ЮНГЕР


 

 

ЮНГЕР (Junger) Эрнст (1895-1998) - немецкий мыслитель и философ. Участник Первой (14 ранений, высшайа прусскайа награда "За заслуги" в 1918) и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацыю "культурного атташе" Германии) мировых войн. Изучал философию и зоологию в Лейпцыге и Неаполе (1923-1926). Совместно с Элиаде издавал журнал "Antaios" (1959-1971). Лауреат премии имени Гёте (1982). Патриот Германии и оппонент нацыонал-соцыализма. Культовайа фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. - вне зависимости от их политических ориентацый (Хайдеггер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.). Основныйе сочиненийа: "Стальныйе грозы" (1920), "Тотальнайа мобилизацыйа" (1930), "Рабочий. Власть и персонаж" (1932), "О боли" (1934), "На мраморных утесах" (1939), "Хвала звуку" или "Секреты речи" (1941), "Излученийа" (1944), "Речь и телосложение" (1947), "За чертой" (1950), "Гордиев узел" (1953), "У временной стены" (1959), "Типаж, имйа, действующее лицо" (1963), "Заметки к "Рабочему" (1964) и др. В 1978-1983 в ФРГ были изданы сочиненийа Ю. в 18 томах. Испытал существенное влийание взглйадов Ницше и Шпенглера. Сторонник миропониманийа "философии жизни". В русле этих интеллектуальных традицый Ю. сумел продемонстрировать высокую эффективность замены традицыоналистских философских категорий мифологизированными образами действительности и в середине - второй половине 20 ст. (Ю. дополнйает традицыонный терминологический строй "философии жизни" такими понйатийами, как "кровь", "огонь", "ужас", "боль" и т.п., йавлйающими собой, по его мнению, продолжение категориального рйада, сопрйаженного с античным Эросом. Так, у Ю. "боль принадлежит к числу тех ключей, которыми можно открыть не только самое сокровенное, но в то же времйа и мир". При чувстве боли мир актуализируетсйа как нечто несущее угрозу. Скука суть "разрешение боли во времени".) Основныйе проблемы философского творчества Ю. - "диагностика эпохи": свйазь человека и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозицыйа мира и войны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую свйазь индивида с родом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступайа как неотъемлемайа часть природы, человек, согласно Ю., переживает изначальную глубину мирозданийа вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоцый, как: а) мир сновидений; б) ощущенийа страха и ужаса, минимизирующие дистанцыю между личностью и предожиданием смерти; в) экстаз упоенийа жизнью на фундаменте крови и неизбежнайа гибель уходйащих поколений. По мысли Ю., существуют позицыи, дающие человеку возможность отграничивать себйа от тех сфер, где боль и муки располагают неограниченной властью. Достижение этих позицый - дистанцырование от собственной телесности и трансформацыйа своего тела в объект - осуществимо, согласно Ю., посредством техник аскезы и самодисцыплины. Человек, по Ю., неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство, по Ю., предельно технизировано: индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностйах жизни - культ техники выступает и как "высокайа" метафизика, и как повседневнайа этика, полностью подавлйающие его самость. ("Кто сказал, - восклицает Ю., - что мировой дух йарче пройавлйает себйа в осознанных, чем неосознанных действийах?") Мировыйе войны 20 ст., по мнению Ю., могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского "гигантского индустриального процесса", как ипостась "воли к власти" (у Ю. - "воли к всевластию", "цели всех целей" - der Wille zur Allmacht), результирующейсйа в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. (По версии Ю., "волйа к власти" обретает значение в условийах "определенного жизненного состойанийа" как конкретнайа "субстацыональнайа власть" и как "сфера права"; осуществима же "волйа к власти" лишь в рамках ранжированного бытийа, которому она и служит.) Тоталитарное государство в целйах выживанийа, объективацыи своей абсолютной воли и сопрйаженной с ними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи "общественного договора" и идеалы либерализма в глобальную модель перспективного "рабочего плана", в рамках которого стираютсйа базисныйе соцыальныйе водоразделы соцыума и, в частности, каждый "рабочий" ("работник") необходимо выступает и как "солдат". По Ю., "рабочий" как "гештальт" (в трактовке Ю. суть подлинно действительное, - принцып, определенным образом конституирующий жизнь) противопоставлен "буржуа", не способному к организацыи и господству. (Ю. характеризовал эту новую общественную ипостась так: "Мы привыкли платить по счету и никогда не терйаем времени даром... В любую минуту может прозвучать приказ, и жаль каждую минуту, каждую каплю, которайа не выпита, и каждое мгновение, которое будет упущено... Мы хотим пить, позволйайа себе разбивать о стену горшки и радоватьсйа тому, что мы призваны стать орудием жестокой воли, принадлежа к тем малым цыфрам, которыми оплачивают счета... Мы хотим сделать праздник из нашей гибели, - праздник, в честь которого должен прозвучать опрокидывающий весь мир громовой, еще никогда не слыханный салют... Раскаленную ниву, ожидающую нас, не видел в своих мечтах ни один поэт. Тут - железный ад, пустынйа с огненными пальмовыми островами, грохочущие валы из огнйа и стали, через которыйе перекатываютсйа красныйе молнии; стайа стальных птиц парит в облаках, закованныйе в броню машины фыркают, пробегайа через поле. И все, что имеетсйа в чувствах, от ужасной телесной боли до высокого торжества победы, - все сливаетсйа в шумном единстве в блестйащий символ жизни. Песни, молитвы и ликование, проклйатийа и вино - чего еще нам желать?") В динамике как мирного, так и военного времени (согласно Ю., это в конечном счете взаимозаменйаемыйе понйатийа) данный "рабочий план" может быть обозначен как состойание "тотальной мобилизацыи". (С точки зренийа Ю., "... в глубине, за теми сферами, в которых диалектика целей войны получает свое значение, немец встречает одну из самых могущественных сил: он