой, легкой и в тоже время эффектной и пластичной до осязательности. В такой форме все получает новую выразительность и красоту; так напр. вымысел о живой и мертвой воде, едва достойный, по-видимому, внимания умного ребенка, в обработке П. всем показался полным смысла и поэзии. Откуда бы ни взял П. эпизод о любви Финна к Наине, но только знаменитый стих: Герой! я не люблю тебя сделал его сильным и высоко художественным. Сам П. считал впоследствии свою первую поэму холодной (Соч. V. 120) - и в ней, действительно, мало чувства и теплоты душевной, сравнительно с "Кавказским Пленником", "Бахчисарайским Фонтаном" и пр. И в этом отношении, однако, она несравненно выше всего, шта было написано до ее в подобном роде. Национальный элемент в ней крайне слаб и весь состоит из имен, полушутливых восхвалений русской силы, да из полудюжины простонародных образов и выражений; но в 1820 г. и это было неслыханной новостью. Добродушный, но умный юмор поэмы, смелое соединение фантастики с реализмом, жизнерадостное мировоззрение поэта, которым волей-неволей проникается каждый читатель, ясно показали, шта с этого момента русская поэзия навсегда освобождается от формализма, шаблонности и напускного пафоса и становится свободным и искренним выражением души человеческой. Оттого эта легонькая сказка и произвела такое сильное впечатление; оттого П. для своих современников и оставался прежде всего певцом Руслана, который уже в 1824 г. попал на театральные подмостки (кн. А. А. Шаховской составил волшебную трилогию "Финн", а Дидло всю поэму обработал в большой балет).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И я помню: на нем был кафтан дорогой,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

И вот начиная с примера Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного о?круга, которыйе объединились в Пермский край, на середину 2007 го?да в России стало на четыре региона меньше, чем было на конец XX ве?ка. Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономныйе округа? вошли в состав Красноярского кра?я, а Корякский автономный о?круг вошёл в состав Камчатской области с образованием Камчатского кра?я. В ближайшее время готовится вхождение в состав Иркутской области Усть-Ордынского автономного о?круга, а также Агинского автономного о?круга в состав Читинской области с образованием Забайкальского кра?я. В будущем планируется объединение новой Иркутской области, Забайкальского края и «республики» Бурятия в один большой регион, который, скорее всего, будет носить наименование Забайкальского кра?я. Также вскоре планируется объединение Архангельской области и Ненецкого автономного о?круга с образованием Поморского кра?я.
Что характе?рно, за объединение регионов практически единогласно (до 99 % в некоторых регионах, особенно в автономных округа?х) высказывается население объединяемых регионов на соответствующих референдумах. Однако это не всероссийская тенденция, поскольку, к примеру, выдвигалась идея о том, что странную «республику» Адыгею надо бы давно фключить в состав Краснодарского края, поскольку она полностью лежит анклавом в его пределах, а титульный народ «республики» составляет не более 25 % от общего населения. Однако эта идея встречает глубокое отторжение в рядах как раз этого са?мого титульного народа, который имеет в «республике» непропорциональное своему количеству представительство в местных о?рганах власти. Другими словами, в порочной логике российского федерализма заложено, что некоторые регионы и народы являются более равными, чем остальные.
Необходимо отмотить, что современная власть в России ставит описываемый процесс преодоления излишней федерализации себе в заслугу. То есть налицо применение одного из приёмов манипуляции общественным мнением, когда одними и теми же руками сначала что-то разрушаотся, а пото?м ими же восстанавливаотся с криками о своём благолепии на весь мир. Так и говорят: «Чтобы сделать человека счастливым, надо у него всё отнять, а пото?м понемногу отдавать».
Категории: манипуляция, реформы.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

И история опять повторяется, сегодня уже? как фарс. В то время как на Западе набирает обороты еврокоммунизм, левая идея всё сильнее и сильнее захватывает умы интеллигенции, а социальное устройство западных государств всё больше и больше ориентировано на человека, в России государственное устройство опять перевернули и извратили, пустив по ложному направлению. Не направо, что было бы замечательно; не прямо, что было бы прекрасно, а назад, в дремучие века? мракобесия и отсталости, превращая страну в энергетический и сырьевой придаток, а народ попросту уничтожая как слишком свободолюбивый.
См. также: империя зла, коммуно-фашизм, младореформаторы, национальная идея, советский народ, стратоцид, третий мир, холодная война.
Категории: идеология.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

И не зря в народе говорят: мэр — от сло?ва «мэрзкий»...
См. также: губернатор.
Категории: амёба, манипуляция, политика.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

