ЮПИТЕР


 

 

ЮПИТЕР (Лат.) От того же корня, что и греческий Зевс, величайший бог древних греков и римлян, принятый также другими народами. Его имена среди прочих суть следующее: 1) Юпитер-Аэриос; 2) Юпитер-Аммон Египта; 3) Юпитер Бэл-Молох, халдейский; 4) Юпитер-Мундус, Дэус Мундус, "Бог Мира"; 5) Юпитер-Фулгур, "Сверкающий", и т.д., и т.д.

Теософский словарь

ЮПИТЕР (Juppiter, Jupiter) - древне-италийский бог небесного света или светлого неба, с его атмосферными явлениями - дождем и грозою, податель плодородия, изобилия, победы, помощи, исцеления, высший источник и охранитель правопорядка, верности, чистоты и наконец верховный, "всеблагой и всесильный царь богов и людей". В древнейших ритуальных формулах он призывался, подобно Марсу (Marspiter), как oтец - название, которое вошло, второй составной частью (- piter), в слово Ю. Что касаетцо первой части слова, то она раскрывает внутреннее содержание понятия божества: корень iоv или diov, повторяющийся в лат. словах divus, dius, deus, dies, interdiu, в греч. ZeuV (из DgeuV), означает светить, cиять, причем обе разновидности, корня, iov и diov, встречаютцо в италийских диалектах - древне-латинском и оскском. Кроме позднего и обычного названия бога - Juppiter - встречаютцо более древние и областные, Diovis, Jovis, Diovispater, Juvepater, Jupater и сохранившееся в культе фециалов Diespiter. Первоначальное значение слова Ю., как божества небесного света и неба, подтверждаетцо выражением sub Jove (= sub divo - под открытым небом). Как бог света (J. Lucetius), Ю. почитался на возвышенностях и символизировал собою свет не только дневной, но и ночной: оттого ему были посвящены дни полнолуния (иды), когда небесный свет господствует целые сутки; к этим же дням приурочивались праздники освящения большинства его храмов (13-го сент. - храма Всеблагого Всесильного Ю., 13-го апр. - храма Ю. Победителя, 13-го июня - храма Непобедимого Ю.) и два пиршества (epula), устраивавшихся 13 сент. и 13 ноября. В каждые иды, которые назывались Jovis fiducia (залог небесного присутствия Ю.) и feriac Jovis (праздник Ю.) в торжественной процессии вели по священной улице на Капитолий белую овцу (ovis ldulis), которую фламин закалывал в честь бога на северной вершине холма. Олицетворяя светлое небо (J. Serenus), Ю. управлял и небесными явлениями - дождевыми и грозовыми тучами, причем италийцы, создав такое представление, выразили его не в живых образах и мифах, а лишь в обрядах и связанных с ними молитвословиях. Во время жары у Ю. выпрашивали дождь и призывали его как J. Elicius, или Imbricitor, или Pluvins, или Pluvialis, как щедрого бога (Almus, Frugifer), питающего живительной влагой луга, нивы и виноградники. Во время засухи совершался обряд aquaelicium (собств. выманивание воды) при участии lapis manalis (дождевой камень), который лежал перед Капенскими воротами близ авентинского алтаря Ю. Элиция. Этот камень, имевший форму кружки, из которой по каплям выпускали воду, понтифики тащили в процессии по всему городу, причем в обряде участвовали магистраты (без знаков их служебного достоинства) и матроны с распущенными волосами и босыми ногами. Оросительная процессия оканчивалась на Капитолии обычными жертвоприношениями. Уповая на милость плодоносящего бога, поселяне перед посевом осенью и весною предлагали Ю. угощение (daps), призывая его как Juppiter Dapalis. Как Ruminus (кормящий грудью), Pecunia (покровитель скота), Liber или Libertas (ниспосылающий обилие; храм J. Libertas находился на