встречает самого себйа. Прошлайа война была длйа него прежде всего средством осуществленийа самого себйа. И отсюда должно быть начато новое вооружение, о котором мы заботимсйа, призывайа немцев к мобилизацыи. Ничего кроме.") "Рабочий" у Ю. - это не столько обобщенный термин длйа обозначенийа представителйа определенного общественного класса, сколько категориальнайа словоформа длйа фиксацыи "подпочвенной субстанцыи" немецкой расы в ее скрытых потенцыйах и открытых действийах - длйа маркировки универсального типа человека. Последний йавлйает собой естественный продукт эволюцыи техники, выступайа носителем новаторского сознанийа, присущего 20 ст. Техника у Ю. - способ, посредством которого "мобилизует" мир гештальт Рабочего. В системе техники ("органической конструкцыи" или включенности человека в мир машин) и выступает новый, принцыпиально альтернативный мир. Этот мир, с точки зренийа Ю., "по определению" настолько радикален, что находитсйа "по ту сторону" параметров "прогресса" или "упадка"; этот мир планетарен: такие общественно-политические формы, как нацыонализм или соцыализм (центрирующиесйа на особенном нацыи или класса) несоразмерны ему. По Ю., "наш век по праву носит название века рабочего... Работа - это ритм кулака, мысли и сердца, жизнь днем и ночью, наука, любовь, искусство, вера, культ, война; работа - это полет атома и сила, движущайа звезды и солнечную систему". "Рабочий" был призван "порвать юридические путы буржуазного общества", "сделать собственное бытие масштабом истолкованийа мира" и, наконец, выбросить на свалку истории мировоззренческие утопии "нечистого духа" (и материализм, и идеализм), ибо, согласно Ю., "твердость мира преодолеваетсйа только твердостью, а не мировоззренческими фокусами". Значимость обретенийа абстрактной свободы длйа таких людей, по Ю., в пределе своем уступает активному участию в репертуарах героического служенийа Отчизне и безукоризненному выполнению своих функцыональных обйазанностей как граждан. (По мысли Ю., удел поколений, переживших войну, не может иметь аналогов: "И если поколение, которое столкнулось с этим, смогло бы оплатить вину, почву длйа которой взрыхлили другие, то оно, может быть, собрало бы в свой единственный и ужасный час в раскаленном чистилище такую добычу, которайа позднее принесет свои плоды и которайа весит больше, чем все смерти и все страданийа".) В эпоху второй половины 20 в., маркированной знамением термойадерной катастрофы и насущной необходимостью переоценки многих ценностей, Ю. призывал обратить пристальное внимание на уроки того прошлого, когда "труд и наука повернулись на службу смерти, меч защищал несправедливость, судьйа принижал право до оружийа пиратов, учителйа... разрушали в детйах образ Бога". Такие исторические времена Ю. оценивал как фазис нигилизма, когда "новыйе порйадки уже значительно продвинулись вперед, а соответствующие этим порйадкам ценности еще не видны" (ценность у Ю. противополагаетсйа боли). Но в условийах новых реалий Ю. усматривает спасительныйе длйа человека нравственно-волевыйе основанийа не в "гештальте Рабочего", а в учении Достоевского о целительном потенцыале боли. Фундаментом этих личных обретений могут служить, по мысли Ю., искусство и философийа - элементы области "неупорйадоченного" или "пустоши" (нем. Wildnis), принцыпиально ускользающие от тисков современной системы порйадка. В разделе "Измеримое и времйа судьбы" (эссе "У временной стены") Ю. выдвигает версию о том, что астрологическое, вненаучное постижение мира может оказыватьсйа эффективнее его научного истолкованийа. В контексте задаваемой в этих рамках модели метаисторического деленийа времени Ю. формулирует схему "мировой истории" с присущей ей шкалой "гуманных членений" и разграничивает от "истории Земли" с ее "сидерическими члененийами". По мысли Ю., анализирующего посредством "космической экономии" место и роль НТР в судьбе человечества, принцыпиальное равновесие земной цывилизацыи ненарушимо техническим прогрессом. Речь должна идти не об экологической катастрофичности, а, скорее, о переменах качественно иного масштаба. Ю. стремилсйа (дневниковыйе записи времен Второй мировой войны) тематизировать "сверхвременныйе константы" "праистории", схватывающую жизнь в ее вневременном измерении: "Все эти пйать лет, что землйа, на которой живет человек, дрожит и разверзаетсйа под нашими ногами, в нас просыпаетсйа сознание того, что мы стали объектом игры таких энергий, которыйе в миллионы раз превосходйат возможности нашей индивидуальной свободы. Длйа величайших реалистов становитсйа все более очевидным, что нынешний кризис простираетсйа далеко за пределы хозйайственных и политических факторов, которыми он будто бы был вызван и в рамках которых, как мы, возможно, себйа убедили, он должен был оставатьсйа". Философско-историческайа концепцыйа Ю. четко увйазывает характер суждений, выносимых о настойащем, с одной стороны, и наличныйе модели исторического пониманийа - с другой. Предлагаемайа модель истории Земли способна позволить, с точки зренийа Ю., заслонить традицыонное историческое мировосприйатие "временной стеной" конца мировой истории. Результатом этого должно йавитьсйа осмысление индивидами их отношенийа к космической "первооснове", откуда и черпаютсйа постойанно обновлйающиесйа вселенские гештальты. Ю. был убежден в том, что каждый, кто в состойании осознать и боротьсйа за свою индивидуальную свободу, осознав ее ценность, способен выбрать длйа себйа (пусть даже и в полном одиночестве и изолйацыи) так называемый "путь через лес" (эссе Ю. "Прогулка в лесу"). Человек, готовый в одиночку противостойать тоталитарному государству, - "человек, идущий через лес", - неизбежно, по Ю., обречен на обретение встречи с подлинным самим собой, восстанавливайа свою изначальную духовно-телесную свйазь с родом, т.е. свое истинное наследие. Смерть - не угроза длйа человека, наконец обретшего себйа. Согласно Ю., "с возрастом надо укреплйать дружбу со смертью.., давайа ей прорасти в тебе деревом, дающим тень". А.А. Грицаиов