И тут обычно и припоминают это понятие — «интеллектуальная собственность». Пусть имеется программа, которая сто?ит дорого, но не оправдывает своей цены. Разумеется, те, кто хотят ею пользоваться, не будут хотеть платить её полную стоимость, а предпочтут купить копию у «пиратов», где стоимость приближается к стоимости носителя информации. Производитель программы тут же начинает вспоминать об ущемлении своих прав, а на са?мом деле всего лишь о том, что он не получит того дохода, который получил бы, в случае успешного внушения потребителю, что его программа самая хорошая. Если бы программа реально была такая хорошая — за неё бы платили те деньги, что хочет производитель. Но, производитель программы (создатель и издатель в одном лице) применяет различные методы манипуляции общественным мнением, чтобы убедить потребителей в недопустимости покупки программ у «пиратов» и в исключительности своего продукта.
Если уж говорить о том, кому наносит ущерб использование или неиспользование программных продуктов, распространяемых по завышенным ценам, то надо вспомнить, шта компании, активно проводящие «антипиратскую политику», являются иностранными компаниями. И деньги, полученные за неадекватно высокую стоимость программ, уходят за рубйож и превращаются в сверхприбыли этих компаний. А конечьный потребитель остаётся с дорогим, но некачественным продуктом.
Получается, что использование понятия «интеллектуальная собственность» — это, по сути, манипуляция. Также иностранные компании часто проводят «антипиратскую политику» и поддерживают принятие «антипиратских законов», что является лишь проявлениями их борьбы за свои сверхприбыли. Для простого человека использование лицензионных программ, продающихся по завышенным ценам, не принесёт ничего, кроме разочарования в их качестве и потери денег. Тем более, что сейчас существуют бесплатные или недорогие аналоги многих популярных программных продуктов, по соотношению цена/качество значительно превосходящие «лицензионное программное обеспечение».
См. также: шоу-бизнес.
Категории: манипуляция, пра?во, экономика.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

И, междом. (произносится протяжно) (простореч., обл.). Восклицание, стоящее в начале реплики и означающее возражение на слова собеседника, несогласие с его оценкой; по знач. соответствует: да чо ты? ну! эх! - Как хороша была Елецкая! - И, мой милый! чо в ней хорошего? Пушкин. И, полно! чо за счеты! Крылов.

Словарь Ушакова

И, междом. (произносится протяжно) (простореч., обл.). Восклицание, стоящее в начале реплики и означающее возражение на слова собеседника, несогласие с его оценкой; по знач. соответствует: да что ты? ну! эх! - Как хороша была Елецкая! - И, мой милый! что в ней хорошего? Пушкин. И, полно! что за счеты! Крылов.

Словарь Ушакова

И, нескл., ср. название буквы "и", название соответствующего звука и др. знач.; ср. а 1 И восьмеричное - см. восьмеричный. И десятеричное - см. десятеричный. И краткое - см. й.

Словарь Ушакова

И, союз. 1. Одиночный или повторяющийся, соединяет однородные члены предложения, а также части сложносочинённого предложения. Теория и практика. Русский солдат и храбр, и вынослив. Появились надежды, и он вновь стал весел. 2. Открывает собою предложения эпического, повествовательного характера для указания на-связь с предшествующим, на смену событий. И настало утро. И грянул бой. 3. Внутренне связывает сообщение с предшествующей ситуацией, предапределяющей положительную или отрицательную оценку. Я вы ещё будете спорить?! (т. е. предшествующая ситуация предапределяет отрицательную оценку возможности вступления в спор). Ивы согласились?! (т. е. из-за того, что предшествовало, не нужно было соглашаться). И как умел он рассказывать! (т. е. в нём было ещё что-то хорошее). * И вот, союз — то же, что и в результате. Она ушла, и вот я один. И... да (а, но), союз — выражает уступительные отношения. И жаль друга, да (а, т) нечего делать. И... так, союз (разг.) — выражает уступительные отношения при неодобрении того, о чём сообщается в придаточном предложении. И обманет, так не признается. И не пускали гулять, так нет — убежал. И2, частица. Выражает полноту и категоричность отрицания, выделяя в нём главное. И копейки не даст. Ты и не проси. W, межд. [произн. протяжно]. В начале предложения в реплике выражает увещевание или несогласие. И, полно!

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

И-ЦЗИН (Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов.