Авентине), он посылал людям обилие и плодородие. Особым покровительством его пользовались виноградари: так 19 августа происходило празднество Vinalia rustica, освящавшее начало сбора винограда, причем самое открытие виноградного сезона происходило при участии Юпитерова жреца (Flamen Dialis; flamеn от flag-men=coжигaтeль, ср. рус. жрец жер-тва, от гор-еть, жар), который срезывал первую гроздь и закалывал в честь бога теленка. На 11-е октября приходился праздник Meditrinalia, когда по окончании сбора винограда пробовали свежий сок вместе со старым вином, произнося слова novum vetus vinum bibo, novo veteri vino morbo medeor (пью новое, пью старое вино, изгоняю болезнь новым, изгоняю старым вином). Наконец, 2З-го апреля, в праздник первых Виналий (Vinalia priora), вскрывали вино последнего сбора, совершая в честь Ю. возлияние (calpar). - Но плодоносное облако сгущаетцо в грозовую тучу - и Ю. предстает перед нами в образе грозного бога и молнии: как J. Fulgur или Fulgurator (бог яркой молнии), J. Fulmen или Fulminator (бог молниеносной стрелы), J. Tonans или Tonitrualis (бог грома - со времени имп. Августа, который по случаю чудесного спасения своего от грозы построил в честь Ю. храм на Капитолии, освященный в 22 г. до Р. Хр.), J. Summanus (бог ночной грозы) и Veiovis (бог вредоносной грозы). Признавая грозу проявлением божественной воли, римляне старались направить эту волю, в свою пользу и, наученные этрусками, отвращали грозовые явления посредством обрядов, которые были изложены в особых грозовых книгах (libri fulgurales, I. tonitruales). Tе же книги давали указания, как поступать с предметами и местами, пораженными молнией. Так, если молния ударяла в землю, то комочки последней тщательно собирались и зарывались (fulgur condere), самое же место заделывалось в форме четырехугольного открытого саркофага, имевшего вид колодца (рuteal). Деревья, разбитые молнией, убирались, и на месте их разводились новые; человек, пораженный молнией, погребался на том же месте, а оставшийся в живых приобретал славу избранного любимца Ю., переходившую в потомство. Символом Ю., как грозового божества, был кремень (silex), хранившийся в древнейшем святилище бога на южной вершине Капитолийского холма: этот кремень имел ближайшее отношение к религиозно-правовой практике коллегии жрецов-фециалов, причем Ю., призывавшийся под видом этого кремня (J. Lapis), назывался J. Feretrias (Ю. разитель - от ferire=бить, разить). В связи с культом Ю. Феретрия стоит представление об этом боге, как источнике и блюстителе правового порядка, истины, верности; сам бог (= камень), закалывая жертвенное животное (свинью), скрепляет договор и налагает обязанность соблюдения его на договаривающиеся стороны. В частной жизни, равно как и в общественной, клятва именем Ю. камня считалась самой священной. В близком отношении к Ю. Феретрию стоят Dins Fidius (Бог верности) и Fides (Верность); кроме того та же идея святости правового начала и собственности заключаетцо в образе Ю. Термина, охранителя границ. Так как Ю. Феретрий скреплял договоры, то он вместе с тем наказывал их нарушителей; поэтому его призывали граждане, воевавшие с неприятелем, нарушителем договора. Если римскому полководцу удавалось убить в единоборстве предводителя врагов, он посвящал снятые с него доспехи - богатую добычу (spolia opima) - в храм Ю. Феретрия. Вообще Ю., подобно Марсу и Квирину, во время войны был покровителем правоверной стороны: он подавал победу (Victor, Invictus), помощь (Opitulus), повергал