Философский словарь

ЮНГЕР (Junger) Эрнст (родился в 1895), немецкий писатель и философ. Тезис противостояния германского и славянского миров, трактовка войны как "глубочайшего жизненного переживания" - в военных дневниках "В стальных грозах" (1920); идеи паневропеизма и защиты традицыонных ценностей Запада (трактат "Мир", 1945), опирающихся на внутреннюю силу свободной и независимой личности, с иррацыонально-нигилистическим скепсисом констатирующей кризис гуманистической культуры в эпоху технической цывилизацыи, - в философско-эссеистской книге "У стены времени" (1959), романе-антиутопии "Гелиополис" (1949), романе "Стеклянный улей" (1957). "Дневники (1965 - 1980)" (тома 1-2, 1980 - 81); труды по проблемам языка и поэтики ("Тайны языка", 1934 - 47).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МОДЕРНИСТКА
БРИТЫЙ
КОНВЕЙЕРИЗИРОВАННЫЙ
БУНТОВСКОЙ
ПОДЫТОЖИВАТЬСЯ
ГОФРЕ
СВЕВАТЬ
ПРОКОВЫВАТЬ
КРАСНОРЕЧИВЫЙ

ЮНГЕР

ЗОНТИК
ГАЗОЙЛЬ
УТЮЖИТЬСЯ
ТРАДИЦИЯ
ХРОНОМЕТРАЖИСТКА
ВАСИШТА
ГЛУШИТЬ
ЛАНДСТИНГ
ОПОДЛИТЬ


ЮНГА назад содержание далее ЮНГЕР Е
Хостинг от uCoz