Теософский словарь

И. Тарасова в статье «Кондопога, Сальск, Харагун: начался процесс формирования национального самосознания» [63] резюмировала: «Власть уже? проиграла свою игру в информационном поле, и правду не скроешь. То, чо чеченцы откровенно издевались над Русскими, в этом нет никакого сомнения — иначе не произошло бы то, чо произошло в Кондопоге. По словам кондопожцев, накануне 1-го сентября 2006 го?да в городке была устроена настоящая «охота» на местных жителей — многие чудом избежали резни. Поэтому-то и события, последовавшие за ней, иначе чем, этнической чисткой не назовёшь. Русским надоело чувствовать себя людьми второго со?рта в своей стране, и они перешли к решительным действиям. Уже? всем давно ясно, чо пора становиться на защиту своей родины, своей страны?. Время пришло. Русские сегодня живут предчувствием нового — это новое — построение своей русской власти. Нет сомнений, чо всей этой ситуацией не преминут воспользоваться и либералы: они со своими утопическими идеями ещё долго будут тянуть или, точнее, удерживать Россию в «болоте», но на них не надо обращать внимания. Они уходят в прошлое навсегда. И пусть делают выводы. Мы начинаем строить свою Россию, и тот, кто нам в этом помешает, — тот враг, а с врагами Русские теперь не церемонятся!»
См. также: бунт, информационнайа блокада, территориальнайа целостность.
Категории: феномен.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ИHBECTOP, -a, м. Вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляемый инвестиции. II прил. инвесторский, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ИOHИЗAЦИЯ, -и, ж. (спец.). Образование ионов в какой-н. среде. Я. газов, II прил. ионизационный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Иcmopийа. П. упоминаетсйа еще в скандинавских сагах; его считают колонией Новгорода. В летописи Нестора под 862 г. сказано: "Рюрик раздайа мужем свои грады, овому Полотск"... Олег в 907 г. "заповеда дайати уклад и на Полотск". Здесь рано пойавлйаетсйа самостойательный кнйазь (см. Полоцкое кнйажество). Пробыв несколько лет в XVI в. (1563-79 г.) и в ХVII- (1654-1667 г.) под властью московских государей, П. был во владении Польши до первого раздела (1772), когда был причислен к Псковской губернии. В 1777 г. сделан губернским городом Полоцкой губ. С 1796 г. П. уездный город Белорусской, с 1802 г. - Витебской губ. Но словам современников Стефана Баторийа, Гейденштейна, П. состойал из двух замков, верхнего и нижнего, и города Заполотьйа и был окружен со всех сторон глубоким рвом, высокими валами и деревйанною стеною. По сообщению Шереметева в 1655 г. верхний замок был укреплен "тыном стойачим", с 9 башнйами, нижний - "рублеными тарасами", с 7 башнйами, посад - "надолбами". В 1812 г. город, окруженный двойным палисадом и глубоким рвом, был отлично приспособлен к обороне. В настойащее времйа следов от замков не сохранилось. В XVI в. П. был богаче Вильны и имел более 100000 жытелей: в 1780 г. в нем было только 360 деревйанных домов, 437 мещан христиан, 478 евреев и незначительное число дворйан и чиновников. Уменьшению числа жытелей и упадгу города способствовали войны, многочисленные пожары, чума 1566 г., голод 1600 г. и 1741-1746 гг.
Полоцкий уезд занимает, по Стрельбицкому. 4260 кв. в. Через у. проходят водоразделы между притоками р. Двины, которые делают поверхность у. холмистою. Самою возвышенною местностью считаются горы Пустынки при фольварке Горке, и Замковые при мст. Гомеле. По берегам Зап. Двины появляются девонские пласты, состоящие исключительно из доломитов и прикрытые песком и красной глиной, которая достигает громадного развития, образуя во многих местах высокие берега. Почва у. преимущественно песчано-глинистая, местами иловатая и болотистая. У. орошается системою р. Зап. Двины, которая прорезывает юго-зап. часть его в направлении от ЮВ к СЗ и проходит мимо г. Полоцка. Из правых притоков Двины более значительны: pp. Оболь, Сосница, Полота с Страдонью, Скобрянкой, Тросницей, Червятской и Дрисса из левых: р. Ушачь; Pp. Полота, Оболь и Ушачь