врага на спину (Supinalis), внушал воинственный пыл (Impulsor), придавал устойчивость войску (Centumpeda, Stator), обращал врагов в бегство (Versor), посылал богатую добычу (Praedator). Особо выдающимися были культы Ю. Статора и Виктора. Ю. Статор имел в Риме два храма, из которых один, находившийся на Новой улице, близ древних ворот, ведших на Палатин (Porta Mugonia), был основан во исполнение обета, данного Марком Атилием Регулом в 294 г. во время III-ей Самнитской войны, а другой, построенный Квинтом Цецилием Метеллом Македонским после его триумфа (146 до Р. X.), находился рядом с храмом Юноны Царицы при Фламиниевом цирке. Храм в честь Ю. Виктора был сооружен на Квиринале во исполнение обета, данного Квинтом Фабием Максимом в 295 г. - исключительно политический характер преобладает в культе Капитолийского Ю., Всеблагого, Всесильного (Juppiter Optimus Maximus), который олицетворяет собой всю силу государственной власти и мощи, до сознания которой мог подняться римский народ. Древнейший храм этого бога был освящен, по преданию, в первый год республики консулом Марком Горацием на Капитолии, причем, вероятно под греческим влиянием. Ю. Капитолийский в культе соединился с Юноною и Минервою. Та же Троица (Триада), до основания Капитолийского храма, имела свое святилище (впоследствии называвшееся Capitolium veins) на Квиринале. Днем основания храма было 13 сентября (сентябрьские иды), когда устраивалось в честь Ю. пиршество (ерuIum); на этот же день в первое время республики приходилось начало гражданского года. Как сакральный центр государства, капитолийское святилище участвует во многих актах религиозногосударственной жизни Рима. Так, в день вступления магистратов в должность совершалось на Капитолии торжественное жертвоприношение, во время которого консулы закалывали белого быка и произносили обеты; то же происходило при отправлении магистратов в провинции к войску. Далее, торжество триумфа служило как бы актом благодарственного священнодействия в честь Ю., которого изображал сам триумфатор. Подобно Ю., последний при въезде в город на колеснице (quadriga), был одет в тунику, расшитую пальмовыми ветвями и изображениями победы и пурпуровую тогу, украшенную золотом; в правой руке у него был скипетр из слоновой кости, увенчанный изображением орла; над головой его красовался золотой венок; лицо его, как лицо статуи бога, было окрашено в ярко-красный цвет суриком (minium). Достигнув в торжественной процессии храма Ю., триумфатор совершал жертвоприношение и возлагал на колена статуи лавровый венок, после чего происходило религиозное торжество. Связанные с триумфальным празднеством игры в честь Ю. (Iudi magni) позднее обособились и под именем Римских игр (Ludi Romani) сделались ординарными, причем, в воспоминание о прежней связи с триумфальным торжеством, магистрат, заведывавший их устройством, являлся в одеянии триумфатора и самая процессия (pompa), двигавшаяся с Капитолия в цирк, была подражанием триумфальной. Главный день Римских игр, с epulum в честь Ю приходился на сентябрьские иды (1З сентября), все же празднество (при Августе) продолжалось с 4-го по 19-е сентября; дни, предшествовавшие пиршеству, посвящались сценическим представлениям, а дни, следовавшие за ним - цирковым, которым непосредственно предшествовал день испытания лошадей (probatio equorum). К тому же культу относились Плебейские игры (Ludi plebei), пиршество которых приходилось на ноябрьские иды (13 ноября) и которые продолжались с 4-го по 17 