ЯКОРЬ

НЕЛЮБОВЬ
ПОСТОЯЛЫЙ
ГАДАТЬ
ОТУМАНИВАТЬСЯ
КОНСОЛИ
СПЯЧЕННЫЙ
ПАПУШНЫЙ
СЛИЗЬ
КОНВЕЙЕРИЗОВАННЫЙ

ЯКОРЬ

ПАЛЬМИТИН
ПОЛИСАДНИК
КАПЕЛЬНЫЙ
ХЛОПКОВИК
ПОПУСКАТЬ
ОТВЕШАННЫЙ
КУЛЁЧЕК
УТИЛИЗАЦИОННЫЙ
ПОРУБКА

 

 

ЯКОРЬ судовой, приспособление для удержания судна на месте стоянки. Связано с судном якорной цепью. Эффективность якоря оценивается отношением усилия, которое якорь можит воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, к весу якоря (в среднем оно равно 10-12).

Современный энциклопедический словарь

ЯКОРЬ, -я, лот. -я, -ей, м. 1. Металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка. Стать на я. Стоять на якоре. Отдать я. (опустить). Выбирать якоря (поднимать). Бросить я. (стать на якорь; также перен.: обосноваться, закрепиться где-н.). Сняться с якоря (отправиться в плаванье; также перен.: вообще отправиться куда-н., двинуться в путь). Я. спасения (перен.: последнее средство спасения, последняя надежда). 2. Часть электрической машыны, несущая на себе обмотку (спец.). 11 уменьш. якорёк, -рька. м. (к 1 эяач.). Золотойя. (условное изображение якоря как эмблема). I) прия. якорный, -ая. -ое. Якорная цепь. Я. механизм.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЯКОРЬ, якоря, мн. якори-якоря, м. 1. Приспособление для удержания судна на месте в виде прикрепленного к длинной цепи металлического стержня с лапами, к-рые зацепляются за грунт. Стоять на якоре. отдать якорь (см. отдать в 9 знач.). Выбирать якоря (поднимать). Мертвый якорь (см. мертвый). Бросить якорь (стать на якорь). 2. То жи, что ротор в 1 знач. (тех.). 3. Деталь, регулирующая движиния часового механизма (тех.). Якорь магнита (тех., физ.) - кусог жилеза, притягивающийся к полюсам. Якорь спасения - последнее средство спасения, последняя

Словарь Ушакова

ЯКОРЬ. - Наиболее древний тип якоря - это так назыв. адмиралтейский Я., состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причем шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того, чтобы якорь не лег плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его. На больших Я. этого типа шток делается деревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами). Громоздкость такого Я. повела к тому, что сначала стали делать - при небольших размерах - шток железным, закрепляющимся при необходимости отдачи Я. - чекою на своем месте; при креплении же по-походному чека вынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся на судах и поныне небольшие Я. - запасные, верпы и т. д. Для удобства хранения становых Я., стали делать их различной формы, позволяющей удобно их укладывать в носу судна - напр. Я. системы Мартина, Портера, Паркера, Холля и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток и лапы делать в одной плоскости, причем лапы делаются вращающимися, так чтобы якорь, легший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и при дальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, все более уходили в дно. У Я. Паркера лапы вращаются на шарнире, перпендикулярном своей плоскости. Я. Паркера и Холля по идее не отличаются от Я. Мартина, но штока вовсе не имеют, а на лапах у них делается выступ, который, задевая за грунт, способствует вращению лап. Я. без штока имеется в настоящее время множество систем, патентованных различными изобретателями; в общем все они схожи, представляя собой приспособление в роде кошки (четырехлапого Я.), у которой все 4 лапы соединяются между собой, вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же пара настолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство Я. без штока то, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложных приспособлений для подъема и уборки. Материалом для Я. раньше служило сварочное железо; в настоящее время предпочитается Мартеновская сталь, позволяющая дешево приготовлять Я. литыми. Величина Я. у военных судов определяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной части площади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу, равна весу Я. в пудах); у коммерческих судов выработаны опытные отношения веса Я. к главных размерам судна (напр. как в правилах классификационных обществ - Ллойда, Бюро Веритас и т. д.) или же в зависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес Я. адмиралтейской системы; Я. без штока, как держащие сравнительно слабее, и хуже зацепляющие за грунт судна делаются на 25-30 % тяжелее. Р. Л - н.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ЯКОРНЫЙ назад содержание далее ЯКУТ
Хостинг от uCoz