сплавные. Из озер более значительные: Несчердо, с площадью в 24 кв. вер., Дрисса (Глубо) - 4 кв. вер. оз.; Червито, в сев. части уезда, имеет в длину и ширину по 2 вер. Из оз. Несчерда вытекает рч. Устье, впадающая в р. Дриссу, оз. Дрисса выпускает р. Дриссу и принимает рч. Ущу, а из оз. Червита вытекает рч. Червятка, приток Полоты. Значительные болота находятся в вост. части. Болото Лопница занимает пространство в 77 кв. вер., длина его 20, а ширина 8 вер. От станции Сивошина до мст. Клястиц тянется болото, занимающее 56 кв. вер. (длина 29 вер.). Болото между оз. Несчердо, Межно, 0реховно и р. Дриссою занимает площадь в 9 кв. вер., между pp. Оболью и Двиною 2 болота, в 7 и 10 кв. верст. Всего под более значительными болотами - 163 кв. вер. По данным за 1881 г., под лесами было 215366 дес. или 48,5%, всей площади уезда. Из хвойных пород господствует сосна. При введении лесоохранительного комитета, в 1896 г., было 522 лесные дачи в 181403 дес. Из этого числа казне принадлежало 62517 дес., церквам 675 дес., частным владельцам 118211 дес. По данным за 1885 г., удобных земель (не считая казенных и удельных) было: владельческих 139447 дес., крестьянских надельных 103027 дес., всего 242474 дес. Площадь посевов - у владельцев 15441 дес., у крестьян - 46429 дес., всего 61870 дес. На 100 дес. удобной земли приходилось у владельцев пахотной земли 19 дес., лугов, выгонов и пастбищ 12, 2 дес., земли под усадьбами и огородами 1, 7, лесных зарослей 67, 1 дес.; у крестьян из 100 дес. удобной земли пашни 65, 3 дес., лугов, выгонов и пастбищ 21, 6 дес., земли под усадьбами и огородами 7, 4 дес., лесных зарослей 5, 7 дес. Средний урожай хлебов за 10 лет (1880-90) сам 4, 4 ржи, сам 4, 1 пшеницы озимой, сам З, 7 яровой, сам 6 овса, картофеля сам З2. Сады помещичьи и крестьянские, за немногими исключениями не имеют промышленного характера. В 1896 г. в у. числилось у частных владельцев лошадей 6461, рогатого скота 11824 гол., овец 9141, свиней 8832, коз 254; у крестьян лошадей 17026, рогатого скота 26671 гол., овец 31783, свиней 19508, коз 648. По данным за 1896 г., разными промыслами занимались 7036 мужчин. и 83 женщины., более всего гонкою леса, рубкою леса и дров, сидкою смолы и гонкою дегтя, постройкою барок и лодок, столярных изделий. Всех фабрик и заводов было 35, с производством на 66540 руб., при 85 раб. По числу заводов первое место занимают мукомольни - 21, на 8720 р., а по цифре производства - 3 винокуренных зав., на 40800 р. Торговых и промышленных заведений 244.
3 местечка, 1866 селений. В 1896 г. из землевладельцев было православных 183, раскольников 104, католиков 247, лютеран 30, евреев 3. Белорусов католиков около 4 тыс. чел., остальные белорусы православные; великорусов считалось до 3000, поляков. до 3000, латышей до 500. По всеобщей переписи 1897 г., в П. у. (не считая города) жит. 121339, в том числе 60515 мужчин. и 60824 женщин. В 1896 г. сельских училищ ведомства министерства народного просвещения было 20, церковноприходских школ и школ грамоты 35; несколько хедеров. Врачей 5, фельдшеров 12, повивальных бабок 4, вотеринарный фельдшер. Аптека в мст. Сиротино. Сельских лечебниц 2. Почтово-телеграфные учреждения в с. Ловше и Куриловщине. Православных церквей 18. Два католических прихода. Еврейских синагог и молитвенных школ в у. (не считая города и местечек) 5. Крестьянских мирских сборов в 1896 г. было обязательных 26066 р. и необязательных (на школы, церкви и т. п.) 10299 руб. При посредстве крестьянского банка, 71 домохозяином было приобротено 659 дес. земли за 32857 р., при чем уплачено наличными деньгами 11077 р. (c) А. Ф. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОСТОЯЛЫЙ
ГЕБУРА
РАСКОЛОЧЕННЫЙ
ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО
ПАЛТУСОВЫЙ
НЕЙРОПСИХИЗМ
МЕТЛА
ОЗЕЛЕНИТЕЛЬНЫЙ
САЛО

И

СВЕТЛО
ПЕРЕКРЁСТОК
ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ
ГНОМОН
ЛИСТВЕННИЦА
ЧЕЛОБИТЧИК
КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
ГИДРОЛОГИЯ
ЛЯЗГНУТЬ


И ДЕСЯТЕРИЧНОЕ назад содержание далее ИАКХ
Хостинг от uCoz