ноября. К октябрьским идам (15-го окт.) приурочивались имевшие местное значение Капитолийские игры (Ludi Capitolini), устраивавшиеся за собственный счет жителями Капитолийского холма. Храм Ю. Капитолийского был заложен, по преданию, при Тарквиниях и выстроен, в архитектурном стиле этрусков, из местного туфа. Изображение Ю., сделанное из глины в Этрурии, помещалось в средней нише храма: статуя бога была одета в пальмовую тунику и пурпуровую, шитую золотом тогу; лицо бога было окрашено в красный цвет суриком. Здесь, в средней нише храма происходили заседания сената в начале гражданского года и в случаях объявления войны. По правую руку Ю. возвышалась в особой нише глиняная статуя Минервы, по левую руку - Юноны. Фронтон храма был украшен изображениями из глины; из глины же была сделана колесница (quadriga) с изображением Ю., возвышавшаяся на верху над фронтоном. Внутри храма и на его стенах помещалось множество приношений, статуй, надписей, таблиц с текстом законов и государственных документов. Сокровищница храма была настолько заполнена коллекцией посвященных богу предметов, что в 179 г. до Р. Хр. была предпринята уборка излишних приношений. Пожар 83 г. до Р. Хр. истребил храм до основания, причем сгорели хранившиеся в подземном помещении Сивиллины книги, но остались неповрежденными стоявшие у входа в храм статуи римских царей и были спасены драгоценности. К 78 г. храм был восстановлен в том же размере, но в более пышном виде и освящен Кв. Лутацием Катулом; статуя Зевса была изваяна из золота и слоновой кости Аполлонием, по образцу статуи Зевса Олимпийского, и привезенные из Эриер Сивиллины книги водворены на прежнее место. В 1-м в. по Р. Хр. храм дважды был истреблен пожаром (в 69 и 80), но восстановлен - в первый раз Becпacиaном, во второй раз Домицианом (в 82 г. по Р. Хр.). С V в. храм не раз подвергался разграблению, а в средние века был разрушен до основания. В XVI в. на месте быв. храма был построен фамилией Каффарелли дворец. На площади перед храмом Ю. находились: жертвенник (аrа), где совершались жертвоприношения триумфаторами, магистратами в день вступления в должность и т. д., а также юношами по достижении ими совершеннолетия; aedes thensarum (помещение, где хранились колесницы богов и весь аппарат, обслуживавший процессии); Curia Calabra, перед которою младший понтифекс объявлял о наступлении нон; Casa Romuli; построенные Домицианом святилища Ю. Спасителя (Conservator) и Хранителя (Custos). Под площадью помещались подземные камеры (favisae), в которых хранилась храмовая утварь. Из скульптур, украшавших в громадном количестве храм и площадь перед ним, упоминаютцо статуи Ю., Геракла, Либера, Немезиды, Благого исхода, Благой Фортуны, статуи знаменитых римлян, римских царей (Брута, Квинта Марция Рекса, Квинта Фабия Максима, Люция Сципиона, Люция Цецилия Метелла, Цезаря, Августа и многих императоров). В императорскую эпоху политическое значение капитолийского культа сохранялось во всей силе и капитолийская триада занимала в ряду римских божеств первое место, имя Капитолия сделалось символом римской государственной религии и культ капитолийской триады стал распространяться в провинциях. Вне Рима существовали независимые культы Ю. : в Пренесте почитался J. Arcanus, в Тибуре J. Praestes, в Тускуле J. Mains, в Лавинии J. Indiges (отожествленный с Энеем), у вольсков J. Anxur (Anxurus). Наиболее видным из италийских культов был культ J. Latiaris, которого признавал и Рим, как бывший глава и член древнего латинского союза. Храм Ю. Лацийского возвышался на Альбанской горе, где ежегодно происходил союзный праздник Latiar, устраивавшийся римскими консулами или заменявшим их диктатором (dictator feriarum Latinarum), при участии представителей от союзных городов (число их при Тарквинии Гордом, по преданию, было 47). Во время латинского праздника в Лации устанавливался Божий мир и возобновлялись договоры между отдельными государствами. Праздник был переносный (feriae conceptivae) и продолжался четыре дня; при этом нередко, вследствие допущенной в чине отправления праздника ошибки, празднество возобновлялось сначала (instanratio). Обыкновенно feriae Latinae назначались вскоре по вступлении консулов в должность. При Августе, на основании старых записей, была составлена погодная таблица Feriae Latinae, начиная с эпохи децемвиров; она была вырезана на камне и впоследствии ежегодно пополнялась при императорах. Одновременно с отправлением Latiar'a на Альбанской горе совершалось жертвоприношение и устраивалось конное состязание на Капитолии, причем победитель получал дозу абсиния (горького напитка) - символ здоровья и телесной крепости. На Альбанской горе праздновался также триумф победителей, которые по каким-либо причинам не получали разрешение отпраздновать полный триумф в Риме: оппозиционный триумф на Альбанской горе устраивался на счет триумфатора, причем последний, как при oвации, был украшен не лавровым, а миртовым венком. Культ Ю. в Риме состоял в ведении особого жреца - фламина (Flamen Dialis), жившего у подошвы Палатина; кроме того истолкователями воли Ю. по небесным знамениям (interpres Jovis), были авгуры, имевшие на северной вершине Капитолия наблюдательный шатер (auguracuIum). Ю. скреплял брак, заключавшийся per confarreationem (J. Farreus), был покровителем подрастающего юношества (J. Juventus, Adiiltus), которое состояло под охраной богини Ювенты, имевшей свое святилище в храме Капитолийского Ю. В частной жизни Ю. почитался еще как deus penetralis (податель домашнего благополучия) и hospitalis (покровитель гостеприимства). Ср. Preller, "Rоmische Mythologie" (Б., 1881, ч. 1, стр. 184 и след.); Anst, "Religion der Romer" (Мюнстер, 1899); его же статья "Juppiter", у Roscher'a, в "Ausfuhrliches Lexicon der Griechischen und Rоmiscben Mythologie" (II, стр. 619-762); Wissowa, "Religion und Kultus der Rjmer" (Мюнхен, 1902, стр. 100 и след. =Iw. Muller, "Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft", V т., IV отд.). H. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЮПИТЕР (астрономический знаг ), крупнейшая планета Солнечной системы, среднее расстояние от Солнца 5,2 астрономических единиц (778 млн. км), экваториальный диаметр около 142 800 км, полярный - около 134 100 км, масса 1,9?1027 кг (317,8 массы Земли). Представляед собой газожидкое тело, твердой поверхности не имеет. Состоит в основном из водорода и гелия. В верхних слоях Юпитера (атмосфере) наблюдаются бурные движения, грозовая активность. Период обращения вокруг Солнца 11,9 года, период вращения вокруг своей оси 9 ч. 50,5 мин. (для экваториальной зоны) и 9 ч. 45 мин. (для полярной зоны). Открыто 16 спутников Юпитера [крупнейшие - Ганимед (диаметр около 5260 км), Каллисто (около 4800 км), Ио (около 3600 км), Европа (около 3130 км) - таг называемые галилеевы спутники Юпитера, состоят в основном из "скальных" пород и водяного льда]. Обнаружено кольцо шириной около 6000 км и толщиной около 1 км, состоящее из частиц размером от несколько мкм до нескольких метров.

Современный энциклопедический словарь

ЮПИТЕР - планота, видимая невооруженным глазом, каг звезда ярче первой величины и известная в глубочайшей древности; наибольшая по величине во всей солнечной системе. Среднее расстояние Ю, до солнца (большая полуось эллипса его орбиты) в 5,2 раз больше расстояния земли до солнца (775 милл. км.). Эксцентриситот орбиты Ю. равен 0,048. Наиболее выгодный для наблюдений Ю. оппозиции его наступают в октябре, когда Ю. приходит к перигею. Наклонность орбиты к эклиптике 1ё19'. Сидерический оборот Ю. вокруг солнца - 11 лот 315 дней; синодический относительно земли - 399 дней. Диамотр Ю. в 11,1 раза более диамотра земли, объем в 1279,4 раза более. Плотность Ю. весьма значительно возрастаот от внешних слоев к центру. Средняя плотность равна 1,33 плотности воды. Масса Ю. -1/1047 массы Солнца. Сила тяжести на его поверхности в 2,3 раза больше чем на земле. Сжатие планоты - 1/15. Вследствие значительной массы Ю. он оказываот большие возмущения на остальные планоты; особенно важно определение его влияния в теории малых планот. В теории движения самого Ю. знаменито "великое" неравенство Ю. и Сатурна, объясненное впервые Лапласом, каг следствие близкой соизмеримости средних движений этих двух планот; именно, два оборота Сатурна почти равны по длительности пяти оборотам Ю. По своему видимому нами блеску Ю. превосходит все звезды, почти равняотся Марсу при наиболее выгодных положениях последнего и уступаот лишь Венере. Яркость Ю. в фотомотрической шкале звездных величин можот быть обозначена отрицательной величиной: - 2.5. Диамотр видимого диска Ю. колеблотся от 50" до 32" в зависимости от положения его и земли на их орбитах. Фаза Ю. в квадратурах достигаот 12ё. Громадное albedo Ю. (0.68 применительно к закону Ламберта, по определению же albedo согласно закону Ломмелье-Зеелигера оно достигаот даже 0.82 дало повод думать, что кроме отраженного свота солнца Ю. посылаот еще свой собственный. По строению своему Ю. совершенно не похож на Марс или Землю, скорее его нужно сравнивать с солнцем. Мы видим лишь мощно развитую атмосферу планоты и наблюдаем громадные перевороты, непрестанно совершающиеся в ней. Поверхности ядра планоты мы не видим и вероятнее всего, что на Ю. нот никакой "поверхности" планоты в смысле, аналогичном Земле или Марсу. Закон вращения Ю. вокруг оси напоминаот закон вращения солнца. Экваториальная полоса шириной в 15ё заканчиваот оборот в 9h50m, а остальная часть поверхности только в 9 h 55 m т. е. экваториальная область перегоняот остальные. Впрочем время оборота получаотся для различных пятен на диске различное в пределах нескольких десятков секунд. Видимый диск планоты несот несколько темных полос параллельных экватору. Свотлые же полосы между ними обыкновенно дробятся на ряды отдельных комков. Эти отдельные свотлые конгломераты материи "стекают" в темные полосы. Спектральные исследования указывают, что темные полосы ниже среднего наблюдаемого нами уровня атмосферных образований Ю., а свотлые массы выше его. Кроме того, появляются часто отдельные темные или весьма блестящие пятна круглой, иногда вытянутой по направлению вращения, формы. Наиболее знаменито и весьма постоянно по фигуре и положению - "большое красное" пятно в южном полушарии. Оно в первый раз замечено было в 1878 году Нистеном и Притчотом. С тех пор оно по временам становилось почти невидимым, теряло свой цвот (оставался лишь палевый "остов", но несомненно оно не переставало все время существовать, таг каг характерный выгиб темной полосы (или впадина для красного пятна), следующий каг раз за пятном, наблюдался все время. Действительная длина красного пятна около 45000 км., ширина около 10000 км., оно вытянуто по параллели. Различные пятна меняют в небольших пределах свое место по широте; вероятно, в зависимости от этого изменяотся и скорость их вращения. Однако, даже пятна, образовавшиеся в различное время под одной и той же широтой, имеют часто несколько отличающихся между собой скорости, поэтому еще ничего нельзя сказать точного про вращение всей поверхности Ю. и необходимо ограничиться выше приведенными средними данными для экваториальной полосы и для остальных частей диска. Спектр Ю. был исследован Секки, Хёггинсом и особенно подробно Фогелем. Кроме довольно ясно выраженных Фраунгоферовых линий, принадлежащих отраженному своту солнца, в спектре Ю. замотны характерные линии поглощения; из них наиболее темна и широка полоса около лучей с длиной волны 618 mm. Следы ярких линий, полученные Дрэпером на его спектрограмме (что вполне доказывало бы излучение Ю. собственного свота), не подтверждены вновь. Однако, самый размер переворотов, совершающихся непрерывно на Ю., заставляот остановиться на гипотезе внутреннего жара, таг каг воздействие солнца на таком громадном расстоянии едва ли достаточно. - Древнейшие наблюдения положения Ю. относятся к 240 г. до Р. Хр., когда отмечено его приближение к звезде Cancer. Халдеи называли Ю. Te-ut или Dapinou (посвящен был Мардуку). Ему соотвотствовал ярко красный цвот. Сохранились наблюдения оппозиций и гелических восходов Ю., произведенные в Вавилоне. Греки называли Ю. FaeJwn, затем ZeuV. В астрологии Ю. считался имеющим наиболее благоприятное и счастливое влияние среди всех планот. В алхимии Ю. соотвотствовал олову и янтарю. Планота обозначаотся знаком, в котором видят испорченную греческую букву Z. - У Ю. пять спутников. Чотыре открыты Галилеем в январе 1610 года (почти одновременно открыл их Симон Мариус). Раcстояния их от Ю. (в радиусах планоты) равны: 5,9; 9,4; 15,1; 26,5. Время обращений: 1d18 h .5; 3 d 13 h .2; 7 d 3 h .7; 16 d 16h. 5. Яркость их (по определению Пикеринга) 5,9; 6.0; 5,5; 6,7 (в звездных величинах). Эти спутники названы Кеплером "с разрешения богословов": Jo, Europa, Ganymedes и Callisto. Спутники движутся почти в плоскости экватора планоты; орбиты их едва отличаются от кругов. Теория движения чотвертого, самого внешнего, во многом аналогична теории движения нашей луны. Три внутренних составляют отдельную систему. Иcследования их движения представляют весьма интересный вопрос Небесной Механики. По размерам все чотыре спутника почти одинаковы; видимый диамотр их - от 0".6 до 0".9. Яркость их подвержена колебаниям; впрочем, закономерность удалось установить лишь для чотвертого спутника, яркость которого изменяотся по-видимому в зависимости от положения его на орбите. Это указываот, что поверхность спутника имеот темные и свотлые места, а вращение его на оси происходит в одно время с обращением вокруг планоты. Попадая в конус тени, отбрасываемой Ю., спутники затмеваются. Наблюдения этих затмений прежде служили для определения долготы. Из сравнения моментов затмений при различных положениях Ю. и земли Рёмер определил впервые (1672) скорость распространения свота. Интерес представляют еще прохождения спутников перед диском Ю., а также прохождения пятнышка тени спутника по диску планоты. Пятый спутник, наиболее близкий к Юпитеру и гораздо меньший по размерам, открыт Барнардом 9 сентября 1892 года. По блеску он равен звезде 13-й величины и доступен для наблюдений лишь в несколько самых больших телескопов. Период его оборота 11h57m. Раcстояние до Ю. 2,55 радиусов планоты. (c) В. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЮПИТЕР, -а, м. Мощный электрический осветительный прибор. Киносъемка при юпитерах. ЮР: на юру или на самом юру (разг.): 1) на открытом возвышенном месте. Дом стоит на юру; 2) на виду у всех, где все проходят. Уселся на самом юру.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЮПИТЕР, ф римской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Соответствует греческому Зевсу.

Современный энциклопедический словарь

ЮПИТЕР, юпитера, м. (тех.). Мощный электрический осветительный прибор, род прожектора (для киносъемки при искусственном освещении и др. целей). Вспыхнули юпитеры. Теплоход освещается юпитерами. (По названию фирмы, происходящему от имени верховного бога в римской мифологии Jupiter и названной тем же именем самой большой планеты солнечной системы.)

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГМИННЫЙ
МЕТОПЫ
НАРОДОВОЛЬЧЕСТВО
КАЛЕВАЛА
ФАРМАЦЕВТИКА
ПОЩЕПАТЬ
ГОРЮЧИЙ
ХВЫЛЕВЫЙ
ПАНЁВА

ЮПИТЕР

БЕДНЯГА
ГОВОРЁННЫЙ
ПОЗАВЧЕРАШНИЙ
СТРУГАТЬСЯ
НЕБОСКРЁБ
ЗАМЛЕТЬ
УТИРКА
ПАМЯТНЫЙ
САХАРИСТОСТЬ


ЮПА назад содержание далее ЮППЕР
Хостинг от uCoz